Сущность и роль товарных запасов в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:17, реферат

Описание работы

В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.

Файлы: 1 файл

Курсовик по управлению товарными запасами.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, товарные запасы являются основополагающими  элементами управления торговой деятельности, от эффективности управления товарными  запасами напрямую зависят результаты торговой деятельности, показатели товарооборота  и рентабельности. Задача управления запасами заключается в том, чтобы применительно к конкретной хозяйственной ситуации найти оптимальное решение по объему и срокам запасов, чтобы своевременно и в необходимом размере удовлетворить имеющиеся потребности и при этом обеспечить минимальные издержки на хранение и поставку ресурсов. Решению этой задачи способствует, прежде всего, комплексный подход к снабженческо-заготовительным процессам, согласующимся с планами реализации, посредством различных инструментов в зависимости от компетентности и профессионализма персонала, используемых информационных технологий, программного обеспечения, степени автоматизации процесса снабжения и реализации, организации документооборота и скорости обработки всей документации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка эффективности управления товарными запасами ЗАО "Тандер"

2.1 Характеристика компании

 

Рассмотрим управление товарными запасами на примере конкретного  предприятия. Для анализа ситуации возьмём, для примера, ".

ЗАО "Тандер" (управляющая  компания сети магазинов "Магнит") основана в 1994 г. как оптовый поставщик бытовой химии и косметики, а с 1997 г. приступила к освоению продовольственного сегмента рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьютеров в России.

В 1998 году начата работа по развитию розничного рынка: открыт первый магазин самообслуживания. В  течение года компания вышла на лидирующие позиции на юге России, после чего началось продвижение компании в другие регионы.

2000 г. - знаменательный  год в истории компании. Руководство  принимает решение о реорганизации  работы розничного направления.  Все магазины переводят в формат дискаунтера и объединяются под брендом "Магнит".

В период с 2001 - 2005 гг. сеть показала стремительный региональный рост и заняла первое место в России по количеству магазинов - 1500 и стала  второй по объему выручки в стране.

В начале 2006 года была завершена реорганизация группы компаний "Магнит", в результате которой ОАО "Магнит" стало холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов "Магнит".

В апреле 2006 года компания провела IPO, большая часть вырученных средств направлена на развитие сети магазинов "Магнит" и разработку формата гипермаркетов под тем же брендом. В апреле 2008 года в рамках вторичного размещения Компания вышла на Лондонскую Фондовую Биржу. Средства, привлеченные в результате SPO, были также направлены на развитие сети "магазинов у дома", гипермаркетов, а также на усиление собственной логистической системы.

По неаудированным данным чистая выручка ОАО "Магнит" на 30 июня 2010 составила 103,637,65 млн. руб. Количество магазинов сети "Магнит", по состоянию на 30 июня 2010 года, составило 3492 (3464 "магазина у дома" и 28 гипермаркетов).

Сеть "Магнит" не использует франчайзи, компания полностью самостоятельно управляет своими магазинами, что  позволяет устанавливать и поддерживать единые стандарты качества во всей сети.

На 30 июня 2010 года в компании действуют 63 филиала, в которых по состоянию на 30 июня 2010 года работает около 83 тысяч сотрудников.

Благодаря использованию  региональных распределительных центров  ОАО "Магнит" удалось наладить эффективную систему логистики. В составе компании действуют 10 собственных распределительных центров, на которые приходится порядка 79% всего товарооборота.

Также компания располагает  и собственным автопарком из 1713 машин, что позволяет снижать транспортные издержки и практически полностью исключать потери при транспортировке.

По состоянию на 30 июня 2010 г. в ассортименте ОАО "Магнит" насчитывалось около 570 наименований товаров под собственной торговой маркой, что составляет 11,00% в ассортименте и 11,93% в общем объеме продаж.

Внедрена в компании и автоматизированная система управления товарными запасами, благодаря чему повышается их оборачиваемость.

ОАО "Магнит" является владельцем крупнейшей по числу магазинов  и территории их покрытия сети в России, что позволяет осуществлять закупки на специальных условиях.

Большое внимание уделяется  сотрудничеству с местными производителями  и поставщиками, что позволяет  оперативно решать вопросы обеспечения  сетей магазинов свежими товарами местного производства

Миссия компании: "Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы  на покупку качественных товаров  повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников".

Сеть магазинов "Магнит" это:

Лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России - 63 филиала, более 3 464 магазинов формата "у дома" и 28 гипермаркетов в более чем 1 109 городах и населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц;

Около 83 000 сотрудников, которые  своим трудом обеспечивают покупателям  возможность приобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам;

Новейшие методы и  технологии в области товародвижения, продаж, финансов и кадровой политики, позволяющие эффективно управлять компанией и снижать цену товара для конечного потребителя;

Сеть дистрибьюторских центров на всей европейской части  России, получающих товар от крупных  поставщиков и подготавливающих его для отправки в магазины;

Предприятие, имеющее  крупный парк автомобилей и осуществляющее междугородние перевозки грузов по всей европейской части России;

Около 570 наименований товаров  под частной маркой.

Задачи компании в 2010 году:

Гибкая ценовая политика и ассортиментная матрица, регулируемая в соответствии с уровнем доходов потребителя;

Крупномасштабная инвестиционная программа на 2010 год: план капитальных  затрат на сумму около 1 млрд. долл.;

Планируемое открытие 450 - 550 магазинов у дома в течение 2010 года;

Открытие 25 - 30 гипермаркетов  в 2010 году;

Работа над повышением эффективности.

Фирменный стиль анализируемой  фирмы включает:

товарный знак, которым  служит название фирмы - "Магнит";

фирменная эмблема -

фирменный лозунг - "Всегда низкие цены".

 

2.2. Оценка управления  товарными запасами

 

Логистическая система  управления запасами проектируется  в целях непрерывного обеспечения  потребителя каким-либо видом материального  ресурса. Реализация этой цели достигается  решением следующих задач:

учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;

определение размера  гарантийного (страхового) запаса;

расчет размера заказа;

определение интервала  времени между заказами.

Для ситуации, когда отсутствуют  отклонения от запланированных показателей  и запасы потребляются равномерно, в теории управления запасами разработаны две основные системы управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами. Такими системами являются:

1) система управления запасами с фиксированным размером заказа;

2) система управления  запасами с фиксированным интервалом  времени между заказами.

Учет текущего уровня запаса в каждой системе происходит по-разному. Система с фиксированным  размером заказа требует непрерывного учета текущего запаса на складе, и это можно рассматривать как основной ее недостаток. Напротив, система с фиксированным интервалом времени между заказами требует лишь периодического контроля за количеством запаса, и в этом заключается ее основное преимущество перед первой системой.

Прежде чем приступить к определению размера гарантийного (страхового) запаса, дадим определение  запаса. Запасы сырья, материалов, комплектующих  и готовой продукции представляют собой материальные ценности, ожидающие  производственного или личного потребления. Все запасы производства определены как совокупные, которые подразделяются на два вида: производственные и товарные. По исполняемой функции все совокупные запасы производства подразделяются на текущие, подготовительные, гарантийные (или страховые), сезонные, переходящие.

Данные для каждой графы предлагаем сформировать следующим  образом.

Графа 1 "Номенклатурный номер" - указывается номенклатурный номер базы данных программного обеспечения  предприятия.

Графа 2 "Наименование"; графа 3 "Единица измерения"; графа 4 "Потребность материалов на месяц, ед. изм. ", далее - ПМ; графа 5 "Цена за единицу измерения, руб." - переносятся из базы данных предприятия на основе утвержденной плановой потребности.

Графа 6 "Суточная потребность, ед. изм. ", далее - СП, рассчитывается делением ПМ (гр.4) на число рабочих суток в текущем месяце.

Графа 7 "Остаток на текущий момент, ед. изм. ", далее - ОТМ, формируется из оборотной ведомости  на дату формирования отчета. Данный показатель будет правильным только при условии оперативного учета движения материалов.

Графа 8 "Число суток, на которое рассчитан страховой  запас, сутки", далее - X, определяется на основе "предположений" менеджера  по закупкам или руководства, если используется метод определения объема страхового запаса на основе суточного потребления. Значение X зависит от таких факторов, как важность этого материала для производственного процесса и общая доступность. Может колебаться для различных материалов от 0 до 15 дней.

Графа 9 "Время для  выполнения заказа, сутки", далее - ВЗ, определяется для каждой номенклатурной позиции отдельно и может быть рассчитана как средневзвешенная величина нескольких периодов поставки от одного поставщика. Также ВЗ может определяться менеджером по закупкам, но следует помнить, что время выполнения заказа в базе данных описывается одним параметром, а на самом деле складывается из нескольких компонентов: время, необходимое поставщику для производства, упаковки и отгрузки товара; время транспортировки от поставщика до склада покупателя; время, необходимое для приемки товара, распаковки и подготовки к использованию.

Планируемое ВЗ заносится  в карточку товара, находится в  базе данных с возможностью корректировать данный показатель при необходимости.

Графа 10 "Точка заказа, ед. изм. ", далее - ТЗ. Точка заказа (ТЗ) - это то количество материалов, при котором покупатель должен подавать поставщику заказ на пополнение. Расчет производится так:

ТЗ = СП (X + ВЗ), или гр.10 = гр.6 (гр.8 + гр.9).

Графа 11 "Количество суток  до точки заказа, сутки", далее - Сут. ТЗ, рассчитывается так:

Сут. ТЗ = (ОТМ - ТЗ) / СП, или  гр.11 = (гр.7 - гр.10) / гр.6.

Графа 12 "Количество материалов, необходимое к закупке, ед. изм", далее - ЗМ, рассчитывается так:

ЗМ = ПМ - ОТМ + ТМ, или гр.12 = гр.4 - гр.7 + гр.10.

Графа 13 "Заключение", сравниваются гр.11 и сумма (гр.8 + гр.9).

Если СутВЗ > (X + ВЗ), или  гр.11 > (гр.8 + гр.9),

то на дату формирования отчета заказ к поставщику не размещается.

Если СутВЗ <= (X + ВЗ), или гр.11 > (гр.8 + гр.9),

то на дату формирования отчета заказ к поставщику размещается в объеме, равном ЗМ (гр.12), с округлением до объема тарного места.

Результатом проведенного анализа является таблица №10:

 

 

Таблица 1

Таблица оперативного отчета остатков материалов (товаров)

Номенклатурный номер

Наименование

Ед. изм.

Потребность в материале на месяц, ед. изм.

(ПМ)

Цена за ед. изм., руб.

Суточная потребность, ед. изм. (СП)

Остаток на текущий момент, ед. изм.

(ОТМ)

Число суток, на которое рассчитан СЗ, сутки (X)

Время для выполнения заказа, сутки (ВЗ)

Точка заказа, ед. изм.

(ТЗ)

Число суток, до ТЗ (Сут. ТЗ)

Количество материалов, необходимое к закупке (ЗМ)

Заключение

Гр.1

Гр.2

Гр.3

Гр.4

Гр.5

Гр.6

Гр.7

Гр.8

Гр.9

Гр.10

Гр.11

Гр.12

Гр.13

 

Из плановой потребности на месяц

 

Из плановой потребности

Из плановой потребности

ПМ/число рабочих суток

Из оборотной ведомости

Определяется руководителем

Из карточки товара

СП (X + ВЗ), или гр.6 (гр.8 + гр.9)

(ОТМ - ТЗ) / СП, или (гр.7 - гр.10) / гр.6

ПМ - ОТМ + ТЗ, или гр.4 - гр.7 + гр.10

 

 

 

Таблица 2

 Пример оперативного отчета остатков материалов предприятия ЗАО "Тандер"

Номенклатурный номер

Наименование

Ед. изм.

Потребность в материале на месяц, ед. изм. (ПМ)

Цена за ед. изм., руб.

Суточная потребность, ед. изм. (СП)

Остаток на текущий момент, ед. изм. (ОТМ)

Число суток, на которое рассчитан СЗ, сутки (X)

Время для выполнения заказа, сутки (ВЗ)

Точка заказа, ед. изм. (ТЗ)

Число суток, до ТЗ (Сут. ТЗ)

Количество материалов, необходимое к закупке (ЗМ)

Заключение

Гр.1

Гр.2

Гр.3

Гр.4

Гр.5

Гр.6

Гр.7

Гр.8

Гр.9

Гр.10

Гр.11

Гр.12

Гр.13

М003181

1

кг 

27 000

13,04

900

73 300

0

25

22 500

56

-

56 > 25 не требует

М003194

2

кг 

41 523

10,06

1 384

53 800

0

25

34 600

14

22 323

14 < 25 заказ!

М003177

3

кг 

3 545

23,00

118,2

3 900

2

10

1 418

21

-

21 > 12 не требует

Информация о работе Сущность и роль товарных запасов в торговле