2 Государственный
долг РФ и его влияние на функционирование
экономики
2.1 Текущее состояние
внешнего государственного долга Российской
Федерации
Внешний долг — это обязательства
перед нерезидентами в иностранной валюте.
В состав государственного внешнего долга
Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга
по государственным ценным бумагам
РФ, обязательства по которым
выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга
по кредитам, которые получены
РФ и обязательства по которым выражены
в иностранной валюте, в том числе по целевым
иностранным кредитам (заимствованиям),
привлеченным под государственные гарантии
РФ;
3) объем обязательств
по государственным гарантиям
РФ, выраженным в иностранной
валюте.[7; с. 15-21]
Внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами)
на 01.01.2012 по предварительной оценке Банка
России, составил 545,15 миллиардов долларов.
По состоянию на 1 января прошлого
года он составлял 488,94 миллиарда долларов.
Таким образом, за 2011 год внешний долг
страны вырос на 56,21миллиардов долларов,
или на 10,3%.
Совокупные заимствования банков
и прочих секторов к 2012 году достигли
500,7 млрд. долларов США (в структуре внешнего
долга Российской Федерации их доля выросла
до 91,9%). Органы государственного управления
и денежно-кредитного регулирования нарастили
внешнюю задолженность до 44,4 млрд. долларов
США (снижение доли в структуре совокупного
долга до 8,1%). «Приложение А»
Рисунок 1 – Внешний
долг РФ в 2005-2012 гг. (млрд.
долларов США)
Обязательства федеральных
органов управлениявыросли до 32,2 млрд.
долларов США. Основной формой наращивания
федеральной задолженности в 2011 году являлись
новые облигационные займы, доля которых
в структуре суверенного долга возросла
до 77,8%.Удельный вес второй по значимости
категории федеральной задолженности
— кредитов международных финансовых
организаций — равнялся 7,8%.
Новый российский долг занимал
превалирующее место в структуре суверенного
долга (92,0%), на заимствования, принятые
на себя Российской Федерацией в качестве
правопреемницы бывшего СССР, приходилось
7,8%.
Обязательства субъектов Российской
Федерации на 01.01.2012снизились до 1,1 млрд.
долларов США. В 2011 году был максимальный
уровень с 1999 года (2,4 млрд. долларов). Весь
прирост задолженности приходился на
региональные ценные бумаги в российских
рублях, приобретенные нерезидентами.
В 2011 году задолженность органов
денежно-кредитного регулированияснизилась
на 0,8 млрд. долларов США и на 01.01.2012 составила
11,2 млрд. долларов США. Почти неизменной
осталась задолженность по наличным рублям
у нерезидентов.
После существенного сокращения
в 2010 году внешние обязательства российских
кредитных организаций в2011 году выросли
на 18,7 млрд. долларов США. Их уровень на
начало 2012 года составил 162,9 млрд. долларов
США. Основной прирост сложился по текущим
счетам и депозитам нерезидентов в российских
банках, в том числе номинированным в рублях.
Их объем достиг 52,1 млрд. долларов США
(32% совокупного долга сектора). Значительно
увеличилась иностранная ссудная задолженность
банков, составившая 101,7 млрд. долларов
США (62,4%). Относительно стабильным оставались
обязательства по долговым ценным бумагам,
принадлежащим нерезидентам, 4,5 млрд. долларов
США (2,7%) (Приложение1).
За счет опережающего роста
пассивов банков их доля в общем объеме
внешнего долга увеличилась до 29,9%.
Удельный вес задолженности
прочих секторов в структуре внешнего
долга, напротив, уменьшился на 1 процентный
пункт. Тем не менее корпоративная задолженность
оставалась наиболее значимым компонентом
долга, составляя 62,0%. Размер внешних обязательств
небанковских корпораций приблизился
к докризисному уровню и на 01.01.2012 составил
233,8 млрд. долларов США (69,2% внешнего долга
корпораций). Эта категория долга по сравнению
с 2010 годом выросла до 15,2 млрд. долларов
США (6,5%). Относительно стабильной оставалась
доля задолженности по долговым ценным
бумагам — 3,6%. Прочие обязательства, включая
задолженность по финансовому лизингу,
оценивались в 6,8 млрд. долларов США (2,1%).
Наращивание привлечения преимущественно
краткосрочных займов, прежде всего в
банковском секторе, обусловило снижение
доли "длинных" заимствований до
87,6%, удельный вес задолженности со сроком
погашения менее 1 года соответственно
увеличился до 12,4%. Объем краткосрочного
и долгосрочного долга составил 68,2 и 477
млрд. долларов США соответственно.
В валютной структуре внешнего
долга удельный вес задолженности, номинированной
в российских рублях, вырос до24%, в том
числе за счет расширения спектра операций
нерезидентов на российском рынке. Доля
обязательств в иностранной валюте соответственно
снизилась до 76%. На 01.01.2012 рублевый и валютный
компонент составил 129,9 и 415,3 млрд. долларов
США соответственно. «Приложение Б»
На 01.01.2012г. задолженность Российской
Федерации не считалась критичной в соответствии
с международно признанными критериями:
отношение внешнего долга к ВВП составило
36,9% (на начало 2011 года — 33,1%), а внешних
долговых обязательств органов государственного
управления к ВВП — 2,3% (2,5%).[22]
2.2 Текущее
состояние внутреннего государственного
долга Российской Федерации
Внутренний долг - обязательства,
возникающие в валюте РФ; задолженность
государства своим предприятиям, организациям
и населению, возникшая в результате привлечения
их средств для выполнения государственных
программ, эмиссии государственных ценных
бумаг и наличия вкладов населения в государственных
банках.
Внутренний государственный
долг составляет сумма задолженности
государства по непогашенным долговым
обязательствам (облигациям) и невыплаченным
по ним процентам. В состав государственного
внутреннего долга Российской Федерации
включаются:
1) номинальная сумма долга
по государственным ценным бумагам
РФ, обязательства по которым
выражены в валюте РФ;
2) объем основного долга
по кредитам, которые получены
РФ и обязательства по которым выражены
в валюте РФ;
3) объем основного долга
по бюджетным кредитам, полученным
РФ;
4) объем обязательств
по государственным гарантиям, выраженным
в валюте РФ;
5) объем иных (за исключением
указанных) долговых обязательств
РФ, оплата которых в валюте
РФ предусмотрена федеральными
законами до введения в действие
настоящего Кодекса.[1]
Объем государственного долга
Российской Федерации по государственным
гарантиям имеет устойчивую тенденцию
к росту, причем темпами, существенно превышающими
темпы прироста государственного долга
по ОФЗ.
Государственный внутренний
долг РФ, выраженный в ценных бумагах,
номинальная стоимость которых указана
в российской валюте, за январь-май 2012г.
вырос на 5,39% - до 3,73 млрд. руб. (по состоянию
на 1 июня 2012г.).
На 1 января 2012г. внутренний
госдолг РФ составлял 3,54 млрд. руб. За май
долг вырос на 1,08%.«ПриложенииВ»
Самая объемная внутренняя
задолженность относится к облигациям
федерального займа с постоянным купонным
доходом (ОФЗ-ПД), которая выросла на 9,1%
- до 1,99 млрд. руб. Долг по облигациям федерального
займа с амортизацией дохода (ОФЗ-АД), напротив,
снизился на 1,5% - до 1,64 млрд. руб.
Госдолг по государственным
сберегательным облигациям с постоянной
процентной ставкой (ГСО-ППС) вырос на
9,5% - до 461,15 млрд. руб. Госдолг по облигациям
внутренних облигационных займов РФ и
по государственным сберегательным облигациям
с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС)
за январь-май 2012г. не изменился и на 1 июня
2012г. составил 90 млрд. руб. и 132 млрд. руб.
соответственно.
В течение трех последних лет
внутренний долг России показывает устойчивый
рост. На начало 2011г. этот показатель составлял
2,46млрд. руб. Таким образом, внутренний
госдолг вырос за год на 1,08млрд. руб., или
на 30,4%. В 2009г. он равнялся скромным 1,5 млрд.
руб., но подрос на 40%, в 2010г. - еще на 40%, а
в прошлом году - чуть более чем на 40%.
Закон о федеральном бюджете
на 2012-2014гг. предполагает дальнейший рост
внутреннего госдолга: на конец 2013г. он
должен увеличиться до до 7,87 млрд. руб.,
а в следующем году - до 9,22 млрд. руб. Таким
образом, госдолг России вырастет до 15,5%
от ВВП.[3]
Рисунок 2 – Объем государственного
внутреннего долга РФ по государственным
гарантиям, млрд.руб.
Если в 2009 году на долю госгарантий
приходилось около 8,6% всех долговых обязательств
Российской Федерации (Рисунок 3), то в
2011 г. этот показатель увеличится до 17,5%
при устойчивой тенденции к росту во все
последующие годы.
Рисунок 3 – Доля государственных
гарантий Российской Федерации в общем
объеме государственного долга РФ, %
При этом уже в 2014 году сумма
прямых расходов федерального бюджета
по исполнению госгарантий, то есть расходов,
невозмещаемых впоследствии в связи с
отсутствием у Российской Федерации прав
требования к должникам, допустившим нарушение
своих финансовых обязательств, может
достичь 57,5 млрд. руб.
В планируемом периоде формирование
и реализацию долговой политики необходимо
осуществлять, исходя из того, что, во-первых,
интенсивные методы применения госгарантий
себя исчерпали, и, во-вторых, накопленный
по ним долг требует применения усовершенствованных
подходов к оказанию государственной
гарантийной поддержки, имея в виду решение
задачи модернизации управления условными
обязательствами федерального бюджета.[4]
Как следствие, объемы предусматриваемых
в федеральном бюджете средств на исполнение
государственных гарантий Российской
Федерации также стремительно растут
(Рисунок 4).
Рисунок 4 – Объем исполнения
государственных гарантий РФ, млрд.
3 Социально-экономические
последствия государственного долга
- Социально-экономические
последствия внешнего долга
Значительные размеры государственного
долга оказывают существенное влияние
на экономику страны. Среди проблем современной
бюджетной политики проблема государственного
долга занимает особое место. Она является
одной из основных проблем российской
экономики, оказывающей непосредственное
влияние как на темпы экономического роста
страны в целом, так и на направления финансовой
и бюджетной политики.
Крупный долг может породить
вполне реальные проблемы. Внешний долг
не является "задолженностью самим
себе", и фактически выплата процентов
и основной суммы такого долга требует
передачи части реального продукта страны
другим государствам.
Крупный и растущий государственный
долг затрудняет для политиков применение
фискальных мер в периоды спада. Крупный
и растущий государственный долг ставит
политические барьеры на пути применения
антикризисных фискальных мер.[6; с. 32-34]
Государственный долг может
послужить источником реального экономического
бремени для грядущих поколений, в частности
потому, что под воздействием долга будущие
поколения наследуют меньший запас инвестиционных
товаров (средств производства), то есть
меньшую "национальную фабрику".
Такое событие связано с эффектом вытеснения,
который заключается в том, что дефицитное
финансирование приводит к росту процентных
ставок и сокращению частных инвестиционных
расходов. Если это происходит, то будущим
поколениям достается экономика, обладающая
меньшим производственным потенциалом,
и, при прочих равных условиях, их уровень
жизни окажется ниже, чем в ином случае.
Можно рассмотреть два сценария
развития событий, которые ведут к разным
результатам.
Первый сценарий - допустим,
что увеличение государственных расходов
финансируется за счет повышения налогов
- например, индивидуального подоходного
налога. Как известно, большая часть дохода
используется на потребление, поэтому
потребительские расходы сократятся почти
на столько же, на сколько возросли налоги.
Таким образом, основное бремя увеличения
государственных расходов примет на себя
нынешнее поколение: ему достанется меньше
потребительских товаров.