Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 10:13, реферат
Планирование – это процесс подготовки управленческого решения основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредствам сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.
Сущность планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законом, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики обеспечить научное обоснованное руководство развитием народного хозяйства посредствам использования системы плановых документов.
Сущность и назначение макроэкономического планирования и прогнозирования
Планирование – это процесс подготовки управленческого решения основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредствам сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.
Сущность планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законом, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики обеспечить научное обоснованное руководство развитием народного хозяйства посредствам использования системы плановых документов.
Планирование осуществляется на различных уровнях иерархии управления:
- на уровне народного хозяйства страны - макроэкономическое планирование;
- на уровне региона – региональное (территориальное) планирование;
- на уровне предприятия
или фирмы –
Макроэкономическое планирование – это научное предвидение развития и результатов функционирования общественного воспроизводства основанное на установлении его закономерностей, тенденции социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве.
Макроэкономическое планирование оказывается необходимым в тех сферах экономики на уровне государства, где участие рынка оказывается очень ограниченным (к примеру, армия, фундаментальные исследования и т.д.).
Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:
Под прогнозом следует понимать систему обоснованных научных предположений о возможных состояниях объекта в будущем, то есть, об альтернативных путях развития его. В сравнении с гипотезой, прогноз обладает в гораздо большей степени выраженной определенностью, потому как основывается не лишь на качественных, но также и на количественных показателях. Прогноз характеризует предвидение состояния объекта на основе конкретно-прикладной теории, а потому и является более достоверным. В это же время прогноз, как правило, является неоднозначным, имея вероятностный, многовариантный характер. Прогнозирование - это процесс разработки прогноза.
Планирование - это целенаправленная деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономического объекта, путей и способов и средств его достижения. Планирование - один из экономических методов управления. На практике планирование реализуется посредством разработки планов. Отличительной чертой планирования можно назвать конкретность показателей, определенность как по времени их, так и в количественном плане.
Планом является документ, в котором содержится система определенных показателей, а также комплекс разного рода мероприятий по решению различных задач социально-экономического развития. В плане отражены приоритеты, цели, ресурсы, источники их обеспечения, а также порядок и сроки выполнения данных задач.
План и прогноз в значительной мере взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комбинации сочетаний плана и прогноза бывают самыми различными: в большинстве случаев, к примеру, прогноз предшествует разработке плана, может следовать за ним (если это, например, прогнозирование последствий принятого решения). Также прогнозирование может проводиться и в процессе разработки плана, играть роль плана самостоятельно, в особенности в таких крупномасштабных экономических системах, как регион, государство (когда не представляется возможным обеспечение точного определения показателей, другими словами, когда план приобретает все более выраженный вероятностный характер, превращаясь, практически, в прогноз).
Планирование является всегда нацеленным на обоснование принятия и практической реализации управленческих решений. Целью прогнозирования выступает, в первую очередь, создание научных предпосылок для осуществления данных решений. Данные предпосылки включают в себя:
- научно обоснованный анализ тенденций развития экономической системы;
- вариантное предвидение предстоящего развития экономики (которое учитывает, как уже устоявшиеся тенденции, так и намеченные цели);
- оценку вероятных последствий и сценариев развития последствий принимаемых решений.
Прогнозирование макроэкономических процессов реализуется в тесном единстве с иными видами прогнозирования, такими как социальное, политическое, демографическое, научно-техническое и др. Из этого следует, что при прогнозировании макроэкономических процессов активно применяются также: социально-экономические и демографические прогнозы, прогнозы освоения природных ресурсов, экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники и т. п.
Наукой и практикой непрерывно разрабатываются разнообразные формы макроэкономического планирования, из которых наиболее распространенными являются стратегическое, индикативное и директивное.
Стратегическое планирование является процессом значений экономических показателей и определения целей наиболее важным и основным направлениям социально-экономического развития государства (отрасли, предприятия и др.). Данный вид планирования ориентирован в основном на средне- и долгосрочный срок реализации, и при этом, непременно предполагает учет факторов внешней среды (то есть тех объективных факторов, на которые нельзя оказать непосредственное влияние).
Директивное планирование (жесткое, обязательное, которое непременно подлежит беспрекословному исполнению) предполагает применение, в первую очередь, административно-командных рычагов для обязательного воплощения в реальность поставленных задач и целей. Условие непременной обязательности исполнения реализуется посредством издания соответствующих нормативно-правовых документов, таких как законы, указы, приказы, распоряжения. После этого и осуществляются практическое претворение в жизнь поставленных задач, а также оперативный и тактический контроль степени выполнения с применением мер административного и иного воздействия к исполнителям.
Что касается стратегического планирования, то оно подразумевает решение задач, определяющих сам характер экономических реформ (трансформаций, преобразований), устойчивость экономической системы, уровень благосостояния населения, обороноспособность государства и т.п. Конечный результат, при этом, не обязательно выступает как строго фиксированный, а чаще располагается в какой-то определенной зоне с заданными определенными границами как по времени, так и по величине.
Индикативное планирование выступает как основной рабочий инструмент по реализации целей, которые уже поставлены в стратегическом плане развития, с учетом конкретной экономической ситуации. Индикативный план-прогноз дополняет собой стратегический, выступая в качестве практического инструмента в реализации данной стратегии социально-экономического развития.
Индикативный план, в свою очередь, включает в себя следующие составные части:
- концептуальную;
- прогнозную;
- планово-регулирующую (включающую в себя систему экономических регуляторов, а также реализацию государственных целевых комплексных программ).
В наши дни именно индикативное планирование получило наиболее широкое распространение во всем мире. Данный вид планирования подразумевает отход от жестких шаблонов директивного планирования, предусматривая более мягкое воздействие на экономическую систему, основываясь на наборе определённых макроэкономических показателей-индикаторов. Данная форма планирования несет в себе большей частью рекомендательный характер. При этом, не стоит забывать о том, что в руках государства всегда, в той или иной мере остаются такие действенные рычаги, как: система льгот, квот, лицензий, субсидий, дотаций, дотаций и субвенций (дотаций, носящих строго целевой характер).
Макроэкономическое планирование предполагает определение целей развития экономической системы и отдельных ее элементов как единого целого, выделение приоритетов, подготовку решений для центра и разработку мероприятий по достижению целей при взаимодействии низших звеньев системы управления, как между собой, так и с центром.
Следовательно, на макроуровне должны проводиться прогнозные расчеты и определяться наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатываться система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики.
Система прогнозных расчетов должна включать прогнозы макроэкономических показателей, прежде всего валового национального продукта, прогнозы показателей эффективности, характеризующих качество экономического роста (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда), прогнозы структуры экономики.
На макроуровне необходимо также осуществлять прогнозные расчеты экономического потенциала, занятости, спроса на продукцию, разрабатывать прогнозы инвестиций, экспорта и импорта, платежного баланса, цен, валютного курса, инфляции, государственных операций при формировании госбюджета, социального развития, реальных доходов населения, покупательных фондов и товарных ресурсов и ряд других.
Субъекты прогнозирования и планирования - планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.
Планы-прогнозы разрабатываются как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям: цехам, участкам, службам.
Формируются планы на перспективу, краткосрочные (год, квартал, месяц) и оперативные (сутки, декада) планы.
Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, экономическое моделирование, модель "затраты-выпуск".
Макроэкономическое планирование - это:
- Сознательная деятельность
государства с целью
- Разработка модели достижения
желаемого и ожидаемого
Объекты макроэкономического планирования - экономические, социальные и научно-технические народнохозяйственные процессы.
Сфера - государственно-корпоративный сектор экономики.
Субъекты:
- Государство как выразитель общегосударственных интересов и координатор хозяйственной деятельности;
- Крупные акционерные общества (корпорации);
- Негосударственные органы и организации.
Стратегическая цель планирования развития национальной экономики - обеспечение экономического роста в соответствии с критериями конкурентоспособности и стабильности развития.
Принципы макроэкономического планирования:
1. Оценка современного уровня развития национальной экономики.
2. Правильное определение приоритетов.
3. Сбалансированность.
4. Сочетание различных видов планирования.
5. Реалистичность.
6. Ориентация на мировые стандарты.
7. Адаптация.
Методы макроэкономического планирования:
1. Метод системного анализа.
2. Балансовый метод.
3. Нормативный метод.
4. Методы оптимизации плановых решений.
5. Программно-целевой метод.
Вывод: Цель макроэкономического планирования, привести по истечению определенного срока к желаемому результату национальную экономику (народное хозяйство) в целом.
Макроэкономическое прогнозирование состоит в том, чтобы, в первую очередь, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, выяснив в исследуемой области перспективы отдаленного будущего, а с другой стороны - способствовать выработке оптимальных планов, опирающихся на корректно составленный прогноз, а также оценку последствий принятого решения в прогнозируемом периоде.
Информация о работе Сущность и назначение макроэкономического планирования и прогнозирования