Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции в Европейском союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений

Файлы: 1 файл

integraciya.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Европейское Экономическое  Сообщество — переименованное в Европейское Сообщество по Маастрихтскому Соглашению — играет более важную роль, чем остальные Сообщества. Его задачей является приспособить каждый сектор экономики стран участниц к единому образцу Сообщества. Это затрагивает такие ключевые моменты, как свободное движение товаров и рабочей силы, свобода предпринимательства и свобода в предоставлении услуг, свободное движение капитала и платежей, политика в области конкуренции, экономическая или валютная политика, политика в области сельского хозяйства, транспорта, экологии, исследований, технологий и промышленности.

Современная история  образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно последовательно и успешно.

Соглашение по Европейскому Союзу  вводит в силу экономическую  и валютную политику, которая направлена на  ввод единой европейской валюты.

Институции  Сообществ.

Первоначально роль институций Сообществ заключалась в практическом применении утвержденного законодательства, и среди них можно выделить Совет Евросоюза, Европейскую Комиссию, Европарламент и два консультативных комитета: Экономический и по социальным вопросам, и Комитет по регионам. Только в нескольких узких сферах (например по углю и стали) таким институциям даны исполнительные полномочия. За законностью действий, которые ими предпринимаются, наблюдает Суд Справедливости при Европейских Сообществах, а Европейский Суд Аудиторов наблюдает за  величиной и законностью использования средств. Но деятельность Европейских институтов жёстко контролируются странами-участницами. Не раз бывали случаи, когда какая-либо страна блокировала какой-нибудь закон даже на стадии разработки. Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель Европейской Комиссии проводят регулярные встречи (по меньшей мере дважды в год) в рамках Европейского Совета для выработки стратегии развития Европейского Союза и определения общих политических принципов.

Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза. Её двадцать членов независимы в своей деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. В Комиссию входят по два представителя от каждой из 5 крупных стран-членов - Франции, Германии, Италии, Великобритании и Испании - и по одному от каждой из 10 малых стран - Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии, Португалии, Финляндии и Швеции. Состав Комиссии, назначаемой сроком на пять лет, утверждается Европейским Парламентом.

Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка», были:

  • постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
  • разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
  • создание валютного союза;
  • унификация налоговой системы;
  • сближение законодательства;
  • разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура – Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Преимущества ЕС:

  1. Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
  2. Возрастает конкуренция между странами.
  3. Обеспечение лучших условий торговли.
  4. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
  5. Распространение передовой технологии.

Отрицательные последствия:

  1. Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
  2. Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
  3. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

Информация о работе Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции в Европейском союзе