Структура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 14:04, реферат

Описание работы

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:
1. Структура рынка по объектам рыночных отношений
2. Структура рынка по товарным группам
3. Структура рынка по географическому положению

Файлы: 1 файл

Структура рынка экономика.docx

— 25.33 Кб (Скачать файл)

 

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:

 

  1. Структура рынка по объектам рыночных отношений (блага, ресурсы)
  • рынки благ и услуг различают:

- традиционные услуги (услуги транспорта, связи, страхования, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги),

- нетрадиционные (маркетинговые, рекламные, информационные),

- материальные (транспорт, торговля)

  • рынок средств труда (оборудование, материалы)
  • рынок ценных бумаг (акции, облигации, векселя, чеки)
  • рынок рабочей силы (это совокупность экономических отношений между наемными работниками (занятыми и незанятыми), с одной стороны, и предпринимателями, а также биржами труда (как посредниками государственными, муниципальными и корпоративными) — с другой, по поводу купли-продажи и использования рабочей силы.)
  • рынок валюты (чеков, векселей, аккредитивов) в иностранной валюте. Существует два вида операций: спот — немедленная поставка валюты и форвард — поставка валюты черед определенное время, как правило, через месяц по согласованному в момент договоренности курсу.
  • рынок золота (купля-продажа золота)
  • рынок жилья (новое, вторичное)
  • рынки научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау);
  • рынок информации (оказание информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации и ее купли-продажи конечному потребителю)
  • рынок лицензий (патентные лицензии, т.е. передача права использования патента без соответствующего ноу-хау (секрет производства); беспатентные лицензии, т.е. приобретение ноу-хау)
  • рынок земли (сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры.)

 

  1. Структура рынка по товарным группам:
  • рынок потребительский: товары длительного потребления (телевизор, холодильник, автомобиль) и текущего (хлеб, мыло, одежда);
  • рынок инвестиционных товаров (идеи, разработки);
  • рынок товаров высокой степени переработки (мороженое, кондитерские изделия, консервы, колбасные изделия);
  • рынок продовольственного сырья (кафе, бары, столовые);
  • аграрный рынок (купля-продажа сельскохоз. оборудования);
  • рынок материально технических ресурсов (машиностроение, производство удобрений)

 

  1. Структура рынка по географическому положению:
  • местный (локальный)
  • региональный
  • национальный
  • мировой

 

  1. По степени ограничения конкуренции:
  • монопольные (одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов);
  • олигапольные (тип рынка, на котором конкуренция несовершенна из-за малого количества фирм);
  • свободные (основан на механизме свободной конкуренции);
  • рынок монополистической конкуренции (монополистической в том смысле, что каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара и конкуренцией — поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары)

смешанные.____

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура рынка по субъектам рыночных отношений:
  • рынок покупателей (ситуация на рынке, при которой величина предложения товара со стороны продавцов, представленных на рынке, превышает величину спроса на данный товар со стороны покупателей.)
  • рынок продавцов (ситуация на рынке, при которой величина спроса на товар со стороны покупателей, представленных на рынке, превышает величину предложения данного товара со стороны продавцов.)
  • рынок государственных учреждений
  • рынок посредников

 

  1. По степени зрелости:
  • неразвитый;
  • развитый;
  • формирующийся

 

  1. В соответствии с действующим законодательством различают:
  • легальный (официальный) рынок;
  • нелегальный (теневой) рынок

 

  1. По степени насыщенности выделяют:
  • равновесный (спрос и предложение совпадают);
  • дефицитный (спрос превышает предложение);
  • избыточный (предложение превышает спрос).

 

  1. По характеру продаж:
  • рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
  • рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
  • рынки госзакупок сельскохозяйственных продуктов.

 

  1. По отраслевому признаку:
  • Рынок автомобилей;
  • Рынок нефти;
  • Рынок компьютерной техники и д.т.

 

 

 


Информация о работе Структура рынка