Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:10, реферат
Цель контрольной работы – рассмотреть экономическую сущность функции планирования в организации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи контрольной работы:
рассмотреть содержание и принципы планирования;
изучить типы планов;
Различают три типа текущих планов [9, с.152]:
функциональные планы –
единовременные планы – обычно создаются в связи с внедрением какого-либо проекта или программы, выполняющих вспомогательную роль во внедрении общей стратегии, содержат указания по осуществлению действий, носящих разовый характер;
стабильные планы – это
Виды планов могут быть классифицированы по двум основным признакам [4, с.81]:
В зависимости от видов хозяйственной деятельности разрабатываются планы:
научных исследований и опытно-конструкторских работ (план НИОКР);
производства конкретных товаров, услуг или их компонентов (производственный план);
продаж в объемном и/или количественном выражении (план сбыта или реализации товаров, услуг);
выполнения определенных показателей финансовой деятельности (финансовый план);
материально-технического обеспечения производства (план МТО);
осуществление инвестиций (план капитальных вложений);
план технического перевооружения и другие планы.
В зависимости от организационной структуры предприятия (уровня планирования) различают планы [3, с.291]:
организации (предприятия) в целом;
производственного отделения;
дочерней компании;
структурного подразделения и т.д.
Таким образом, существует множество типов планов. Каждый из них имеет свою специфику – по составу задач, характеру ориентиров и т.д.
Одним из методов планирования хозяйственной
деятельности в условиях рыночной экономики
является бизнес-план. Он является объективной
оценкой собственной
Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат комплексного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности предприятия [14, с.355].
Содержанием бизнес-плана предприятия является анализ общего состояния дел на момент разработки плана и определение методов, способов и средств для достижения того уровня показателей, которых предприятие решило достигнуть.
Бизнес-план является целевым, программным документом, который представляет собой систему: расчётов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей и описание мер и действий [6, c.11].
Бизнес- план выполняет определенные функции:
обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности;
планирование и
привлечение инвесторов, что особенно
важно для дорогостоящих
В бизнес-плане должны быть показаны условия возврата вложенных средств. Он должен внушить доверие относительно надёжности компании, способности управленческого персонала эффективно использовать имеющейся капитал.
В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов [14, с.356]:
Производственный бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде; для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка;
Инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения инвесторов. Он предусматривает строительство (освоение инвестиций), изменение технологий, все то, что связано с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов – обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов;
Бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия;
Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.
Структура бизнес-плана в целом, однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок. Иногда различия имеются лишь по расположению разделов и форме их предприятия.
Распространенные на предприятия формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе: титульный лист, резюме (2- 3 страницы), меморандум конфиденциальности, описание предприятия и отрасли, существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг, стратегию маркетинга, инвестиционный, производственный, организационный и финансовый планы, стратегию (схему) финансирования, оценку, анализ рисков и страхование, выводы и приложения [3, c.318].
При оценке эффективности бизнес-планов различают:
коммерческую или финансовую эффективность;
бюджетную эффективность, которая отражает финансовые последствия реализации проекта с точки зрения его влияния на формирование республиканского и местного бюджета;
социально- экономическую эффективность,
оценивает затраты и
проекта [11, с.225].
То есть, бизнес-план – это определенная модель деятельности, а именно речь идет о привязке традиционного планирования к категориям рыночной экономики – бизнес, конкурентная борьба, успех в ней на основе деятельности маркетинговых служб, коммерческий риск, его профилактика и страхование, стратегия финансирования и т. д.
Объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется целями, в нем поставленными, его временным и пространственным масштабом.
Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование деятельности предприятия, различных нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания:
цели бизнес-плана;
характеристика сути предлагаемого проекта;
описание предприятия;
описание продукции и услуг;
оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.);
потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне;
систему (схему) управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием.
Главная целевая направленность и
отличительные черты бизнес-
В специальной литературе можно найти детализированные методики, регламентирующие процесс разработки бизнес-плана вплоть до конкретной календарной привязки.
Принципиально важным с точки зрения полноты охвата проблем и последовательности их решения является вопрос о структуре всего планового документа и внутренней структуре его разделов.
В заключении следует повторить, что бизнес-план необходим для определения жизнеспособности фирмы в условиях конкуренции, для управления ее развитием и повышением конкурентоспособности, для определения деловых партнеров, снижения предпринимательского риска.
Планирование обеспечивает достижение
выбранных целей путем
Существует достаточно много типов планов. Каждое из них имеет свою специфику – по срокам реализации, составу задач, характеру ориентиров, организационному статусу, методам разработки, степени детализации и т.п.
Бизнес-план – это основополагающий документ коммерческого предприятия, который описывает все основные аспекты ее будущего или конкретной новой деятельности (бизнеса). Он содержит анализ системы внутренних и внешних факторов, влияющих на прибыльность проекта, проблем, с которыми фирма может столкнуться при реализации бизнеса, а также способы решения этих проблем, механизм генерирования доходов. В нем также дается заключение об эффективности вложений при различных уровнях доходности.
В состав бизнес плана входят титульный лист, резюме, описание предприятия и отрасли, существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг, стратегия маркетинга, инвестиционный, производственный, организационный и финансовый планы, стратегия (схема) финансирования, оценка, анализ рисков и страхование, выводы и приложения.
Белоусова Е. Оперативное планирование на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. –2002. – №4. – с.40-45.
Бизнес-план как одна из составляющих системы планирования на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. – 2003. – №1. – с.25-30.
Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омена-Л, 2004. – 472 с.
Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. –528 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература)
Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.
Давыденко В.И. Бизнес-план – Мн.: Парадокс, 1996. – 156 с.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2002. – 336 с.
Ковалева Н.В. Бизнес-планы в системе развития предприятия // Бухгалтерский учет и анализ. – 2001. – №5. – с.49-52.
Менеджмент: Учебник. / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 591 с.
Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов / О.А. Зайцева, К.А. Радугин, А.А. Радугин, Н.И. Рогачева; Под общ. ред. А.П. Радугина. – М.: Издательство «Центр», 1997. – 431 с.
Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для слушателей программы МВА / Е.И. Велесько, П.П. Логинов, А.А. Неправский. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. – 271 с.
Турецкий Б. Планирование на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. –2002. – №1. – с.18-23.
Черничкин Ю. О бизнес-планировании // Директор. – 2002. – №1. – с.20-23.
Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. – 544 с.
Информация о работе Сущность и принципы планирования как функции управления