Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:56, статья
Перед современным обществом встал целый ряд проблем, которые благодаря масштабности и важности для жизнедеятельности людей получили название глобальных.Они имеют общепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всех государств и их граждан. При этом по ряду позиций они настолько обострены и находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление в их решении может грозить гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей
Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности
Актуальность темы:
Перед современным обществом встал целый ряд проблем, которые благодаря масштабности и важности для жизнедеятельности людей получили название глобальных. Они имеют общепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всех государств и их граждан. При этом по ряду позиций они настолько обострены и находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление в их решении может грозить гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей. Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего решения требуют громадных усилий всех государств, объединения всех прогрессивных сил и людей, тесного взаимодействия политических, экономических и научно-технических возможностей.
Цель исследования:
Проанализировать состояние глобальных экономических проблем современности, определить их причины.
Задачи исследования:
Изучить следующие проблемы:
Предложить способы решения данных проблем.
Демографическая проблема.
Наиболее важной экономической проблемой экономики на сегодняшний день является демографическая проблема. Демографический взрыв вызывает обострение таких глобальных проблем, как продовольственная, экологическая, сырьевая, энергетическая. Согласно статистическим данным, опубликованным экспертами ООН, число жителей планеты лишь к середине прошлого века впервые достигло миллиардной отметки, а согласно новым оценкам к началу 2014 года численность населения планеты составила 7,2 млрд. человек. По прогнозам экспертов ООН, к 2050 году увеличится до 9,2 миллиардов. При этом рост населения будет преимущественно происходить в беднейших странах - в Африке южнее Сахары или в странах Южной Азии.
Годы |
1990 |
2000 |
2010 |
2014 |
2050 |
Численность населения, млрд. |
5,3 |
6,07 |
6,8 |
7,2 |
9,2 |
Чтобы прокормить всех этих людей, понадобится радикальное переустройство аграрной сферы. А это значит, что продолжение сегодняшнего хищнического отношения к природным ресурсам будет совершенно неприемлемым. Сегодня лишь половина урожая зерна расходуется на питание людей, другая половина же уходит на корм для скота, производство топлива или же - просто выбрасывается.
Существует множество различных путей решения данной проблемы. Если это касается быстрого уменьшения численности населения, то надо повышать рождаемость такими способами, как например запрещение абортов, социальные гарантии молодым семьям, выплаты на рождение ребенка. А если наоборот, слишком большая рождаемость, то пропаганда рождения в семье одного-двух детей. Но решение одной из этих проблем может вызвать ряд других.
Многие государства стали регулировать рост населения. В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы. Правительство самой многолюдной страны - КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка.
Таким образом, потенциальная опасность современной демографической ситуации заключается не столько в том, что в предстоящее время население земного шара увеличится почти в 1,3 раза, сколько в том, что появится два миллиарда голодающих, не находящих применения своему труду людей в городах, живущих за «чертой бедности». Такое положение было бы чревато глубокими экономическими, социальными и политическими потрясениями как внутри отдельных стран, так и на международной арене.
Проблема голода
Одной из важнейших проблем всего человечества является голод в мире. Он в первую очередь связан с наличием и распределением продовольствия. В мире голодает более 960 млн. человек, или 10,4 % населения Земли. От голода ежегодно умирает около 18 млн. человек, особенно в развивающихся странах, сотни миллионов недоедают.
Основная причина голода – региональные, социальные, экономические и другие виды неравенства, которые проявляются не только в распределении продовольствия, но и в доступе к средствам производства и занятости. Поэтому данная проблема, как считает большинство ученых, должна решаться не с помощью поставок продовольствия по низким ценам (эти попытки имели место последние 40 лет, а путем устранения основных факторов бедности. Одним из них является экономическая маржинализация наиболее слабых стран.
Поэтому для решения данной проблемы предлагаются следующие меры:
Проблема природопользования
Суть этой проблемы в том, что человечество больше не может до бесконечности и все растущими темпами увеличивать объемы отнимаемых у природы ресурсов. Почему? Во-первых, многие из них невозобновляемы и весьма близки к исчерпанию. А во-вторых, массированные добыча, переработка и само использование ресурсов часто наносят огромный ущерб окружающей среде и постепенно разрушают сложившееся в природных системах равновесие. Так, например, крупномасштабные вырубки тропических лесов все больше и больше сокращают «легкие» нашей планеты. А ежегодное выбрасывание в атмосферу, воду и почву около 1 млрд. тонн отходов губит и отравляет природу и вызывает тяжелые заболевания животных и людей.
Понятно, что человечество не может существовать без обеспечения себя энергией и сырьем без определенного экономического роста. Однако необходимо принципиально изменить модель экономического роста: перенести акцент с бесконечного наращивания объемов ресурсов на всемирную рационализацию их производства и потребления. Тогда повышение уровня жизни людей будет достигаться ценой относительно меньших ресурсных затрат.
Конкретными путями рационализации применения ресурсов могут быть снижение энерго- и материалоёмкости производимой продукции; замена в теплоэнергетике нефти и угля менее грязным газом; развитие нетрадиционной энергетики – солнечной, ветровой, геотермальной (которая использует внутреннее тепло Земли – пар и горячую воду), приливной (преобразует энергию морских приливов в электрическую), наконец, стимулирование рационального и экономного потребления ресурсов (строгий учет их расхода и дифференциация оплаты используемых ресурсов в зависимости от их редкости и объемов потребления).
Проблема разоружения
Почему предотвращение термоядерной войны является первоочередной проблемой человечества? В мире накоплено около 57 тыс. разных ядерных боезарядов общей мощностью почти 50 тыс. Мт, что в 1 млн раз превышает силу атомного взрыва в Хиросиме в 1945 г. Этого запаса достаточно, чтобы уничтожить человечество. Широкое применение оружия массового поражения приведет, в первую очередь, к уничтожению городов, в которых сконцентрировано 40 % населения планеты и почти все промышленное производство, основной экономический потенциал человечества.
Применение оружия массового поражения носит глобальный характер. Это означает, что оно не может быть локализованным границами одной страны, и, следовательно, регионы и районы нашей планеты, где не будет использоваться термоядерное оружие, также будут обречены.
Наряду с угрозой термоядерного оружия реальной становится угроза экологического оружия (провоцирование землетрясений, цунами, нарушение озонового слоя над территорией противника), милитаризация космоса.
Рост милитаризации экономики углубляет и обостряет экономические, социальные, политические и другие проблемы. Поэтому первоочередной задачей является прекращение гонки вооружений.
Этому может помочь осуществление конверсии. Как показывают современные исследования, конверсия не способствует и росту безработицы, поскольку на создание одного рабочего места в военном производстве требуется больше (в 4 раза) капитальных вложений, чем в гражданском производстве. Так, каждые 10 млрд. долларов создают на 40 тыс. рабочих мест меньше в военном производстве, чем если бы эти деньги были направлены в гражданские отрасли. Приводятся данные: 1 млрд. долларов расходов Пентагона даёт примерно 48 тыс. рабочих мест, а затраченная в сфере здравоохранения эта сумма создаст 76 тыс., а в системе образования - 100 тыс. новых рабочих мест.
Проблема НТП и образования
НТП показывает сложное и противоречивое влияние на глобальные процессы в современных условиях. С одной стороны, НТР и НТП прямо связаны с социально-экономическим прогрессом. Несомненно, что их результатом явились бурный экономический рост на основе повышения общественной производительности труда и экономии природных ресурсов, усиление интернационализации мировой экономики и взаимозависимости стран мира. С другой – нарастают и углубляются противоречия, в том числе экономические. Среди них рост неудовлетворенного спроса, так как НТР стимулирует новые быстродействующие потребности; негативные последствия, связанные с непредсказуемыми результатами внедрения тех или иных достижений в производство (загрязнения, аварии, катастрофы); неблагоприятное воздействие интенсификации производства и информации на человеческий организм; недооценка значения человеческого фактора; рост морально-этических проблем (манипулирование наследственностью, компьютерные преступления, тотальный информационный контроль и т.п.). Обострилась проблема обратной связи между НТП и его уже реализованными возможностями. Возник комплекс вопросов так называемой технической безопасности применения созданных нововведений.
НТР рационально меняет сложившийся характер международного разделения труда. Так, новые формы автоматизации лишают развивающиеся страны преимуществ, связанных с наличием дешевой рабочей силы. Растущий экспорт научно-технической информации и научно-технических услуг используется развитыми странами как новый инструмент «технологического неоколониализма». Он усиливается деятельностью ТНК и их зарубежных филиалов.
Важным аспектом глобальных проблем, связанных с НТР, является проблема образования. Однако без тех колоссальных изменений, которые произошли в сфере образования, невозможными были бы ни НТР, ни огромные достижения в развитии мировой экономики, ни те демократические процессы, в которые вовлекается все большее число стран и народов мира.
В наше время образование превратилось в одну из важнейших сторон человеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, а расходы на него постоянно возрастают: в развитых странах в эту сферу вкладывается от 5 до 8 % ВНП.
Для слаборазвитых стран это проблема «замкнутого круга»: без роста ВНП невозможен рост расходов на образование, без которого невозможен и рост ВНП.
Проблемой для слаборазвитых стран остается «утечка мозгов», когда наиболее квалифицированные кадры стремятся найти работу за рубежом. Причиной является то, что подготовка кадров не всегда соответствует реальным возможностям их использования в конкретных социально-экономических условиях. Так как образование связано с определенной социально-культурной сферой, то его проблемы вступают в сложнейшее взаимодействие со всеми проблемами человечества: экономическая отсталость, рост населения, безопасность проживания и т.д. Кроме того, образование само требует постоянного совершенствования и реформирования.
Доля расходов на образование от ВВП, % (2012 г.)
Страна |
Расходы, % |
Место |
Дания |
8,7 |
6 |
Норвегия |
7,3 |
15 |
Южная Африка |
6,0 |
32 |
Франция |
5,9 |
34 |
Сенегал |
5,6 |
49 |
США |
5,4 |
52 |
Германия |
4,6 |
79 |
Россия |
4,1 |
98 |
Информация о работе Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности