Сущность государственного регулирования экономики и его место в хозяйственном механизме современного капитализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Необходимость и сущность госрегулирования.
Место госрегулирования в хозяйственном механизме.
Цели госрегулирования.
Средства государственного регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

Сущность государственного регулирования экономики и его место в хозяйственном механизме современного капитализма.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

Выводы

1. Государственное регулирование  экономики (госрегулирование) представляет  собой процесс воздействия государства  на хозяйственную жизнь общества  и связанные с ней социальные  процессы, в ходе кᴏᴛᴏᴩого реализуется  экономическая и социальная политика  государства, основанная на определенной  доктрине (концепции). Стоит заметить, что оно содержит в себе момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор административно-правовых и экономических средств (инструментов).

2. После «великого кризиса» 1929—1933 гг. и особенно после Второй  мировой войны госрегулирование  было органично встроено в  хозяйственный механизм капиталистического  общества в качестве третьего, верхнего «слоя» (уровня) наряду  с двумя другими «слоями» —  спонтанно-рыночным и корпоративным  регулированием. В результате сложился  рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный капитализм (современный капитализм), кᴏᴛᴏᴩый выгодно отличается от исторически предшествовавших ему форм капитализма (капитализм ϲʙᴏбодной конкуренции, корпоративно-олигополистический, по В.И. Ленину, «монополистический» капитализм) значительно большими экономической и социальной стабильностью, эффективностью общественного производства, уровнем и качеством жизни.

3. В условиях быстрой интернационализации  и глобализации хозяйственной  жизни в современном мире внутриэкономическое  и внешнеэкономическое госрегулирование  тесно связаны и взаимопереплетены.

4. По объекту воздействия со  стороны государства выделяются  различные направления госрегулирования: инвестиций, сбыта (включая регулирование  цен), рынка труда, НИОКР, экологическое, социальных отношений, внешнеэкономическое  и т.д.

5. По характеру воздействия на  процесс общественного воспроизводства  выделяются две основные формы  госрегулирования: краткосрочное (антициклическое), кᴏᴛᴏᴩое на Западе чаще всего именуется конъюнктурной политикой, и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу), кᴏᴛᴏᴩое, как правило, осуществляется при помощи различного рода прогнозов и программ.

6. Эффективность госрегулирования  далеко не беспредельна. Стоит  заметить, что оно не может  преодолеть цикличность капиталистического  воспроизводства с ее многочисленными  негативными последствиями, постоянно  обеспечивать высокий уровень  занятости населения и его  всестороннюю социальную защиту. Стоит заметить, что оно движется  в замкнутом пространстве «магического  четырехугольника», цели кᴏᴛᴏᴩого (обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу  страны, минимизация безработицы, стабильность  цен, внешнеэкономическое равновесие) во многом противоречат друг  другу.

7. В развитых странах сложились  три главные модели госрегулирования (американская, западноевропейская  и японская), характеризующиеся различным  сочетанием основных инструментов  экономической политики (бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, государственной  собственности и др.).

8. Нет никаких объективных оснований  полагать, что госрегулирование  в обозримой перспективе не  обеспечило бы поддержание высокого  уровня экономической, социальной, а на ϶ᴛᴏй основе и политической  стабильности в странах Запада. Стоит сказать, для России и  других стран с переходной  экономикой опыт госрегулирования  на Западе, эффективно адаптированный  к ϲʙᴏим специфическим условиям, имеет большое значение.

 


Информация о работе Сущность государственного регулирования экономики и его место в хозяйственном механизме современного капитализма