Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать динамику внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
- исследовать основные понятия внешней торговли - импорт и экспорт;
- проанализировать динамику и структуру внешней торговли России;
- оценить приоритеты и направления развития внешней торговли России;
- рассмотреть характеристику внешней торговли России
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности…….....5
1.1. Основы внешней торговли…………………………………………………..5
1.2. Понятие импорта и экспорта….……………………………………………..7
Глава 2. Товарная структура России………………………………………….…9
2.1. Структура и динамика импорта…..…………………………………………9
2.2. Структура и динамика экспорта……………………………………………12
Глава 3. Характеристика внешней торговли России с лидерами мировой экономики..…………….…………………………………………………………13
3.1. Внешняя торговля России с западными странами……..…………………13
3.2. Внешняя торговля России с США и Канадой…………………………….16
3.3. Внешняя торговля России с Китаем……………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……...……………………………………27
Курсовая работа
на тему:
« Структура экспорта и импорта России»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности…….....5
1.1. Основы внешней торговли…………………………………………………..
1.2. Понятие импорта и экспорта….……………………………………………..
Глава 2. Товарная структура России………………………………………….…9
2.1. Структура и динамика импорта…..…………………………………………9
2.2. Структура и динамика экспорта…
Глава 3. Характеристика внешней торговли России
с лидерами мировой экономики..…………….…………………………………
3.1. Внешняя торговля России с западными странами……..…………………13
3.2. Внешняя торговля России с США и Канадой…………………………….16
3.3. Внешняя торговля России с Китаем……………………………………….21
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……...……………………………………
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как важнейшей формы международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
В целом российская экономика статистически значимо пока не входит в мировую как поставщик новых технологий и современного оборудования. А вот на запрос мирового рынка на поставку энерго- и ресурсоемкой экологически грязной продукции, такой как продукция металлургической и химической промышленности откликается охотно.
Страны торгуют по нескольким причинам. Во-первых, экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные товары - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.
Цель курсовой работы - проанализировать динамику внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
- исследовать основные понятия внешней торговли - импорт и экспорт;
- проанализировать динамику и структуру внешней торговли России;
- оценить приоритеты
и направления развития
- рассмотреть характеристику внешней торговли России
Объектом исследования является внешняя торговля России.
Предметом исследования является экспорт и импорт России, характеризующие внешнюю торговлю России.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель, задачи, объект исследования.
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности.
Международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство.1
В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах».2 Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.3
Становление рыночных отношений дало мощный импульс развитию международной торговли. Международная торговля претерпела существенные изменения, отражая переход к новым ступеням в развитии рыночного хозяйства. Поскольку в основе развития международной торговли лежит международное разделение труда, постоянно углубляющееся и развивающееся под воздействием НТП, то возможности развития международной торговли практически безграничны. В начале XXI в. воздействие НТП становится все более значительным, а связанные с ним изменения в международной торговле - все более динамичными. Фактором, способствующим динамичному развитию международной торговли, является вывоз капитала, уже более 100 лет определяющий важнейшие тенденции в развитии международных экономических отношений в целом. Все более активную роль в развитии международной торговли играют современные государства.
Начиная с 80-х гг. XX в. развитие международной торговли тесно связано с глобализацией экономики, когда происходит по существу «срастание» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами.
Все более значительное место в современной международной торговле занимает электронная торговля (e-commerce, electronic commerce). В основе электронной торговли лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов.
Существенное воздействие на развитие международной торговли оказывает деятельность ТНК, которые формируют свои собственные внутренние («интернальные») рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары (особое место здесь занимают трансфертные цены) и общую стратегию развития таких рынков. Поскольку в современной международной торговле участвует множество различных субъектов международных экономических отношений (от ТНК с глобальными стратегиями и глобальными масштабами торговли - до отдельных физических лиц - «челноков»), экономические интересы которых часто не совпадают, то в целом для нее характерна острейшая конкуренция.
Международные товарные потоки в целом приобретают огромные масштабы и охватывают все регионы мира. В 2005 г. международная торговля товарами (суммированный мировой экспорт товаров) достигла 10,338 трлн. долларов.4
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.5
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Эффективность или неэффективность внешней торговли, открытость или наоборот закрытость национальных экономических систем оказывают весьма противоречивое воздействие на хозяйствующие субъекты и на население различных стран мира. Так, например, либерализация внешнеэкономических связей и рост открытости национальной экономики приводят к тому, что в страну в значительных количествах приходят дешевые конкурентные импортные товары, однако это может привести к закрытию отечественных предприятий, производящих аналогичную продукцию, росту безработицы в стране и т.д.
1.2. Понятие импорта и экспорта
Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг.
Импорт товаров – ввоз товаров на таможенную территорию Российской
Федерации без обязательства об обратном вывозе. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в экономике страны, и товары, ввозимые на территорию государства в соответствии с режимом реимпорта. К реимпортным товарам относятся товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, а затем ввезенные на ее территорию без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Учет импорта производится по ценам франко–граница страны-импортера (СИФ), т.е в цену товара включаются расходы по страхованию и транспортировке товара до границы страны-импортера. Таможенная статистика внешней торговли формируется по всем товарам (в том числе ценностям, за исключением валютных ценностей, находящихся в обращении), ввоз и вывоз которых увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны, и не включает товары, не пересекающие таможенную границу России (рыба и морепродукты, добытые и отгруженные в нейтральных водах, топливо и товары, приобретенные российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных портах), а также данные по ввозу (вывозу) товаров физическими лицами в пределах установленных беспошлинных квот, или перемещаемые через таможенную границу в упрощенном порядке.
Экспорт - вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках. Экспорт выступает как результат международного разделения труда и служит материальной предпосылкой импорта; выручка от экспорта является основным источником средств для оплаты импорта.
Факт экспорта фиксируется в момент пересечения продукцией границы страны или предоставления услуги иностранному партнеру.
Экспорт товаров - вывоз товаров, технологий и услуг для реализации их на внешнем рынке. В международной внешнеторговой практике в зависимости от происхождения и назначения товаров различают:
- экспорт готовой продукции
полностью отвечающей
- экспорт готовой продукции с предпродажной доработкой в стране покупателя;
- вывоз товаров (сырья или полуфабрикатов) для переработки заграницей под таможенным контролем с последующим возвратом;
- реэкспорт;
- временный вывоз за
границу с последующим
- вывоз иностранных товаров временно ввезенных на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.;
- внутрифирменные поставки;
-вывоз продукции в порядке прямых производственных связей предприятий.
Экспорт товаров в РФ – это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства об их ввозе на эту территорию.
Экспортная стоимость товара - стоимость, которая определяется по счету, предъявленному иностранному покупателю, за вычетом прямых накладных расходов в иностранной валюте, связанных с реализацией этого товара.
Глава 2. Товарная структура России.
2.1. Структура и динамика импорта.
Импорт России в I полугодии 2011 года составил 140,0 млрд.долларов США и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличился на 47,4%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 118,7 млрд.долларов США (рост на 47,3%), из стран СНГ – 21,3 млрд.долларов США (рост на 47,7%).
Увеличение стоимости российского импорта в I полугодии 2011 года по сравнению с I полугодием 2010 года было обусловлено как ростом физического объема, индекс которого составил 130,0%, так и ростом средних цен импортируемых товаров, индекс которых составил к I полугодию 2010 года 109,8%.
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в I полугодии 2011 года приходилось 48,4% (в I полугодии 2010 года – 43,7%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с I полугодием 2010 года увеличился на 63,3%, в том числе: механического оборудования – на 52,4%, электрооборудования – на 33,5%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – в 2,0 раза, инструментов и аппаратов оптических – на 30,8%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 82,3%, грузовых – в 2,2 раза.