Структура иностранного капитала в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших факторов определяющих мировой экономический процесс, является международное перераспределение капитала.
Развитие рыночной экономики придает новый характер инвестиционной деятельности. Развитие многообразных форм собственности, равных условий хозяйствования создает новые условия для инвестирования и правового регулирования этого процесса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретический аспект иностранной инвестиционной деятельности..4
Понятие и виды иностранных инвестиций……………………………….…4
1.2 Роль инвестиций в экономике страны…………………………………...….7
1.3 Стратегии регулирования иностранного капитала в России………..……10
Глава 2. Иностранный капитал в российской экономике…………………….12
2.1 Объем и структура иностранных инвестиций в экономике России…..…12
2.2 Особенности инвестиционного климата России………………………….14
2.3 Факторы, влияющие на приток инвестиций………………………………17
Глава 3. Проблемы и перспективы участия иностранного капитала в экономике страны………………………………………………………………..…….19
3.1. Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс………19
3.2 Перспективы иностранного капитала в России……………………...……20
Заключение………………………………………………………………...…….22
Список использованной литературы……………………………………...……23

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 56.65 Кб (Скачать файл)

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

- высокие издержки и, как следствие,  неконкурентоспособность производства в России;

- сложные и запутанные способы  регистрации инвестиций в российские  предприятия;

- неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка

вклада российской стороны;

- резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителями высокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектов Российской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается);

- неготовность руководителей российских предприятий к конкретным

действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальныепотери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы (стоимость рабочей силы и её соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительности труда).

 

 

 

ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы участия иностранного капитала в экономике страны

3.1 Иностранные инвестиции в  топливно-энергетический комплекс

Успешное функционирование ТЭК  по сравнению с другими отраслями  российской экономики создает иллюзию  его долгосрочного и устойчивого  благополучия и делает комплекс постоянным и основным донором бюджета. Однако необходимо признать, что сегодня  ТЭК работает в режиме истощения своего производственного потенциала, проедая “запас прочности”, обеспеченный массированными инвестициями предыдущих десятилетий. Основные производственные фонды всех отраслей ТЭК по возрастной структуре, степени износа и техническому состоянию приближаются к критическому уровню. Влияние предыдущих затрат может закончиться очень скоро (подходит к концу период получения эффекта от осуществленных ранее инвестиций), и существует опасность обвального выбытия старых фондов, закрытия большого числа скважин в связи с их ухудшающейся рентабельностью. Основной проблемой ТЭК сегодня является нехватка инвестиций. Эта проблема — не только и не столько “внутриТЭКовская”, сколько макроэкономическая. Нельзя всерьез говорить о привлечении инвестиций в страну, когда отток капитала из нее достигает (по высшим оценкам) 20—25 млрд. долл. в год. Стратегические иностранные инвесторы начнут финансировать проекты в реальном секторе российской экономики тогда, когда это начнут делать инвесторы отечественные, т.е. когда отток капитала из страны сократится до разумных пределов.

По расчетам Минэкономики России, общая сумма инвестиций в ТЭК  за 2000—2015 гг. может составить 200—215 млрд. долл. Среднегодовой их объем за это время может увеличиться в 3 раза. Основным источником этих инвестиционных ресурсов будут оставаться собственные средства хозяйствующих субъектов. На их долю сегодня приходится около 90% общего объема инвестиций в основной капитал ТЭК. Чрезвычайно высокая доля собственных средств в структуре инвестиций свидетельствуете вынужденной нацеленности инвестиционных программ компаний ТЭК на решение текущих задач, а низкая доля иностранных заемных средств в общем объеме инвестиций свидетельствует о непривлекательности российского инвестиционного климата даже в таких традиционно и повсеместно пользующихся повышенным инвестиционным спросом отраслях, как отрасли ТЭК.

В целях расширения возможностей привлечения  инвестиций, в том числе и иностранных, для освоения месторождений ископаемого  топлива и удешевления стоимости  привлечения заемных средств  целесообразно законодательно разрешить залог прав пользования недрами. Такой шаг следует рассматривать в качестве частного случая формирования более общей системы обращения (оборота) прав пользования недрами. Целесообразно сформировать новый сегмент фондового рынка — рынок лицензий на право пользования недрами с приданием ему всех необходимых атрибутов рынка ценных бумаг. Учитывая специфику горных отношений, на этом сегменте рынка должно быть введено разумное ограничение оборотоспособности участков недр и прав пользования ими со стороны собственника недр — государства. Таким образом, переуступка прав пользования недрами будет осуществляться не через государство, а напрямую между субъектами предпринимательской деятельности под контролем государства, что резко повысит ликвидность лицензии на право пользования недрами как предмета залога (обеспечения) для привлечения заемных инвестиционных ресурсов.

 

3.2. Перспективы иностранного капитала в России

За счёт имеющихся на сегодня  запасов нефти в Восточной  Сибири может быть обеспечена годовая её добыча на уровне 30 млн. т в период до 2030 года. Если же мы будем добывать по 50 млн. т в год, то уже к 2010—2012 году необходимо будет перевести часть ресурсов в запасы и постепенно вовлекать их в освоение, а при уровне добычи в 80 млн. т в год надо будет подготовить к освоению принципиально новые нефтеносные области. Чтобы обеспечить разработку новых нефтяных и газовых провинций Восточной Сибири и Дальнего Востока, морских шельфов, необходим прорыв в сервисных технологиях, методах геологоразведки и геофизических исследованиях, который реален лишь с участием иностранных фирм.

Газпром планирует осуществлять в  восточных регионах России разработку крупных месторождений, из которых формируются четыре центра добычи газа: шельфовой зоны острова Сахалин, Иркутский - на основе Ковыктинского месторождения, Якутский - на базе Чаяндинского и Красноярский - Собинско-Пайгинского и Юрубчено-Тахомского месторождений. Для экспорта газа из Восточной Сибири очень важно иметь межгосударственное соглашение с потенциальными потребителями. Газпром ведёт переговоры по экспорту газа с представителями КНР, Японии и Южной Кореи. По-видимому, Южная Корея будет готова принять российский газ до 2010 года, а Китай - в период с 2010 по 2015 год.

Ранее начала формироваться практика рассмотрения конкурсных заявок на выдачу лицензий или проектов - в том числе для иностранных фирм - на неразведанные перспективные участки под геологоразведочные работы. В этой связи непонятны намерения правительства РФ ужесточить допуск к стратегическим месторождениям. Например, в новом законе "О недрах" предусмотрено проведение закрытых аукционов без участия иностранных компаний.

Даже если по государственным соображениям подобные ограничения оправданны, вряд ли найдётся альтернативный отечественный  капитал и технологии для столь сложных и дорогостоящих проектов. Не случайно поэтому широко дебатируются вопросы об ограничении иностранных инвестиций в стратегические регионы.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для нормального развития экономики, для обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоемкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что в конечном счете не может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Ее целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов.

В современных условиях успех и  перспективы экономического развития как крупнейших, так и малых стран определяются и, все в большей мере, степенью их активного участия в этом процессе. Стоять вне его – означает способствовать стагнации, а не развитию экономики страны.

В настоящее время в России происходит снижение притока иностранных инвестиций. В абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

Иностранный капитал может привнести  в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного общества.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воронина Л.А., Е.О. Горецкая. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики // Финансы и кредит. 2008. № 9. С. 2-11
  2. Гусев К.Н. Иностранные инвестиции в России: новые рекорды // Банковское дело. 2008. № 5. С. 23-30
  3. Матросова, Е. Иностранные инвестиции в Россию //Рынок ценных бумаг. 2008. № 19. С. 24-26
  4. Машинская Е.А. Инвестиционная стратегия, или как привлечь инвестора: учебное пособие / Е.А Машинская.-М.: ГроссМедиа. 2008.-240с.
  5. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/
  6. Хачатурян А.А. Иностранные инвестиции: учебный курс (учебно-методический комплекс) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook178/book/index/index.html?go=part-003*page.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура иностранного капитала в экономике России