Сущность и роль предпринимательства в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 06:06, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ предпринимательской деятельности, выявление основных аспектов, а также её роль в экономике. Выполнение поставленной цели требует решение следующих задач:
1) проанализировать структуры и классификации предпринимательства
2) определить правовой статус предпринимательской деятельности
3) исследовать функций и роли предпринимательства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Понятие предпринимательства 5
1.2. Виды предпринимательской деятельности 14
1.3. Индивидуальное предпринимательство 24
1.4. Партнёрство 26
1.5. Корпорация 27
1.7. Роль предпринимательства в микроэкономике 29
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКИ РОССИИ 35
2.1.Тенденции развития малого предпринимательства и государственная поддержка в России 36
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса России 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В ЭКОНОМИКЕ

(курсовая работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема курсовой работы: «Сущность и роль предпринимательства  в экономике». Развитие предпринимательства  является важнейшим фактором становления  и развития рыночной экономики страны. Поэтому необходимо максимально  способствовать созданию условий для успешного его развития, которое в свою очередь поможет решить не только социальные проблемы, но и послужит основой экономического подъёма страны. Основной источник занятости населения - это расширение малого бизнеса, который является составляющей предпринимательской деятельности, примерно более 80% новых рабочих мест создаются путём расширения и открытия новых предприятий. Именно поэтому тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день.

Целью работы является анализ предпринимательской деятельности, выявление основных аспектов, а также её роль в экономике. Выполнение поставленной цели требует решение следующих задач:

1)  проанализировать структуры и классификации предпринимательства

2)  определить правовой статус предпринимательской деятельности

3)  исследовать функций и роли предпринимательства

4) выявить проблемы, препятствующие развитию предпринимательской деятельности

Предмет исследования - предпринимательская деятельность, рассматриваемая как процесс создания благ и как система финансовых, экономических, социальных и других отношений.

Объектом исследования выступают  фирмы и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В работе были применены методы синтеза, анализа и сравнения.

Курсовая работа состоит из таких структурных элементов, как реферат, основная часть, включающая в себя две главы и четыре подпункта. В первой главе рассказывается о том, что такое предпринимательство: его субъекты и объекты, классификация и структура, цели и принципы, роль предпринимательства в экономике, а также организационно-правовые формы предпринимательства. Во второй главе речь идёт о функциях предпринимательства в экономике, роли предпринимательства в экономике Российской Федерации и его проблемах.

Данную тему рассматривали в своих научных работах такие учёные как Р. Хизрич, М. Питерс, Ричард Кантильон, А. Смит, Ж. Бодо, Жан Батист Сэй и другие. В литературе подробно описаны такие темы как сущность предпринимательства, его виды, объекты, субъекты и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности

1.1. Понятие предпринимательства

 

 

 На сегодняшний  день в мире не существует  общепринятого определения предпринимательства.  По мнению американских ученых  Р. Хизрича и М. Питерса, в XVIII в. предприниматель (антрепренер) — это лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек берет на себя всю полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в сумму, меньшую оговоренной, то разницу он присваивает.

 Первым ученым-экономистом,  разработавшим одну из первых  концепций предпринимательства,  является Ричард Кантильон (1680—1734), по определению которого предприниматель  — это человек, действующий в условиях риска. Кантильон является родоначальником тезиса о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем на себя обязанность несения различных рисков из-за неопределенности исхода экономической деятельности. Р. Кантильон отличал функцию представления капитала от предпринимательской функции.

 Значительный вклад  в разработку теории предпринимательства  внес А. Смит (1723—1790). В классическом  произведении «Исследование о  природе и причинах богатства  народов» (1776) он анализировал важнейшие проблемы развития экономики, считая, что экономика — это система, в которой действуют объективные экономические законы, поддающиеся познанию. Предприниматель, по Смиту, — это собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. По мнению ученого, предприниматель большей частью является капиталистом. По Смиту, чтобы частное предприятие было полезно обществу, необходимы два важных условия: 1) у предпринимателя должна быть личная выгода от предприятия; 2) конкуренция должна держать его в определенных условиях.

 Ж. Бодо утверждает, что предприниматель  — это лицо, несущее ответственность  за предпринимаемое дело, это  тот человек, который планирует,  контролирует, организует и владеет  предприятием. Оперируя современными понятиями, это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им. При этом Ж. Бодо указывал на необходимость освоения капиталистом новых знаний для развития своего предприятия.

Значительный вклад в становление теории предпринимательства внес французский ученый Жан Батист Сэй (1767— 1832), который, изучив фундаментальный труд А. Смита «Богатство народов», изложил свою точку зрения на сущность и функции предпринимательства. Ж.Б. Сэй дает оригинальное толкование сущности предпринимателя: это экономический агент, который комбинирует факторы производства, «перетаскивает» ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в области, в которых они могут дать наибольший результат (прибыль, доход). Следовательно, предпринимательство — это экономическая деятельность, осуществляемая посредством постоянного комбинирования факторов, направленная на эффективное использование всех ресурсов и получение наивысших результатов.[15, c.16]

Следует отметить, что в посткоммунистической России предпринимательство было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать, что период, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса, окажется длительным. Пройдет немало времени, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

Экономический строй, базировавшийся на безграничном господстве государственной  собственности, не смог обеспечить условий  для творчества и инициативы, без  которых невозможно широкое распространение  нововведений. Следует признать, что  непременным условием развития предпринимательства является частная собственность.

Приватизация призвана возродить частную собственность  как основу предпринимательства. Она  также должна возродить конкуренцию, предоставить свободу действия предпринимателям и руководителям - менеджерам предприятий различных форм собственности.

Для развития предпринимательства  нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной  экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Основные субъекты предпринимательства являются: сам предприниматель, потребители, государство, наемные работники.

 

 Объектом предпринимательской  деятельности может быть любая  деятельность, не запрещённая законом [2, с.34]

За словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

При этом необходимо разделять  понятия «предпринимательство»  и  «бизнес». Бизнес – это более  стандартизированный процесс, с  налаженными механизмами функционирования и управления, в то время как предпринимательство – это прежде всего постоянная интеллектуальная деятельность, поиск новых идей и подходов к организации бизнес-процессов.

Первым этапом организации  нового бизнеса является принятие решения  о его организации, включающее в  себя выбор сферы деятельности, организационно-правовой формы предприятия и т.д.

Следующим шагом является уже осуществление предпринимательской  деятельности, то есть:

- поиск инновационных  подходов к выбору источников  финансирования и ресурсной базы;

- разработка концептуально новых идей ведения бизнеса или переработка уже существующих форматов в соответствии с требованиями рынка;

- внедрение новых подходов  к организации предпринимательских  структур.

После составления концептуального  базиса новой предпринимательской  структуры следующим этапом предпринимательства является реализации теоретических разработок  в практической деятельности компании. Этот этап является особенно важным для отслеживания результатов деятельности компании, эффективности внедренных подходов и идей, причем как с точки зрения количественных показателей, таких как размер чистой прибыли предприятия, его рентабельности и т.д., так и с точки зрения качественного подхода: для оценки правильности организации системы управления предпринимательской структурой.

 

Данный этап неизменно  выявляет очевидные ошибки и несоответствия предпринимательской структуры  заданным рыночным условиям. Подбор идеальной  организации предпринимательской  деятельности с первой попытки, при  первом выходе на рынок не представляется возможным. Поэтому этап реализации идей почти всегда требует корректировки предпринимательской деятельности – то есть возвращает нас на первый этап предпринимательства – к поиску ресурсов и идей по модернизации деятельности компании.

Таких циклических движений в своем развитии компания может пройти очень много и каждое из них будет приближать ее к «идеальной» форме организации предпринимательской деятельности, фиксация которой и приводит к образованию бизнеса.

Исходя из всего сказанного выше, можно определить  предпринимательство как постоянный циклический процесс корректировки деятельности компаний в целях достижения состояния «идеального» соответствия рыночным требованиям, в условиях объективной невозможности реализации поставленной цели.

Таким образом, предпринимательская деятельность из промежуточного этапа развития бизнеса превращается в самостоятельную экономическую категорию, для которой характерны свои законы развития и принципы функционирования.

 Дадим определение  понятию «предпринимательские структуры»  исходя из сформулированного подхода к предпринимательству в целом.

Предпринимательские структуры  – это самостоятельно функционирующие  экономические единицы, деятельность которых подчиняется законам  предпринимательства и заключается  в постоянном поиске оптимальной формы соответствия рыночным требованиям в конкретный момент развития рынка.

В рамках данного определения  очень четко прослеживается, что  ключевую роль в процессе функционирования предпринимательских структур играет управление ими. Управление предпринимательскими структурами – это и есть процесс постоянного поиска «идеального решения», определения концепции деятельности компании и ее реализации на практике  в конкретных рыночных условиях.

В наиболее общем смысле управление – это сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на связанных с ними людей, которое осуществляется с целью придать данным процессам определенную направленность и получить желаемые результаты.

При этом нужно отметить, что существуют различные подходы к определению понятия «управление». Управление можно рассматривать как отдельную науку, изучающую систему знаний, связанную с изучением поведения компаний в зависимости от решений менеджеров и направленную на систематизацию этих знаний. Также управление можно рассматривать как искусство применения таких знаний на практике. Управление можно определить как функцию по оказанию целенаправленного воздействия на какой-либо объект в целях получения желаемого результата. Наконец, управление можно обозначить как аппарат взаимодействия различных структур для достижения поставленных целей.

Следуя данному подходу, определим управление как совокупность действий, обеспечивающих достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов в результат.

В таком случае процесс управления сводится к обеспечению системы необходимыми ресурсами, а также своевременное использование результатов ее работы и налаживание системы обратной связи для ее нормального функционирования.

Такой подход к управлению в условиях динамичной экономической среды представляется ошибочным, ведущим компанию к большим проблемам. Дело в том, что он совершенно не уделяет внимания внутренним процессам, происходящим в предпринимательских структурах.  В реальной жизни основной задачей менеджеров является как раз управление этими процессами. В частности для этого строится специальная система управления компанией.

Информация о работе Сущность и роль предпринимательства в экономике