Структура и основные показатели платежного баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

В период капитализма свободной конкуренции интерес к проблеме учета международных экономических операций и их надлежащего отражения в платежном балансе был обусловлен главным образом стремлением отдельных государств предотвратить отлив золота в периоды экономических и кредитных кризисов, а со стороны экономистов - стремлением объяснить причины нарушения и восстановления платежного равновесия в рамках общей экономической теории равновесия.

Содержание работы

Введение…………………………………… 3
1. Понятие платежного баланса……. 5
2. Платежный баланс – отражение внешнеэкономических связей страны 7
3. Структура платежного баланса………………… 8
4. Факторы, влияющие на платежный баланс…………………… 13
5. Платежный баланс как объект государственного регулирования… 17
Заключение………………………………………….……… 19
Список используемой литературы……………… 20

Файлы: 1 файл

Контрольная мирова экономика.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

    Отрицательные последствия портфельных инвестиций платежного баланса страны приложения капитала связаны с и репатриацией (от лат. repatriate — возвращение на родину) размещенного за рубежом капитала в период экономического, по кого и валютного кризисов в стране инвестирования. Кроме того отлив прибылей по портфельным инвестициям нередко превышает новый приток иностранного капитала.

    Негативное  влияние иностранных капиталов  на платеж баланс может быть связано  с установлением контроля иностранных  монополий над экономикой ввозящей их включая структуру и географическое направление экспорта товаров. Например, иностранные фирмы поощряют импорт товаров и услуг из страны — экспортера капитала по линии поставок Родительских компаний своим филиалам. Причем ТНК прибегают махинациям с помощью трансфертных цен по внутрифирменным поставкам, которые составляют примерно половину экспорта и импорта США. Особенность современного мeждународного движения капитала заключается в концентрации в промышленно развитых странах примерно 2/3 иностранных инвестиций в Мире.

    В условиях глобализации мировой экономики  нарастает взаимопроникновение  капиталов США, Японии, стран Западной Европы, что усиливает партнерство и соперничество между ними.

    6.     Изменения в международной торговле. НТР, рост интенсификации хозяйства,  переход на новую энергетическую  базу вызывают структурные сдвиги  в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, в том числе наукоемкими товарами, а также нефтью, энергоресурсами. Резкое повышение цен на нефть в 70-х и начале 80-х годов (в 18 раз в 1980 г. против 1971 г.) привело к дефициту текущих операций платежного баланса стран — импортеров нефти ряда промышленно развитых стран, включая США, развивающихся > стран и активизации платежного баланса нефтеэкспортирующих стран ОПЕК. Война в Персидском заливе, начавшаяся в январе 1991 г., вызвала скачок цены на нефть. В конце 90-х годов цена на нефть ниже 15 долл. за баррель.

    В географии товарных потоков происходит сдвиг в сторону расширения обмена между развитыми странами (70% мировой  торговли, стран ЕС — 38%) при сокращении удельного веса развивающихся стран в их внешней торговле. Взаимная торговля развитых стран поглощает 80% их экспорта (стран ЕС — 58%), а торговля между развивающимися странами составляет лишь 1/4 их экспорта. Это обостряет конкуренцию на мировом рынке.

    ТНК наращивают внутрифирменный товарообмен, включаемый статистикой в общий итог мировой торговли. Это накладывает отпечаток на уровень цен, структуру МЭО, распределение выгод от участия в МРТ, способствует таможенному протекционизму. На состояние платежного баланса влияют явные и скрытые международные операции ТНК. Повысилось влияние неценовых факторов конкуренции — новизны, качества, надежности, сроков поставки продукции — на платежный баланс.

    7.     Влияние валютно-финансовых факторов  на платежный баланс. Девальвация  обычно поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив, задерживают получение вырученной иностранной валюты (политика «лидз энд лэгз»}. Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны. С введением плавающих курсов возрос риск валютных потерь. Колебания курса ведущих валют, которые используются как валюты цены и платежа, — доллара, фунта стерлингов, марки ФРГ, японской иены — влияют на платежные балансы большинства стран.154

    8.     Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует «бегству» капиталов за границу.

    9.     Чрезвычайные обстоятельства — неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс.

    Платежные балансы реагируют на торгово-политическую дискриминацию определенных стран, создающих искусственные барьеры  и препятствующих развитию взаимовыгодных отношений. Например, на страны НАТО распространялся обширный список товаров (КОКОМ), запрещенных для поставки в бывшие социалистические страны «по стратегическим соображениям». Преобразования в странах Восточной Европы и бывшем СССР по пути перехода к рыночной экономике могут создать условия для отказа от дискриминации в пользу взаимовыгодного сотрудничества. 

    ·                     4.5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

    Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.

    Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и  крупном дефиците у одних стран  и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов

    Во-вторых, после отмены золотого стандарта  в 30-х годах XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем  ценового регулирования действует  крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

    В-третьих, в условиях глобализации хозяйственных  связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его  уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

    Материальной  основой регулирования платежного баланса служат: 1) официальные золото-валютные резервы; 2) национальный доход, перераспределяемый через государственный бюджет; 3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

    При регулировании платежного баланса  возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию. Рассуждения теоретиков и требования практиков по этому вопросу различны. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с активным балансом международных расчетов призывают их «навести порядок в собственном доме»: ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д. Такие требования после второй мировой войны США предъявляли странам Западной Европы, имевшим хронический дефицит платежного баланса. В 60-х и первой половине 80-х годов положение изменилось; страны Западной Европы, прежде всего ЕС, выступали с аналогичными призывами к США. Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили таможенные и иные ограничения импорта, расширили вывоз капитала.

    Государственное регулирование платежного баланса  — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

    Странами  с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие  мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

    1.     Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего  спроса, включает ограничение бюджетных  расходов преимущественно на  гражданские цели, замораживание  цен и заработной платы. Одним  из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неипользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся грозит обострением социальных конфликтов, если не приник компенсирующие меры.

    2.     Девальвация. Понижение курса  национальной валюты направлено  на стимулирование экспорта и  сдерживание им товаров. Однако  роль девальвации в регулировании  плате: баланса зависит от конкретных  условий ее проведения и сопутствующей  общеэкономической и финансовой политики. Девальвации стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной; ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импорта тозамещения.

    Удорожая  импорт, девальвация может привести к росту и издержек производства отечественных товаров, повышению цен в ( не и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентов преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя она может стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она лишь усиливает спекуляцию на валютных рынках, как сохраняется возможность повторного пересмотра валютного курса. Например, девальвация фунта стерлингов в ноябре 196 на 14,3% и доллара в декабре 1971 г. на 7,89% не устранила спекулятивное давление на эти валюты. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курса других валют, и тогда страна, девальвировавшая свою валюту лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала. Некоторые страны периодически практикуют множественностъ валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка, как скрытую девальвацию. Введение режима плавающих курсов не способствовало выравниванию платежных балансов. Прекращение скачкообразных девальваций в известной мере сняло давление спекулятивных капиталов на международные расчеты однако в условиях плавающих валютных курсов воздействие рыночного снижения на соотношение цен импортируемых и экспортируемых товаров легко сводится на нет. Поэтому для обеспечения эффективности девальвации многие страны, особенно развивающиеся, вводят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.

    3.     Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. Так, в конце 70-х — начале 80-х годов, несмотря на либерализацию текущих операций, примерно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов. Страны ЕС отменили их лишь в начале 90-х годов.

    4.     Финансовая и денежно-кредитная  политика. Для уменьшения дефицита  платежного баланса используются  бюджетные субсидии экспортерам,  протекционистское повышение импортных  пошлин, отмена налога с процентов,  выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная • политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

    5.     Специальные меры государственного  воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

    Важным  объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное  регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

    В условиях обострения конкуренции на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного  производства путем углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными. С целью углубления международной специализации государство стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по повышению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как «зеленая нефть». Поощряется расширение сбыта машин и оборудования. Государство усиленно ориентирует предприятия на внешние рынки, создавая 1 для них преимущества и переводя ресурсы в экспортное производство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование экспорта распространяется на все стадии движения товара от изучения иностранного рынка и до послепродажного обслуживания за рубежом.

Информация о работе Структура и основные показатели платежного баланса