Структура и инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Процесс эволюции российской экономики неразрывно связан с проблемой формирования и развития рынка и его инфраструктуры.
Россия имеет богатейший опыт реформирования своей экономики. Практически с середины 80-х годов XX века идет непрерывный процесс рыночных преобразований, суть которых сводится к превращению общественно-государственной собственности в различные формы частной, частно-государственной и коллективной собственности, а, вместе с этим, к переходу от плановых административных к рыночным формам хозяйствования.

Содержание работы

Введение
1. Сущность рынка как формы функционирования товарного производства
1.1 Понятие рынка и его сущность
1.2 Функции рынка
1.3 Структура рынка
2. Инфраструктура рынка
2.1 Понятие инфраструктуры
2.2 Виды инфраструктуры
3. Особенности рынка в РФ
Заключение
Приложение
Список Использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономика структура рынка.docx

— 31.44 Кб (Скачать файл)

Свободный обмен  ресурсами подразумевает свободное формирование товарных цен. Они устанавливаются с учетом колебаний спроса и предложения и выглядят как отклонение равновесной цены от своего значения. Посредством установления свободных цен производитель имеет право сам определять специализацию и направление развития своей организации или предприятия.

Модель экономики рыночного  типа базируется не только на системе общественного разделения труда и специализации, но и на праве частной собственности субъектов рыночных отношений. Первая предпосылка предполагает так называемую техническую обособленность участников хозяйственной координации и свидетельствует о том, что каждый из них занимается производством каких-то конкретных товаров и услуг, работая непосредственно для удовлетворения не своих потребностей в этих благах, а потребностей других людей. Для удовлетворения же общих потребностей всех участников общественного разделения труда им необходимо вступить в обмен между собой.

Но сам по себе обмен  не равносилен существованию рынка, так же как и общественное разделение труда — достаточному условию  его развития. Общественное разделение труда — необходимое, но недостаточное  условие существования рынка.

Таким условием является так  называемая экономическая обособленность субъектов хозяйственной координации, которая может существовать лишь тогда, когда все они полностью независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить, сколько, кому и по какой цене продавать. Для существования такого хозяйственного порядка необходимо, чтобы собственность на средства производства и результаты труда находилась не у государства, а у самих производителей, т. е. чтобы она носила частный характер. Таким образом, право частной собственности является обязательным условием формирования, развития и совершенствования рыночных отношений [8, С.43].

Основу рыночной экономики  составляет частная собственность, но для функционирования рыночной экономики  требуется наличие и реализация многообразных форм собственности. Различные формы собственности позволяют создавать самые разнообразные товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей; стимулируют развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров, снижение производственных издержек; элиминируют возможность появления дефицита; обеспечивают возможность выбора и адекватность применения физических и духовных потребностей человека.

Еще одним условием функционирования рыночной экономики является создание рыночной инфраструктуры.

 

1.2 Функции рынка

 

Рынок представляет собой  саморегулирующийся механизм, обеспечивающий производителей прибылью, потребителей — удовлетворением потребностей. Иными словами, рынок так или  иначе производит распределение  факторных доходов: ренты с земли, прибыли от ведения предпринимательской  деятельности, заработной платы от осуществления трудового процесса и процентной ставки, которая является вознаграждением за владение капиталом. Таким образом, рынок воздействует на все стороны хозяйственной  жизни и выполняет для этого  ряд функций.

Основная и самая важная функция рыночной системы — регулирующая. Рынок обеспечивает соотношение величин спроса и предложения, которые определяют уровень цен на товары и факторы производства. Если объемы производства соответствуют потребительскому спросу, устанавливается цена равновесия: она приемлема для обеих сторон торгово-рыночной сделки. В целом, если цена растет, производство начинает наращивать обороты, и объемы выпускаемой продукции увеличиваются. Если цена, соответственно, начинает падать, то отдача от производства снижается, и это является сигналом к снижению масштабов производственной деятельности. Сегодня, конечно, экономика развивается не только по принципу "невидимой руки", но и посредством государственного регулирования.

Вторая функция рынка  — стимулирующая. Под воздействием ценовой динамики происходит внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, освоение новых технологий, что в целом позволяет снизить издержки на изготовление товаров и услуг, совершенствовать систему качества и расширять ассортимент производимой продукции.

Информационная функция определяется через распределение информации, знаний и навыков между всеми экономическими субъектами рыночной системы. Таким образом, производители получают информацию о количестве продукции, ее качестве, форме и других характеристиках, которые определяются в соответствии со структурой потребительского спроса, сложившейся на данный момент времени. В результате организация становится более гибкой, она легко приспосабливается к любым изменениям внешней среды.

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую  информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно  изменяющиеся цены на продукты и ресурсы  дают объективную информацию о потребном  количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.

Стихийно протекающие  операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему  хозяйственному пространству, которое  он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику  хозяйственной деятельности сверять  собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров  с общественным эталоном, т. е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения  не только количества затраченного труда, но и пользы.

Интегрирующая функция состоит  в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс  активного обмена продуктами труда  и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а  потребители не смогут удовлетворять  свои потребности.

В экономике с развитым типом совершенной конкуренции  товаропроизводители создают своего потребителя, а те в свою очередь  имеют право выбрать товар  определенной марки. В этом заключается посредническая функция рынка.

Кроме вышеперечисленных  функций, рынок оценивает произведенный  продукт, его исходные ресурсы и  количество затраченных факторов производства, среди которых основным, безусловно, является труд. Таким образом, деятельность рынка направлена на эффективное  и рациональное использование всех производственных факторов.

Выделяют также оздоравливающую (санирующую) функцию. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику  от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более  предприимчивым и активным.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает  пяти лет. В конкурентной борьбе нередко  гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует  санирующий механизм рынка. И все  же монополизация нигде не подавляет  конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

В России общее количество малых предприятий в последние  годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых  предприятий сравнялось.

Рынок в определенной степени  социально ориентирован. Это проявляется  в производстве товаров и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, в расширении спектра товаров и услуг, которые  бы способствовали высвобождению времени  для отдыха, спорта, развлечений, в  стимулировании повышения квалификации работников, во все более широком  вовлечении работников в принятие экономических  решений.

 

1.3 Структура рынка

 

Рынок в целом характеризуется  богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным  категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок  потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного  назначения, рынок промежуточных  товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья  и т.д.); 2) по географическому положению (местный, национальный, мировой); 3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный  и т.п.); 4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.); 5) по характеру продаж (оптовый, розничный).

Рынок, как механизм ("большой" рынок), состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и  продукции (товаров и услуг).

По объектам обмена различают  рынок товаров, рынок услуг, рынок  капиталов, рынок ценных бумаг, рынок  труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

"Рынок товаров можно  представить состоящим из товаров,  идущих в производственное потребление  (рынок средств производства), и  товаров, предназначенных для  личного потребления (рынок предметов  потребления).

Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно  представить в виде рынков: 1) топлива  и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного  сырья, продовольственных и лесных товаров; 3) объектов промышленного  строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний.

Для рынка машин и оборудования характерна значительная монополизация  производства и мировых рынков сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности  на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое  обслуживание после продажи, что  сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры.

На рынке научно-технических  знаний покупаются и продаются научно-технические  идеи, открытия, изобретения, знания и  опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством  страны, поэтому торговые сделки заключаются  на основе патентов, авторских свидетельств, лицензий.

Рынок предметов потребления  подразделяется на рынки потребительских  товаров длительного и краткосрочного пользования.

Поскольку услуги и информация являются товарами, то соответствующие  рынки объединяются с рынком товаров.

Рынок услуг — это купля-продажа  услуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-технических  и бытовых. Рынок информации возник в промышленно развитых странах  в 50-е гг.

Рынок капиталов в зависимости  от объекта купли-продажи делится  на рынок денег и рынок ценных бумаг. Организационно рынок денег  обслуживают банки, рынок ценных бумаг — фондовые биржи" [25, С.209].

В рынок включены элементы, непосредственно связанные с  обеспечением производства, а также  элементы материального и денежного  обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную  структуру.

В пространственном разрезе  выделяют местный (локальный) рынок, который  ограничивается одним или несколькими  районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По типу конкуренции различают:

рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы имеют  равные права и возможности;

рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки  чистой монополии, олигополии и монополистической  конкуренции.

Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении  основных пропорций производства и  обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного  обращения.

В соответствии с действующим  законодательством той или иной страны различают легальный, или  официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение  примерно совпадают); дефицитный (спрос  превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.

По своей структуре  рынок представляет собой такой  способ связи или отношений между  производителями и потребителями, при котором обмен товаров  происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений  здесь выступают цены. Хотя обмен  товаров происходил во всех прежних  укладах, но господствующее положение  рынок приобрел в капиталистическом  обществе, поскольку здесь товаром  становится также рабочая сила, продаваемая  на рынке труда.


Информация о работе Структура и инфраструктура рынка