Сущность и организационно-правовые формы предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 02:14, контрольная работа

Описание работы

Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности в условиях перехода к рынку характеризуются большим многообразием. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются: -статус собственника применяемого капитала; -способ распределения прибыли и убытков;
-количество участников данного хозяйственного объединения;
-форма управления;
-источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;
-пределы имущественной ответственности.

Содержание работы

1 введение стр 1

2 Предпринимательство и различные взгляды на него. Стр2-9

3 Этика предпринимательства стр9-10

4 Виды предпринимательства
Стр 10-17
5 история предпринимательства стр 17-19

6 заключение стр 19- 22

7 список литературы стр 23

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

                 Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

                Контрольная работа

                   по дисциплине: Экономика

              по теме: Сущность и организационно-правовые                                          формы предпринимательства в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент

Группа Юру-12сб

 Горинов  Д.И

 

 

 

 

 

 

 

                              Екатеринбург

                                      2012

           

 

                         Содержание.

 

1 введение  стр 1

 

2 Предпринимательство и различные взгляды на него. Стр2-9

 

3 Этика предпринимательства стр9-10

 

4 Виды предпринимательства

    Стр 10-17

5 история предпринимательства  стр 17-19

 

6 заключение стр 19- 22

 

7 список литературы стр 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

                                                1

        1. Введение   

   

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности -совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности в условиях перехода к рынку характеризуются большим многообразием. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются:

-статус собственника применяемого капитала;

-способ распределения прибыли и убытков;

-количество участников данного хозяйственного объединения;

-форма управления;

-источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;

-пределы имущественной ответственности.

 

                                            

 

                                               2

         

     2 Предпринимательство и различные взгляды     

                                     на него .                         

Предпринимательство - один из самых сложных и загадочных социо-культурных феноменов всей истории человечества. В наши дни предпринимательство, как особый образ деятельности (и даже жизни) человека и как определенная социальная общность, представляет интерес в качестве объекта исследования для всех

общественных  наук: истории; социологии; экономической  теории (истории экономики и экономической  истории); культурологии; права; психологии; конфликтологии и других наук или  их отдельных отраслей.

Экономический аспект предпринимательства  представлен различными экономическими течениями  и школами: термину «предпринимательство» придавались значения «entrepreneur» (от французского слова «предприниматель»), «entrepreneurship» (предпринимательство), «business-leader» (бизнес-лидер), «innovator» (инноватор), «promoter» (делец), «self-employed» (самозанятый), «unternehmer»  (с нем. – предприниматель).       

Так, кто же такой  предприниматель? Владелец собственного бизнеса, успешный менеджер, обычный  спекулянт или «идейный борец  за денежные знаки».

Существует много  разнообразных и противоречивых взглядов на предпринимательство .

У Адама Смита предприниматель рассматривался в контексте персонификации капитала как собственник и организатор экономического процесса. Предприниматели являются ключевыми фигурами в поле свободной конкуренции, их соперничество ведет к сокращению издержек, снижению цен, внедрению передовых технологий.

В своем основном труде «Исследование о природе  и причинах богатства народов» Смит указывал на фундаментальные свойства человеческой природы, которые наиболее полно раскрываются в деятельности предпринимателей в условиях конкуренции.

 

 

 

                                        3

 Предприниматели  по Смиту являются в определенной  мере агентами прогресса социально-экономической  системы.

                                      

Д. Рикардо отводил предпринимателю лишь роль капиталиста-инвестора, рассматривая его в качестве одного из двух общественных классов – класса капиталистов .

Важный вклад  в развитие теорий предпринимательства  внес выдающийся французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832), который в определенный период своей жизни занимался предпринимательством, владея ткацкой фабрикой. В своих трудах «Трактат политической экономии» (1803) и «Полный курс политической экономии» (1828) – Сэй, практически единственным из экономистов, тяготевших к классической школе, изложил развитую теорию производства и распределения, отводящую

важную роль предпринимателю. Главную функцию  предпринимателя Сэй видел в  координации факторов производства:

земли, капитала и человеческого фактора, включающего  не только труд, но и научные знания, необходимые для организации  производственного процесса . Выполнение этих функций связано с известной  долей риска, хотя Сэй явно не подчеркивает его значение. 

Величина факторных доходов, согласно Сэю, определяется законами спроса и предложения. В частности, существует рынок самого предпринимательства, на котором определяется заработная плата предпринимателя. Спрос на предпринимательство является функцией от спроса на его продукт. Сэй описывает факторы, ограничивающие предложение на этом рынке: личные качества предпринимателей; их опыт; «связи». Поскольку число отвечающих данным требованиям людей всегда ограничено, то заработная плата, которую получает предприниматель за координацию факторов производства, выше, чем доходы других факторов.

Но кроме заработной платы в доход предпринимателя  входят процент на принадлежащий  ему капитал (если таковой участвует  в деле) и премия за риск. В трактовке  Сэя предпринимательство имеет сходство с другими факторами производства. Однако доход предпринимателя, в том числе и его зарплату, Сэй считает остаточным.

 

                                        4

 Предприниматель  олицетворяет спрос на рынке  факторов производства и, следовательно,  выплачивает каждому из них свою долю. То, что осталось после этого, и составляет его доход. В целом, у Сэя предприниматель ближе к менеджеру (причем в широком понимании, с учетом творческих аспектов его деятельности) и отличается от капиталиста. Не смотря на то, что публично Сэй разграничивал функции собственника капитала и предпринимателя, на самом деле он их смешивал (и вероятнее всего,  не случайно).  . 

К.Маркс, опираясь на теорию А.Смита, видел в предпринимателе капиталиста, направляющего свой капитал на создание прибавочной стоимости и эксплуатирующего рабочий класс. В марксистской  классовой теории не отводилось места предпринимательству как отдельной социальной группе классу .

К.Маркс, в отличии  от своих предшественников, четко  определил сущность прибыли, как превращенной формы прибавочной стоимости, представляющей собой неоплаченный труд наемных рабочих                                 

Представители первого подхода причисляли осуществляемую предпринимателем «организацию производства» (А.Маршалл) или «предпринимательские способности» к факторам производства и считали «нормальную прибыль» предельным продуктом этого фактора.

Попытку синтезировать  основанную на неисчислимом риске теорию предпринимательства предпринял американский экономист Фрэнк Хайнеман Найт (1885-1972). В своей книге «Риск, неопределенность и прибыль» (1921) Найт развивает восходящее к Й.Тюнену различие между исчисляемым и неисчисляемым риском. Первый он называет собственно риском, а второй неопределенностью .

Риск предполагает известный набор исходов, для которого существует известное распределение объективных вероятностей. От такого риска вполне можно застраховаться, и страховые взносы  включить в «постоянные издержки отрасли», которые перекладываются на потребителей, подобно другим издержкам производства . Другое дело – ситуация «подлинной неопределенности», в которой ни вероятности, ни даже полный набор возможных исходов не известны,

 

                                                5

так как отсутствует  прецедент. Эта неопределенность, согласно Найту, «не может быть ни застрахована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработной платы». По Найту, неопределенность для капиталистического предприятия существует в двух областях: в области производства (количество и качества изделий, которое удастся получить из данного объема ресурсов) и в области потребностей будущих покупателей (15).

Найт настаивает на том, что предприниматель не знает  заранее цену, по которой будет  продан его продукт, но в то же время  обязан заранее расплатиться с собственниками факторов производства по законам предельной производительности, заплатив им «контрактные доходы». Равновесная величина этих доходов задается предпринимателю конкуренцией на соответствующих факторных рынках. Но существует неопределенность, и предприниматель ожидает получить за свой продукт сумму, превышающую совокупность контрактных доходов (себестоимость). Если реальная выручка окажется больше выплат, предприниматель получит прибыль, если меньше – потерпит убыток. При этом предприниматель (менеджер) получает и «контрактный доход»,  определяемый предельной производительностью своих предпринимательских способностей, но прибылью является только остаточная часть его совокупного дохода.

Предпринимателем, по Найту, является человек, берущий  на себя бремя полной неопределенности и избавляющий от него своих поставщиков. Для реализации этой функции предпринимателю требуются специфические личные качества, прежде всего интуиция. 

Категория «предприниматель»  играет существенную роль в трудах представителей неоавстрийской школы. Для Мизеса, Хайека и их последователей рынок, конкуренция – это в первую очередь «предпринимательский процесс».

.

Самой популярной базовой теорией предпринимательства  до сих пор остается концепция Й.Шумпетера, сочетающая экономическое обоснование предпринимательской функции с попыткой отображения психологического портрета предпринимателя.

 

                                           6

Он считал предпринимателя  основным двигателем развития капитализма, а предпринимательство характеризовал как процесс «творческого разрушения». В книге Й. Шумпетера «Теория экономического развития» (1911) предприниматель трактуется как новатор, ключевой игрок системы. Его функция – в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста. «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как активные субъекты предприятия» (12).

Й.Шумпетер представил развернутую концептуальную схему анализа предпринимательства как самостоятельного феномена, первым обосновал позитивную роль предпринимателей в экономической системе, положив тем самым начало развитию конструктивных теорий предпринимательства.

По мнению Й.Шумпетера, роль предпринимателей состоит в преодолении инерционности экономической системы (12). Поскольку инерционность является свойством экономической системы, субъекты рыночных отношений не склонны к инновационной деятельности в силу рациональной ориентации в своих действиях. Но стремление адаптироваться к устойчиво функционирующей внешней среде заставляет их отказываться от внедрения новшеств, и любых иных действий, носящих затратный характер.

Такое поведение  предпринимателя является адаптивным.

В результате же изменения внешней среды возникают новые обстоятельства, желание приспособиться к ним берет верх, субъекты хозяйствования предпринимают определенные шаги в этом направлении и получают в результате этого конкурентные преимущества. Формирование устойчивого конкурентного преимущества возможно только при анализе стратегических перспектив и реализации их в специфическом перспективном типе поведения.                                                                                                           

Логика Й. Шумпетера  состоит в том, что для предпринимательской  деятельности необходимы сознательные внешние возмущения в рыночной среде.

 

                                            7

Смысл их в том, чтобы обрести конкурентные преимущества и, как следствие, получить доход. Предприниматели - это особый тип склонных к иновационной деятельности людей, которых всегда меньшинство. Существенным моментом в концепции И. Шумпетера является значимость мотивации предпринимателя. Им выделено три основных группы мотивов:

- стремление  быть полновластным хозяином  собственного предприятия;

- стремление  доказать собственную состоятельность,  способность реализовать себя  как личность (ум, стойкость, целеустремленность  и т.п.);

- возможность  заниматься любимым делом и  достигать конкретных результатов собственными силами; радость творчества, которую дает самостоятельная деловая активность.

С этим можно  и нужно согласиться и учесть этот тезис при дальнейшем конструктивном рассмотрении сущности предпринимательства. Й.Шумпетер внес в понимание предпринимательства такую важнейшую функциональную характеристику как разработка и обоснование процесса реализации нововведений. Он считал, что именно эта функция является центральным звеном механизма экономического развития.

Информация о работе Сущность и организационно-правовые формы предпринимательства в России