Структура платежного баланса. Экономическая политика восстановления и поддержания равновесия платежного баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 02:16, контрольная работа

Описание работы

Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вызову капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг. Помимо экономических отношений существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и принципы составления платежного баланса.
2. Структура платежного баланса.
3. Поддержание устойчивого равновесия платежного баланса.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

международная экономика.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Сальдо текущего платежного баланса может быть отрицательным (дефицитным) или положительным. Хронический  дефицит текущего платежного баланса  обычно влияет на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Понижение валютного курса выгодно национальным экспортерам товаров, т.к. они получают ценовое преимущество на рынке, а заработанная иностранная валюта обменивается на национальную валюту по высокому курсу. Низкий валютный курс невыгоден импортерам, т.к. импортные товары дорожают на внутреннем рынке и их сбыт сокращается.

Напротив, хронический  актив (профицит) текущего платежного баланса вызовет повышение валютного  курса национальной валюты, что крайне нежелательно для экспортеров, т.к. их товары и услуги подорожают на внешних рынках, а валюта будет обмениваться на национальную валюту по низкому курсу. Высокий валютный курс будет стимулировать вывоз капитала и импорт товаров.

Дефицит обязательно  должен быть покрыт либо из официальных  резервов, либо путем привлечения  иностранного капитала из частных или официальных источников. Покрытие отрицательного сальдо иностранными заемными ресурсами (кредитами, займами) образует внешнюю задолженность (внешние долги). Страны заимствуют из внешних источников не только на покрытие дефицита платежного баланса, но и на внутренние нужды: на пополнение государственного бюджета, проведение экономических реформ и т.д. Развитые страны, более половины развивающихся стран и некоторые страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) являются состоятельными должниками, т.е. они своевременно погашают свои долговые обязательства.

55 развивающихся государств, бывшие республики СССР и некоторые  страны ЦВЕ нарушают свои долговые  обязательства, допускают просрочки,  обращаются к МВФ, иностранным  государствам-кредиторам и банкам-кредиторам с просьбой о списании (прощении) части долгов, о переносе сроков платежей, о конверсии долгов в акции и другие активы.

II. Баланс движения  капиталов показывает движение  долгосрочного и краткосрочного  капитала.

Он включает следующие  статьи:

"Прямые инвестиции  и прочий долгосрочный капитал". В эту статью включаются:

а) прямые и портфельные  инвестиции;

б) прочий долгосрочный капитал, в том числе:

долгосрочные государственные  и частные банковские займы;

выплату (получение) основной части долга по ранее полученным (предоставленным) займам;

подписку на облигации  международных банков и финансовых организаций.

"Краткосрочный капитал". Эта статья отражает движение  инвестиций сроком до одного  года, преимущественно движение  краткосрочных государственных ценных бумаг и обязательств, банковских депозитов и межбанковской задолженности, краткосрочных займов.

Статья "ошибки и пропуски" включает также контрабанду и  нелегальную утечку капитала.

Ш. Официальные резервы  включают:

1) иностранные валютные активы;

2) государственный золотой  запас в миллионах унций; 

3) специальные права  заимствования (СПЗ);

4) резервную позицию  в МВФ; 

5) прочие требования.

Официальные резервы  выполняют важную функцию, особенно в странах с неконвертируемой валютой и не являющихся первоклассными заемщиками. Они повышают доверие к платежеспособности страны, служат средством поддержания валютного курса. Совокупность официальных резервов всех стран мира образует международную ликвидность. Золото демонетизировано, т.е. оно не является валютой, им нельзя расплачиваться, оно не обладает высокой ликвидностью, его нелегко обратить в наличные деньги; тем не менее все страны, и прежде всего развитые страны, держат золото в качестве официального резерва.

 

3. Поддержание устойчивого равновесия платежного баланса.

 

При всей сложности получения  информации о внешнеэкономических  сделках и трудностях составления  платежного баланса его данные необходимы для выработки макроэкономической политики и принятия решений по ее реализации. Величина располагаемого дохода страны напрямую зависит от сальдо счета текущих операций. Если сальдо положительное, располагаемый доход страны увеличивается, если отрицательное – уменьшается. Следовательно, длительный дефицит по балансу текущих операций неизбежно приведет к замедлению экономического роста. Чтобы этого не случилось, перед правительством стоит задача как минимум избежать продолжительного дефицита баланса текущих операций. Решить эту задачу не просто, поскольку ее решение зависит не только от состояния экономики данной страны, но и от экономических процессов в остальном мире. Такие факторы, как экономические циклы и их неравномерное распространение по странам, события на мировом финансовом рынке, могут существенно снизить эффективность правительственных мер по достижению уравновешенного баланса текущих операций. Эти меры тем эффективнее, чем они своевременнее, разнообразнее и искуснее в применении.

Наиболее распространенным методом регулирования платежного баланса является понижение цены национальной денежной единицы. Эта мера способствует стимулированию экспорта и снижению импорта, действует в направлении сокращения отрицательного сальдо торгового баланса. Она эффективна тогда, когда имеется экспортный потенциал и потенциал для развития производств, замещающих импорт. Такую ситуацию можно было наблюдать в России после кризиса в августе 1998г. Однако девальвация может не дать желаемого результата и даже иметь негативные последствия, если, например, страна в это время импортирует оборудование. Удорожание импортного оборудования, в конечном счете, приведет к росту цен на выпускаемую продукцию, к инфляции издержек.

На стимулирование экспорта направлены такие меры государственного регулирования, как предоставление налоговых льгот, льготного режима амортизации основного капитала, целевых экспортных кредитов, государственное страхование экспорта, оказание консультационных и рекламных услуг. Все это способствует снижению издержек, повышению конкурентоспособности товаров, росту экспорта и положительному влиянию на платежный баланс страны.

К мерам государственного регулирования платежного баланса  страны относится валютный контроль. Он включает обязательную продажу валюты экспортерами, депонирование части  валюты при импорте товаров, согласование контрактов по импорту с институтами регулирования денежного обращения, ограничения по конвертируемости валюты, по ввозу и вывозу наличной валюты.

В последние годы в  связи с ростом влияния мирового финансового рынка на экономику  отдельных стран все большее  значение приобретает межгосударственное регулирование платежного баланса, которое включает согласование условий предоставления государственных экспортных кредитов, двусторонние кредиты сектора государственного управления, взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах, кредиты международных финансовых институтов.

 

Заключение.

 

В заключении можно сделать  следующие выводы:

  1. Платежный баланс представляет собой статистическую сводку, системно суммирующую экономические сделки страны с остальным миром за определенный период. При составлении платежного баланса страны за основу принимаются рекомендации МВФ, что дает возможность сопоставлять между странами основные показатели их внешнеэкономической деятельности. В платежный баланс заносятся все экономические сделки между резидентами и нерезидентами.
  2. На платежный баланс оказывает сильное влияние международная обстановка.
  3. Одной из основных задач макроэкономической политики является избежание значительных отклонений от равновесного состояния платежного баланса, что называют иногда поддержанием внешнего равновесия. Обычно правительство больше беспокоит отрицательное число по счету текущих операций. Чтобы уменьшить или вообще устранить отрицательную величину баланса текущих операций, правительства применяют экономические и административные меры, нацеленные на изменение курса национальной денежной единицы, повышение конкурентоспособности местных билетов.

 

Список литературы

 

    1. Федеральный закон "О Валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ
    2. Международная экономика. Колесов В.П., Кулаков М.В. М.: ИНФРА-М, 2005. — 474 с.
    3. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006.
    4. Сальваторе Д. Международная экономика. - М.: 2007.

 




Информация о работе Структура платежного баланса. Экономическая политика восстановления и поддержания равновесия платежного баланса