Сущность и основные функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Рыночные отношения, т.е. отношения между покупателями и продавцами, начали складываться ещё в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

Содержание работы

Введение
I. Сущность и основные функции рынка
1.1 Сущность рынка
1.2 Виды рынков и их структура
1.3 Субъекты, объекты и термины рынка
1.4 Основные функции рынка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Logika_Galushko_V_G - копия - копия - копия - копия.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение

    1. Сущность и основные функции рынка
    1. Сущность рынка
    1. Виды рынков и их структура
    2. Субъекты, объекты и термины рынка

1.4  Основные функции рынка

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько  значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов  экономических благ.

 

 Рыночные отношения,  т.е. отношения между покупателями  и продавцами, начали складываться ещё в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

 

 По мере разложения  натурального хозяйства и развития  производства товаров на продажу  менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни.

 

 Рынок обслуживает  производство, обмен, распределение  и потребление. Для производства  рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на неё. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. На  рынке  определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной  экономики .

 

 Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. Развитие рынка происходит  вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

 

Современная экономика  развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система формировалась  не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

 

 

 

 

    1. Сущность и основные функции рынка

 

    1. Сущность рынка

 

 

Ры́нок  — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

 

Рынок как экономический  механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых  менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

 

Важнейшим условием возникновения  рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

 

Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация -- форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

 

Важной причиной возникновения  рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

 

Причиной формирования рынка является и экономическая  обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться  результатами своего труда. Благами  обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности, является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда, в первую очередь, предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

 

В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные  общества, государственные и смешанные предприятия.

 

1.2 Виды рынков и их структура

 

Рынок, как механизм («большой»  рынок), состоит из отдельных («малых») рынков -- капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые»  рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

 

В рынок включены элементы, непосредственно связанные с  обеспечением производства, а также  элементы материального и денежного  обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

 

По объектам обмена различают  рынок товаров, рынок услуг, рынок  капиталов, рынок ценных бумаг, рынок  труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

 

В пространственном разрезе  выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

 

По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.

 

Иногда выделяют и  планово-регулируемый рынок. Здесь  ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения  играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.

 

В соответствии с действующим  законодательством той или иной страны различают легальный, или  официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

 

По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.

 

В экономике существуют не только отдельные, изолированные  рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся  в определенных соотношениях друг с другом.

 

Инфраструктура  рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

 

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных  промышленных предприятий.

 

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в  определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или  местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.

 

 

1.3 Субъекты, объекты и термины рынка

 

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают  домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

 

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров  выступает не только произведенная  продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег -- все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

 

Рынок, как самостоятельное  образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все  эти три рынка органически  взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

 

Трансакционные издержки. Таким образом, рынок является сложным  механизмом, на котором совершаются  сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением.

 

 

 

1.4 Функции рынка

 

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

 

Регулирующая  функция

 

Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной  деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена -- сигнал к расширению производства: падает цена -- сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

 

В то же время, являясь  регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического  регулирования ему подвластны. Это  проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

 

Информационная  функция

 

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую  информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены -- об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

 

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

 

 

Ценообразующая  функция

 

В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

 

В отличие от административно-командной  системы в рыночной экономике  эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

 

Посредническая  функция

 

Рынок выступает посредником  между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель  имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

 

Санирующая  функция

 

Рыночный механизм -- это  достаточно жесткая, в известной  мере жестокая система. Он постоянно  проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Информация о работе Сущность и основные функции рынка