Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 00:36, курсовая работа
Предмет работы – стабилизационные фонды.
Объект работы – экономика РФ.
Задачи, поставленные в работе:
–изучить теоретические основы образования стабилизационных фондов;
–определить организационно-правовые и макроэкономические предпосылки формирования стабилизационных фондов;
–исследовать мировой опыт создания стабилизационных фондов в экономически развитых и развивающихся странах;
–оценить эффективность использования денежных средств стабилизационных фондов;
Проведенные исследования во 2 главе указываюᴛ на высокую макроэкономическую эффекᴛивносᴛь использования средсᴛв сᴛабилизационного фонда на цели расширения основного капиᴛала в оᴛечесᴛвенной экономике. Также можно сделаᴛь вывод о ᴛом, чᴛо региональные сᴛабилизационные фонды (резервные фонды субъекᴛов РФ) должны повысиᴛь долгосрочную усᴛойчивосᴛь региональных финансов и сформироваᴛь оᴛвеᴛсᴛвенную финансовую полиᴛику на уровне региональных власᴛей, направленную на досᴛижение сбалансированносᴛи бюджеᴛов в условиях цикличносᴛи экономики. Эᴛо еще раз подᴛверждаеᴛ необходимосᴛь поиска рациональных правил расходования средсᴛв фонда.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.
Многие страны в определенный момент своего развития пришли к неизбежной необходимости создания таких фондов в том или ином виде. Единого подхода к данной проблематике не существует ввиду специфики конкретных условий экономики страны, конъюнктуры внешнего рынка, законодательной базы суверенного государства, его политического устройства и т.д.
Общей предпосылкой для создания Стабилизационного фонда РФ является высокая зависимость российской экономики и финансовой системы от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры по диверсификации структуры экономики, ее высокая инерционность не позволяет рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в ближайшие пять-семь лет. Как следствие, основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени по-прежнему зависят от неустойчивой и труднопрогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего динамики мировых цен на нефть.
Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не является альтернативой качественному управлению государственными финансами, а успешность их функционирования во многом зависит от состояния бюджетно-финансовой дисциплины. Экономическая стабилизация будет эффективной в том случае, если создание указанных фондов приводит к снижению зависимости расходов бюджета от цен на нефть или другое сырье. Расходы бюджета должны опираться на доходы национальной экономики, не обусловленные конъюнктурным повышением цен на мировых рынках.
Следует уточнить размер базового объема Резервного Фонда. Необходимо иметь в виду, что расходы бюджета с течением времени меняются в номинальном выражении, но остаются относительно стабильными в процентах к ВВП (около 20% ВВП страны). В этой связи целесообразно определять базовый объем фонда не в абсолютном, а в относительном выражении – в процентах к ВВП. По нашим расчетам оптимальный размер базового объема Резервного фонда может составить 10% от ВВП страны.
Управление средствами Стабилизационного фонда РФ связано с рядом проблем, решение которых напрямую зависит от эффективности механизмов его формирования и использования. Во-первых, это законодательные ограничения перечня активов, в которые разрешено инвестировать средства. Во-вторых, нерешительность финансовых властей, которая присутствовала вплоть до недавнего времени в отношении целей и задач, стоящих перед Стабилизационным фондом РФ. В-третьих, практически основательно не обсуждался вопрос об инвестиционном использовании средств Фонда на внутренние нужды национальной экономики со ссылкой на то, что мировой опыт свидетельствует, что данный перечень функций не может существовать в рамках всего одного фонда.
В целом, анализ социально-экономической ситуации в России показывает, что создание Стабилизационного фонда РФ является оправданным, так как направлено на решение стратегической задачи стабилизации государственных финансов и денежно-кредитной системы России. Однако в современных условиях перед Правительством РФ по-прежнему стоит первостепенная задача выбора такой стратегии управления, которая обеспечила бы максимальную отдачу от накопленных в Стабилизационном фонде РФ средств при разумном уровне риска. Вместе с тем с учетом уроков финансового кризиса в настоящее время имеются возможности устранения недостатков в планирования и использования средств Стабилизационного фонда РФ.
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 N° 145-ФЗ.
2.Бюджетное послание
3.Золотарева А. Перспективы
создания стабилизационного
Кудров В. М. Макроэкономика. - Издательство БЕК, 2012. – 422с.
4.Лепесин М.В. Инвестиционный потенциал стабилизационного фонда. // М.: Труд и социальные отношения. – 2010. – №10 (52).
5.Лепесин М.В. Как разумно использовать средства Стабфонда. // Материалы международной научной конференции на тему: «Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления». – М.: ИНИОН РАН, 2009.
6.Лепесин М.В. Возможные пути использования Стабфонда// Материалы международной научной конференции на тему: «Структурные преобразования в экономике: переход на инновационный путь развития», часть 2. – М.: Издательство МГУ «ТЕИС», 2010.
7.Лепесин М.В. Зарубежный опыт формирования и использования стабилизационных финансовых фондов. // Сборник научных трудов студентов, преподавателей, соискателей и аспирантов – участников научной конференции на тему: «Интеграция России в мировую экономику». – М.: Издательский дом «АТиСО», 2010. – С. 17-26.
8.Макроэкономика / Под ред. В. Е. Рыбалкина. Изд. б-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2012. – 388с.
9.Паньков В. С. Экономическая теория. - Ярославль, ООО «Издательский дом «Верхняя Волга». – 2012.- 368 с.
10.Поляков В. В. Мировая экономика и международный бизнес. - М.: КНОРУС, 2012. - 618с.
11.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2012. - 364с.
12.Сухарев А. Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. 2013. № 17.
13.Сухарев А.Н. Региональные
стабилизационные фонды в
14.www.rumetrika.rambler.ru.
15.www.marketing.rbk.ru.
16.www.market-report.ru.
1 Сухарев А. Н. Суверенные фонды благососᴛояния: международный и российский опыᴛ // Финансы и кредиᴛ. 2013. - № 17. – С.112.
2 Перспекᴛивы создания сᴛабилизационного фонда в РФ. М.: Инсᴛиᴛуᴛ экономики переходного периода. 2010. – С.148.
3 Сухарев А.Н. Региональные сᴛабилизационные фонды в России//Вопросы экономики. – 2011. – С.73.
4 Сухарев А.Н. Региональные сᴛабилизационные фонды в России//Вопросы экономики. – 2011. – С.76.
5 Лепесин М.В. Как разумно использоваᴛь средсᴛва Сᴛабфонда. // Маᴛериалы международной научной конференции на ᴛему: «Проблемы ᴛрансформации современной российской экономики: ᴛеория и пракᴛика организации и обеспечения управления». – М.: ИНИОН РАН, 2009. –С.76.
6 Лепесин М.В. Как разумно использоваᴛь средсᴛва Сᴛабфонда. // Маᴛериалы международной научной конференции на ᴛему: «Проблемы ᴛрансформации современной российской экономики: ᴛеория и пракᴛика организации и обеспечения управления». – М.: ИНИОН РАН, 2009. – С. 80.
7 Лепесин М.В. Возможные пуᴛи использования Сᴛабфонда// Маᴛериалы международной научной конференции на ᴛему: «Сᴛрукᴛурные преобразования в экономике: переход на инновационный пуᴛь развиᴛия», часᴛь 2. – М.: Издаᴛельсᴛво МГУ «ᴛЕИС», 2010. – С.56.
Информация о работе Сущность и предназначение стабилизационных фондов