Структура и функции экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:49, реферат

Описание работы

Экономическая наука – это наука общественная наряду с другими общественными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, то есть хозяйственные связи, отношения, экономическое поведение людей. Экономическая теория занимается такими вопросами, как организация и регулирование экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица, инфляция бедность и неравенство, военные расходы и загрязнение окружающей среды.

Файлы: 1 файл

referat_po_ekonomike.docx

— 139.75 Кб (Скачать файл)

 

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ  УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ  «ГОРНЫЙ»

 

 

Реферат

По дисциплине:                    Экономика____________________________     

(наименование  учебной дисциплины согласно  учебному плану)

Тема:                                       Структура и функции экономической теории

 

 

 

Выполнили: студенты  гр ТПР-10                  _____________                                   /Угаркина А.М./

                                                                                                                                  (подпись)                                                                         ФИО      

 Проверил:                            _____________                                  /                            /         

                                                          (подпись)                                                                         ФИО       

  Санкт-Петербург

2013

 

Структура и функции экономической теории

Экономическая наука –  это наука общественная наряду с  другими общественными науками  она исследует связи и отношения  между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает  не общество в целом, а лишь сферу  его экономической жизни, то есть хозяйственные связи, отношения, экономическое  поведение людей. Экономическая  теория занимается такими вопросами, как  организация и регулирование  экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица, инфляция бедность и неравенство, военные расходы  и загрязнение окружающей среды. Человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы  для их создания ограничены, поэтому  в центре внимания экономистов поиск  путей эффективного использования, ограниченных ресурсов в производстве, материальных благ для максимального  удовлетворения потребностей людей.

Структура экономической  теории.

 Отраслевая – организация  народного хозяйства обуславливает  существование таких экономических  наук как экономика промышленности, экономика с/х, экономика природопользования.

К функциональным экономическим  наукам относятся (менеджмент, маркетинг, бух/учёт, финансы и кредит, экономическая  статистика).

Историческая – история  народного хозяйства, история экономической  мысли.

Методология.

Исследуя хозяйственные  процессы, экономическая теория принимает  ряд общественных методов познания, то есть таким методам, которые используют естественные науки. Наблюдение и сбор фактов (то есть восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов происходящих в действительности). Например, можно определить, как изменились товарные цены, за тот или иной период.

Эксперимент – то есть проведение искусственного научного опыта, когда  изучаемый объект становится в специально созданные и контролируемые условия. Например проверка эффективности новой системы оплаты труда в рамках определённой группы работников.

Анализ и синтез. Анализ – это изучение объекта по частям. Анализ показателя себестоимости по элементам затрат и так далее.

Синтез. Это изучение объекта  в целом. Например определение показателя себестоимости продукции: как сумму всех затрат. Экономическая теория делится на микроэкономику (фирма, цена, рынок) и макроэкономику (экономика страны, мира).

Индукция и дедукция –  это два противоположных но тесно связанных способа рассуждения. Индукция т.е. обобщение это движение мысли от отдельных фактов к общему выводу. Например, увеличение цен на хлеб, молоко и так далее. Рост дороговизна в стране (инфляция).

Дедукция – это рассуждение  в обратном направлении от общего положения к частным выводам. Например по растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.

 Графический – он  основан на использовании различных  чертежей и рисунков, благодаря  им обеспечивается компактность и наглядность в изложении теоретического материала.

Функции экономической теории:

1. Познавательная то есть изучение и объяснение экономики общества и предъявления полученных знаний в теоретическом виде.

2. Методологическая то есть экономическая теория служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук.

3. Образовательная то  есть имея экономические знания  люди чувствуют себя увереннее  и могут правильно принимать  точные и хозяйственные решения  в различных жизненных ситуациях .

4. Практическая есть разработка  конкретных принципов и способов  рационального хозяйства.

Производительные силы общества, как материально-вещественная сторона  производства.

Производительные силы –  это силы, которые человек сумел  приспособить для своего производства и потребления. Так как производство и потребление немыслимы без  человека, то силу природы используемые для производства и потребления есть производительные силы человека. Они имеют внутреннею структуру. Внутри них выделяют прежде всего средства производства и рабочую силу. Производительные силы.

Средства производства –  это материальные ресурсы включающие две группы вещей. (1). То чем производят (то есть средства труда – это вещи с помощью которых создают необходимые блага – машины, оборудование, компьютеры).(2) То из чего производят, предметы труда – вещи на которые люди воздействуют в процессе труда и которые составляют материальную основу будущего продукта.

Рабочая сила – это способность  человека к труду, совокупность умственных и физических сил применяемых  в производстве. Произведённые людьми средства часто называют капиталом. Он в свою очередь разделяется  на реальный и денежный.

Моделирование – предусматривает  изучение социально-экономических  явлений по их теоретическому образу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее  например, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей предприятия.

Метод научных абстракций или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлечённых понятий, абстракций или  категорий (то есть деньги, цена, дешёвый, дорогой). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, учёные абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем для определения такой  экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других несуществующих характеристик предмета, которые  предлагаются в магазинах.

Основные этапы развития экономической теории.

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла сложный путь своего развития. В  начале экономические знания формировались  как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началась в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия нашей эры.

Меркантилизм – это  первая теория в области экономики  он произошёл от итальянского слова  торговец. Основателями этого были купцы им нужны были теории о развитии торговли. Наибольшее развитие меркантилизм достиг в Англии главные его теоретики - это Томас Манн 1571 – 1641. Антуан де Монкретьен 1575 – 1621. Он ввёл в оборот термин полит экономия. Основные идеи теории.

- Главным богатством общества  являются деньги.

- Источником богатства  служит сфера обращения

- Государство должно помогать  обогащению общества своей целенаправленной  экономической политикой.

Главной задачей политики меркантилизма было обеспечение  накопления денег в стране. В начале это проводилось административными методами. Был введён запрет на вывоз денег за рубеж ограничился импорт.

Классическая школа Физиократа. Физиократия означает власть природы. Её основатели французские экономисты 18 века Франсуа Кене 1694 – 1774 и Анн Робер Жак Тюрго 1727 – 1781 в отличии от меркантилистов Кене и его последователи источником богатства общества, считали производство, а не обогащение. Единственной производственной отраслью по их мнению было сельское хозяйство. Они считали, что это сфера это новое богатство где создаётся чистый продукт. Не земледельческие отрасли представлялись им как бесплодная сфера, которая не приносит ничего нового лишь преобразует продукты природы и земледелия. Дело в том что аграрный сектор Франции был в ужасном состоянии, а промышленность обслуживали высшие классы. В этих условиях Физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике. Важнейшей заслугой Кене был его первый в истории макроэкономического исследования труд (он издал экономическую таблицу), где наглядно показал оборот сельскохозяйственной продукции Франции.

Рыночная школа классиков. Основатели шотландский экономист  и философ Адам Смитт 1723 – 1790. Английский экономист Дэвид Рекардо 1772 – 1823. В отличии от Физиократов они полагали, что всякое производство увеличивает богатство общества. Они выдвинули ряд новых систем взглядов, где главными из которых являлись проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Классики сделали вывод, что первым условием является свободная и конкурентная рыночная экономика. Адам Смит по этому поводу рассуждал так. В обществе существует определённый естественный порядок, той стихийно независимой от воли людей, действуют определенные законы. Они и управляют всеми экономическими процессами. Каждый человек стремиться улучшить своё материальное положение, это и есть мощный стимул его хозяйственной активности. Люди, обычно, не думают об общественной пользе, но все они тесно взаимосвязаны, обмениваются продуктами своего труда и оказывают услугу друг другу.

Марксистская экономическая  теория.

Основоположник этой теории немецкий экономист и социолог К. Маркс (1818 - ) и его единомышленник Ф. Энгельс (1820 - 1895). Марксисты заявили о своей теоретической защите интересов рабочего класса, поэтому их экономическое учение называют пролетарской политической экономией. Согласно их идеям общество населено непримиримо враждебными двумя основными классами буржуазией и пролетариатом. Никаких компромиссов между ними и никакие реформы капитализма невозможны, речь шла об уничтожении частной собственности и ликвидации буржуазии как класса. Сторонники марксизма заявили о своём курсе на насильственный захват политической         власти и установление диктатуры пролетариата исследуя буржуазное общество с позиции рабочего класса Маркс, Энгельс, Ленин (1870 - 1924) пришли к выводу, что главным его пороками являются частная собственность на средство производства и растущая эксплуатация наёмного труда.

Линия экономикс.

Неоклассическое направление  – основатель Альфред Маршалл. Основная идея частная предпринимательская  рыночная система которая способна к саморегулированию. Государство должно лишь создавать благоприятные условия для её функционирования.

Кейнсианское направление. Основатель Джон Кейнс. Основная идея рынок не способен обеспечить социально – экономическую стабильность общества, поэтому государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу.

Раздел 2. Общие проблемы экономической теории.

Потребности общества и их виды? Ресурсы и факторы производства.

1. Потребность – это недостаток или нужда в чём-то необходимым для жизнедеятельности людей. Человеческие запросы развиваются вместе с изменением экономики и культуры общества. Создание полезных вещей способствует удовлетворению разнообразных нужд людей. НТП (научно технический прогресс) на предприятиях обновляет предметный мир и уклад жизни членов общества, вызывает у них качественно новые потребности. Всю историю экономики мы можем рассматривать как историю формирование потребностей. Современная цивилизация знает несколько уровней потребностей.

1. Физиологические нужды.  Пища, вода, одежда, жильё.

2. Защита от внешних  врагов, преступников, помощь при  болезни, защита от нищеты.

3. Общение с людьми, имеющие  те же интересы, в дружбе, любви.

4. Уважение со стороны  других людей, самоуважение.

5. принцип саморазвитии (совершенствование возможностей, способностей человека).

Пирамида потребностей в  какой-то мере отражает ступени становления  и развития отдельной личности. Одно дело появившийся на свет младенец, испытывающий преимущественно физиологические  нужды и совершенно другое например студент у которого формируется весь комплекс нормальных человеческих запросов. 

 Социально экономический  прогресс общества проявляется  в возвышении потребностей. Этот  процесс идёт по двум направлениям. По горизонтали. Сложившиеся запросы  распространяются среди всей  массы населения. Автомобиль не  роскошь, а средство передвижения. Потребности изменяются по вертикали  в этом случае происходит переход  от нисшего их уровня к качественно более высокому. Запросы высшего порядка – интеллектуальные, социальные. Они безграничны. Уровень потребностей заметно возрастает при смене поколений. Поэтому вся совокупность общественных потребностей является конкретным ориентиром созидательной хозяйственной деятельности. При этом приходиться учитывать как традиционные, так и вновь возникающие вопросы людей.

Ресурсы, факторы производства – потребности и ресурсы образуют основы любой экономики.

Ресурсы производства –  это совокупность тех природных, социальных, духовных, сил которые  могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг, других ценностей. В экономической теории ресурсы  делятся на четыре группы.

1. Природные – это потенциально  пригодные для применения в  производстве естественной силы  и в-ва среди которых различают исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и не возобновляемые.

2. Материальные – это  ресурсы созданные человеком,  средства производства, которые  сами являются результатом производства.

3. Трудовые – это население в трудоспособном возрасте с 14 – до 50 лет которое обычно оценивается по трём параметрам: социально-демографическому, профессионально-кваликафиционному, культурно-образовательному.

4. Финансовые – денежные  средства которые общество в состоянии выделить на организацию производства. Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от до индустриальной к индустриальной и от неё к постиндустриальной технологии. В до индустриальном обществе приоритет принадлежит природным ресурсам и трудовым ресурсам, в индустриальном к ним добавляются ещё и материальные, постиндустриальном интеллектуальные и информационные ресурсы.

Информация о работе Структура и функции экономической теории