Сущность и принципы планирования как функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть экономическую сущность функции планирования в организации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи контрольной работы:
рассмотреть содержание и принципы планирования;
изучить типы планов;

Файлы: 1 файл

Сущность и принципы планирования как функции управления.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Различают три типа текущих планов [9, с.152]:

функциональные планы – необходимы для внедрения управленческих решений  в различных функциональных сферах производства, подверженных стремительным изменениям. Они описывают действия, которые стоит предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере производства. Данные планы обычно содержат перечень ближайших целей и временные рамки для их достижения;

единовременные планы – обычно создаются в связи с внедрением какого-либо проекта или программы, выполняющих вспомогательную роль во внедрении общей стратегии, содержат указания по осуществлению действий, носящих разовый характер;

стабильные планы – это директивы, направленные на увеличение общей эффективности на основе простейших принципов организации. Они обычно содержат разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичных производственных процессов, которые не подвержены изменениям в долгосрочном периоде [9, с.158]. 

Виды планов могут быть классифицированы по двум основным признакам [4, с.81]:

В зависимости от видов хозяйственной  деятельности разрабатываются планы:

научных исследований и опытно-конструкторских  работ (план НИОКР);

производства конкретных товаров, услуг или их компонентов (производственный план);

продаж в объемном и/или количественном выражении (план сбыта или реализации товаров, услуг);

выполнения определенных показателей  финансовой деятельности (финансовый план);

материально-технического обеспечения  производства (план МТО);

осуществление инвестиций (план капитальных  вложений);

план технического перевооружения и другие планы.

В зависимости от организационной  структуры предприятия (уровня планирования) различают планы [3, с.291]:

организации (предприятия) в целом;

производственного отделения;

дочерней компании;

структурного подразделения и  т.д.

Таким образом, существует множество  типов планов. Каждый из них имеет  свою специфику – по составу задач, характеру ориентиров и т.д.

3. Процесс бизнес-планирования  на предприятии

Одним из методов планирования хозяйственной  деятельности в условиях рыночной экономики  является бизнес-план. Он является объективной  оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно- инвестиционных решений, связанных  с взаимодействием фирмы с внешней средой.

Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат комплексного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности предприятия [14, с.355].

Содержанием бизнес-плана предприятия  является анализ общего состояния дел на момент разработки плана и определение методов, способов и средств для достижения того уровня показателей, которых предприятие решило достигнуть.

Бизнес-план является целевым, программным  документом, который представляет собой  систему: расчётов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей и описание мер и действий [6, c.11].

Бизнес- план выполняет определенные функции:

обоснование стратегии и тактики  хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности;

планирование и прогнозирование  результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики  понимании (как разработка возможно более полной программы деятельности) и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса;

привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов.

В бизнес-плане должны быть показаны условия возврата вложенных средств. Он должен внушить доверие относительно надёжности компании, способности управленческого персонала эффективно использовать имеющейся капитал.

В практике планирования выделяют несколько  типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов [14, с.356]:

Производственный бизнес-план, который  необходим для планирования и  прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде; для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка;

Инвестиционный бизнес-план, который  является инструментом для привлечения  инвесторов. Он предусматривает строительство (освоение инвестиций), изменение технологий, все то, что связано с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов – обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов;

Бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом.  Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия;

Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных  средств предприятия или для  реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.

Структура бизнес-плана в целом, однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок. Иногда различия имеются лишь по расположению разделов и форме их предприятия.

Распространенные на предприятия  формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе: титульный лист, резюме (2- 3 страницы), меморандум конфиденциальности, описание предприятия и отрасли, существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг, стратегию маркетинга, инвестиционный,  производственный,  организационный и  финансовый планы, стратегию (схему) финансирования, оценку, анализ рисков и страхование, выводы и приложения [3, c.318].

При оценке эффективности бизнес-планов различают:

коммерческую или финансовую эффективность;

бюджетную эффективность, которая  отражает финансовые последствия реализации проекта с точки зрения его влияния на формирование республиканского и местного бюджета;

социально- экономическую эффективность, оценивает затраты и результаты, связанные с реализацией 

проекта [11, с.225].

То есть, бизнес-план – это определенная модель деятельности, а именно речь идет о привязке традиционного планирования к категориям рыночной экономики – бизнес, конкурентная борьба, успех в ней на основе деятельности маркетинговых служб, коммерческий риск, его профилактика и страхование, стратегия финансирования и т. д.

Объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных  разделов бизнес-плана диктуется  целями, в нем поставленными, его  временным и пространственным масштабом.

Разрабатываемый как документ, имеющий  целью обоснование деятельности предприятия, различных нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания:

цели бизнес-плана;

характеристика сути предлагаемого  проекта; 

описание предприятия;

описание продукции и услуг;

оценка возможностей предприятия  – производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.);

потребность в материально-технической  и финансовой поддержке извне;

систему (схему) управления производственно-хозяйственной  деятельностью и контроля за ее функционированием.

Главная целевая направленность и  отличительные черты бизнес-плана  могут быть различными в зависимости  от тех внешних условий и характеристик  рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса) [2, c.26].

В специальной литературе можно  найти детализированные методики, регламентирующие процесс разработки бизнес-плана  вплоть до конкретной календарной привязки.

Принципиально важным с точки зрения полноты охвата проблем и последовательности их решения является вопрос о структуре всего планового документа и внутренней структуре его разделов. 

В заключении следует повторить, что  бизнес-план необходим для определения  жизнеспособности фирмы в условиях конкуренции, для управления ее развитием  и повышением конкурентоспособности, для определения деловых партнеров, снижения предпринимательского риска.

Заключение

Планирование обеспечивает достижение выбранных целей путем использования  имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для  организации является формулировка целей и определение конкретных действий, обеспечивающих их  реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.

Существует достаточно много типов планов. Каждое из них имеет свою специфику – по срокам реализации, составу задач, характеру ориентиров, организационному статусу, методам разработки, степени детализации и т.п.

Бизнес-план – это основополагающий документ коммерческого предприятия, который описывает все основные аспекты ее будущего или конкретной новой деятельности (бизнеса). Он содержит анализ системы внутренних и внешних факторов, влияющих на прибыльность проекта, проблем, с которыми фирма может столкнуться при реализации бизнеса, а также способы  решения этих проблем, механизм генерирования доходов. В нем также дается заключение об эффективности вложений при различных уровнях доходности.

В состав бизнес плана входят титульный  лист, резюме, описание предприятия  и отрасли, существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг, стратегия маркетинга, инвестиционный,  производственный,  организационный и  финансовый планы, стратегия (схема) финансирования, оценка, анализ рисков и страхование, выводы и приложения.

Список литературы

Белоусова Е. Оперативное планирование на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. –2002. – №4. – с.40-45.

Бизнес-план как одна из составляющих системы планирования на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. – 2003. – №1. – с.25-30.

Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омена-Л, 2004. – 472 с.

Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. –528 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература)

Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.

Давыденко В.И. Бизнес-план – Мн.: Парадокс, 1996. – 156 с.

Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2002. – 336 с.

Ковалева Н.В. Бизнес-планы в системе развития предприятия // Бухгалтерский учет и анализ. – 2001. – №5. – с.49-52.

Менеджмент: Учебник. / Под ред. В.В. Томилова. –  М.: Юрайт-Издат, 2003. – 591 с.

Основы  менеджмента: Учеб. пособие для вузов / О.А. Зайцева, К.А. Радугин, А.А. Радугин, Н.И. Рогачева; Под общ. ред. А.П. Радугина. – М.: Издательство «Центр», 1997. – 431 с.

Стратегический  менеджмент: Учеб. пособие для слушателей программы МВА / Е.И. Велесько, П.П. Логинов, А.А. Неправский. – Мн.: Изд. центр  БГУ, 2003. – 271 с.

Турецкий  Б. Планирование на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. –2002. – №1. –  с.18-23.

Черничкин Ю. О бизнес-планировании // Директор. – 2002. – №1. – с.20-23.

Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для  студентов экономических факультетов и вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. – 544 с.


Информация о работе Сущность и принципы планирования как функции управления