Структурная перестройка экономики Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

После распада СССР в Украине в 1992 г. началась радикальная экономическая реформа, основанная на монетаризме и так называемой «шоковой терапии». Эта реформа, с одной стороны, способствовала нарастанию рыночных элементов Украины, а с другой стороны, привела к обострению многих социально-экономических проблем.
Целью данной работы является изучение сущности структурной перестройки национальной экономики 90-х годов.

Содержание работы

Введение
Проблемы структурной перестройки экономики Украины
Показатели оценки экономического положения государства
Концепция и основные направления структурной перестройки экономики Украины
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Ввидение

  1. Проблемы структурной перестройки экономики Украины
  2. Показатели оценки экономического положения государства
  3. Концепция и основные направления структурной перестройки экономики Украины

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В начале 90-х годов  в связи с развалом социалистической системы в странах Восточной  Европы встала проблема создания нового демократического общества с рыночной экономикой. Первоначальные надежды, что  эта проблема может быть решена за несколько лет, не оправдалась. Оказалось, что процессы трансформации не только длительные и сложные, но и очень болезненные для общества.

Эти процессы охватили все  сферы общественной жизни, однако, ключевыми являются преобразования в экономике. В течении всего трансформационного периода в странах Восточной Европы существует особый вид экономической системы, называемый экономикой переходного периода. Это система промежуточного типа, где методы планового управления уже не действуют, а рыночная координация еще не заработала  в полную силу. В этой системе закладывается фундамент современной рыночной экономики. Принципиально важно то, что в переходной период должны быть созданы такие рыночные институции, которые позволили бы достичь уровня макроэкономического роста в пределах экономического потенциала страны. Существующие реалии восточноевропейских стран не позволяют пока утверждать, что эта задача выполнена. В практике преобразований слишком много заблуждений и экспериментов, за которые приходится платить чрезмерно высокую, прежде всего социальную, цену.

Экономика Украины не может быть охарактеризована ни как  плановая, ни как рыночная – это  своеобразная переходная экономика, сопровождающаяся кризисными явления. Переходному периоду  Украины присущи как общие  закономерности стран с переходной экономикой, так и с свои особенности.

После распада СССР в  Украине в 1992 г. началась радикальная  экономическая реформа, основанная на монетаризме и так называемой «шоковой терапии». Эта реформа, с  одной стороны, способствовала нарастанию рыночных элементов Украины, а с другой стороны, привела к обострению многих социально-экономических проблем.

Целью данной работы является изучение сущности структурной перестройки  национальной экономики 90-х годов.

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблемы структурной перестройки экономики Украины

 

Отраслевая структура  во многом определяет общую эффективность  экономики, социально-экономические  и стратегические цели общества, жизненный  уровень населения и роль страны в международном разделении труда. Структурная политика сыграла немалую роль в упрощении позиций промышленно развитых стран и бурном экономическом росте ряда государств с переходной экономикой (страны Восточной и Юго-Восточной Азии).

В середине 80-х гг. насущной задачей, стоявшей перед советской экономикой, была перестройка народного хозяйства страны, т. е. изменение соотношения между отраслями, производящими средствами производства, оборонную продукцию, предметы потребления, сферой услуг, между добывающими и обрабатывающими отраслями, между промышленностью и сельским хозяйством и т. д. У страны появились непомерно большие военные расходы, была раздута тяжелая промышленность, непомерно растянут фронт капитального строительства. Необходим был спрос излишнего бремени, долгосрочный структурный маневр в пользу сельского хозяйства и легкой промышленностью, но правительство Горбачева выдвинуло прямо противоположную задачу – ускорить социально – экономическое развитие страны на базе более полного использования достижений научно-технического прогресса и опережающего развития машиностроения. По-прежнему закреплялся курс на опережающие развитие отраслей, производящих средства производства в условиях дефицита товаров народного потребления, продукции сельского хозяйства и сферы услуг. Не была поставлена задача устранения наиболее острых диспропорций в народном хозяйстве. Это усилило несбалансированность экономики.

Более того, в ходе перестройки  было объявлено о том, что 1/3-2/3 советской  экономики является неконкурентоспособной, а потому требуют ликвидации. В особую немилость попал военно-промышленный комплекс (ВПК), который должен был быть подвержен «кардинальной конверсии», т. е. перевода ею на нужду гражданской экономики. Интересно при этом отметить, что 80-90% таких товаров народного потребления – как холодильники, телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты и т. д., производились именно на предприятиях ВПК. Советское правительство проводило конверсию бес планово и на практике военные предприятия стали уничтожаться на основе хаотических волюнтаристских директивных указаний. Непродуманная конверсия ВПК привела к его обвальному падению и потянула за собой другие отрасли, в которых его подразделения составляли солидную долю.

Завершилась горбачевская «перестройка» развалом СССР, а вместе с ним – интеграционных экономических связей между бывшими союзными республиками и их хозяйственными структурами. С этого старта и пришлось новым государствам начинать рыночные реформы, которые с самого начала не приобрели созидательного характера. Более того: процессы реформирования на протяжении 1991 – 1994 гг. Осуществлялись по гиперинфляционно разрушительной модели переходного периода, которая была навязана постсоциалистическим странам извне и привела их экономику к катастрофическому упадку, а большинство населения – к обнищанию. Это требует немедленной коррекции реформ в созидательном направлении, с активным использованием рыночных стимулов. [9]

В Украине, как и в  других странах бывшего СССР, после  отделения поспешили дискредитировать директивное планирование экономики  и управления. Это в свою очередь, привело к демонтированию старой административно – командной системы управления и планирования народного хозяйства, что в условиях отсутствия другого хозяйственного механизма привело экономику государства не к регулированному рынку, а, скорее, к стихийному. Хаос в рыночных отношениях усугубил кризисную ситуацию. В таких условиях разгосударствление и приватизация воспринимаются не как свобода товаропроизводителя, а как вседозволенность, которой сегодня нет ни в одной стране цивилизованного мира. Такая свобода характерна для стран «третьего мира», где каждый товаропроизводитель работает на свой риск, где экономика не регулируется государственными органами, и тем более, не планируется. Именно такая свобода нашего товаропроизводителя привела к тому, что он, пользуясь отсутствием конкуренции, перестал учитывать интересы общества.

Потеря мощных промышленного, аграрного, научно-технического, и природного потенциала страны таит в себе немалую опасность для будущего, для национальной независимости. История не оправдывает тех политических и государственных деятелей, которые ради собственного обогащения довели большинство украинского народа до обнищания, с угрозой ускоренного вымирания. Явными симптомами этого ужасного процесса уже прослеживаются в обострении социально-демографического кризиса. Процессы депопуляции охватили подавляющее большинство сельского и городского населения.

 

2. Показатели оценки  экономического положения государства

 

Наиболее распространенным в мировой практике показателями оценки экономического положения государств выступают производство ВНП, ВВП и НД в целом и в расчете на душу населения. Они свидетельствуют о степени использования собственных, экономического, научно-технического и природного потенциала страны, а также об уровне жизни ее населения. Чем выше эти показатели, тем результативнее система хозяйствования в государстве, прочнее – его экономическое положение, шире – возможности социального и духовного развития каждого человека и всего народа. Однако достоверная сравнительная оценка показателей производства ВНП, ВВП и НД в расчете на душу населения по отдельным странам и их группам, по регионам и континентам, по всем странам мира – дело достаточно сложное с методологической и методической точки зрения.

Находясь на разных ступенях общечеловеческого прогресса, народы по разному оценивают качество жизни, исходя при этом не только из уровня чисто финансовой и материальной обеспеченности.

Не случайно, что ныне данные об объемах ВВП (или ВНП) в расчете  ан душу населения в долларовом выражении, по разным подсчетам, далеко не одинаковы. Они очень существенно отличаются друг от друга. Минстат Украины не публикует абсолютных величин ВВП в долларовом выражении. Они ограничивают эту информацию фиксацией изменений в относительных показателях. Но бурный рост стоимостных показателей в условиях гиперинфляции затрудняет их корректные пересчеты в сопоставимый вид (в постоянных ценах и в долларовом выражении). Не случайно они подвергаются сомнению и пересчитываются аналитиками в отдельности. По данным Минстат Украины, динамика нашего ВВП такова: в 1990 г. – 100%, в 1991 г. – 92,5%, а в 1992 г. – 83,1%, в 1993 г. – 76,5% и в 1994 г. – 57,2%. [3] Эта динамика имеет значительно лучший вид, чем фактический спад производства основных видов продукции в натуре.

За первое полугодие 1995 года в Украине  зафиксировано снижение ВВП (по сравнению с первым полугодием 1994 г.) еще на 11,4%, [4] то есть обнаруживается тенденция к последовательному экономическому спаду.

По данным статистики ООН, где опубликованы объемы НД в расчете на душу населения за 3 года по всем странам мира, в Украине в 1990 году он определен в размере 4005 долл. США, в 1991 г. – соответственно ,2884, а в 1992 г. – всего 318 [5], то есть уменьшилось с 100% до 7,9% (или в 12,7 раз). Это не в коей мере не вытекает не из фактического темпа спада ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, ни - тем более – из изменений численности населения Украины на эти годы. Цифры названного издания по Украине, к сожалению, вызывают сомнение и имеют некорректные расхождения с официальной статистикой нашего государства.

(но нельзя не учитывать и  «правдивость» нашего Госкомстат).

В свою очередь, Мировой  банк реконструкции и развития публикует  собственные расчеты объемов  ВНП в расчете на душу населения  по странам мира, в 1991 году оно имело  ВНП в расчете на душу населения  в размере 5180 долл. США [6], то есть почти на уровне Бразилии и Аргентины, а в 1993 году этот показатель снизился до 4030 долл. [7]. (или на 22,3%). Причем экономически развитые страны, в большинстве случаев, достигали прироста ВНП, при общем его размере на душу населения, в 4-7 раз больше.

На мой взгляд, более  ближе к истинному экономическому положению в Украине данные о производстве ВВП в расчете на душу населения, приведены Европейским центром макроэкономического анализа, которые базируются на скорректированных материалах Минстат Украины. По этим расчетам, общие изменения ВВП в расчете на душу населения имеет следующий вид: в 1990 г. – 2467 долл. США, в 1991 г. – 2143, в 1992 г. – 1909, в 1993 г. – 1490 и в 1994 г. – 921 долл. США [8]. Таким образом, в 1994 году осталось всего 37% от уровня аналогичного показателя 1990 года и 61% - от уровня 1993 года.

Если даже скорректировать  эти данные по всем годам в соответствии с величиной их занижения в 1990 году, то общая тенденция остается без существенных изменений, а абсолютные показатели, естественно увеличиваются. Но, все равно, Украина, вследствие обострения кризиса, оказывается в группе слаборазвитых государств, имея в настоящее время, по оценке наших экспертов, не более 1300 долл. ВВП в расчете на душу населения. Ошибки в оценках различных международных организаций, ученых – аналитиков и экспертов таятся, прежде всего в несовершенных методах расчёта самого объема ВВП и перевода его из украинских карбованцев, которые бурно инфляциировали, в долл. Выражении.

В этих условиях попытки  активизации роста ВВП и НД давали прямо противоположный результат. Национальное товаропроизводство под видом перехода к рынку было загнано монетарной политикой, в ее широком смысле, сначала в своеобразный анабиоз, а затем – и в упадок. Подталкивание к взрывному росту цен вызвало не всплеск, а паралич доходности настоящих хозяев и большинства граждан, а также их платежеспособности.

 

3. Концепция и основные  направления структурной перестройки  экономики Украины

 

В структуре украинской экономики в переходной период продолжает расти роль добывающих отраслей и производства «первого» предела (металлургия) и снижается доля высокотехнических производств. Подобный сдвиг часто называют «утяжелением» экономической структуры.

Концепция структурной  перестройки в Украине исходит  из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

  1. топливно – энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;
  2. отрасли обрабатывающей промышленности, способны поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;
  3. отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

Правительство Украины  неоднократно ставило вопрос о серьёзной  структурной перестройке экономики, но дальше этого не пошло. И дело не только в отсутствии инвестиций. Для проведения эффективной структурной  перестройки нужна четко обозначенная концепция развития экономики: принципы социально-экономического устройства желаемый тип хозяйства, определение места нашей страны в международном разделении труда, определение источников и факторов экономического роста. Эти моменты пока четко не определены.

Информация о работе Структурная перестройка экономики Украины