Выводы
1. Государственное регулирование
экономики (госрегулирование) представляет
собой процесс воздействия государства
на хозяйственную жизнь общества
и связанные с ней социальные
процессы, в ходе кᴏᴛᴏᴩого реализуется
экономическая и социальная политика
государства, основанная на определенной
доктрине (концепции). Стоит
заметить, что оно содержит в себе момент
целеполагания, целеустановки, причем
для достижения поставленных целей используется
определенный набор административно-правовых
и экономических средств (инструментов).
2. После «великого кризиса» 1929—1933
гг. и особенно после Второй
мировой войны госрегулирование
было органично встроено в
хозяйственный механизм капиталистического
общества в качестве третьего,
верхнего «слоя» (уровня) наряду
с двумя другими «слоями» —
спонтанно-рыночным и корпоративным
регулированием. В результате сложился
рыночно-государственно регулируемый,
социально ориентированный капитализм
(современный капитализм), кᴏᴛᴏᴩый
выгодно отличается от исторически предшествовавших
ему форм капитализма (капитализм ϲʙᴏбодной
конкуренции, корпоративно-олигополистический,
по В.И. Ленину, «монополистический» капитализм)
значительно большими экономической и
социальной стабильностью, эффективностью
общественного производства, уровнем
и качеством жизни.
3. В условиях быстрой интернационализации
и глобализации хозяйственной
жизни в современном мире внутриэкономическое
и внешнеэкономическое госрегулирование
тесно связаны и взаимопереплетены.
4. По объекту воздействия со
стороны государства выделяются
различные направления госрегулирования:
инвестиций, сбыта (включая регулирование
цен), рынка труда, НИОКР, экологическое,
социальных отношений, внешнеэкономическое
и т.д.
5. По характеру воздействия на
процесс общественного воспроизводства
выделяются две основные формы
госрегулирования: краткосрочное (антициклическое),
кᴏᴛᴏᴩое на Западе чаще всего именуется
конъюнктурной политикой, и среднесрочное
и долгосрочное целевое регулирование
(оно включает структурную политику и
политику общего стимулирования экономического
роста на определенную перспективу), кᴏᴛᴏᴩое,
как правило, осуществляется при помощи
различного рода прогнозов и программ.
6. Эффективность госрегулирования
далеко не беспредельна. Стоит
заметить, что оно не может
преодолеть цикличность капиталистического
воспроизводства с ее многочисленными
негативными последствиями, постоянно
обеспечивать высокий уровень
занятости населения и его
всестороннюю социальную защиту.
Стоит заметить, что оно движется
в замкнутом пространстве «магического
четырехугольника», цели кᴏᴛᴏᴩого
(обеспечение темпов роста ВВП,
соразмерных хозяйственному потенциалу
страны, минимизация безработицы, стабильность
цен, внешнеэкономическое равновесие)
во многом противоречат друг
другу.
7. В развитых странах сложились
три главные модели госрегулирования
(американская, западноевропейская
и японская), характеризующиеся различным
сочетанием основных инструментов
экономической политики (бюджетно-налоговых,
денежно-кредитных, государственной
собственности и др.).
8. Нет никаких объективных оснований
полагать, что госрегулирование
в обозримой перспективе не
обеспечило бы поддержание высокого
уровня экономической, социальной,
а на ϶ᴛᴏй основе и политической
стабильности в странах Запада.
Стоит сказать, для России и
других стран с переходной
экономикой опыт госрегулирования
на Западе, эффективно адаптированный
к ϲʙᴏим специфическим условиям, имеет
большое значение.