Сущность и виды лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:10, контрольная работа

Описание работы

Лизинг – как современная форма аренды определяется как вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Содержание работы

1.Сущность и виды лизинга
2.Цена лизинговой сделки
3.Развитие лизинговых отношений

Файлы: 1 файл

Экономика фирмы.docx

— 33.96 Кб (Скачать файл)

    Контрольная работа №1 вар3

   Лизинг

1.Сущность и виды лизинга

2.Цена лизинговой сделки

3.Развитие лизинговых  отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.  Лизинг  – как современная форма аренды определяется как вид предпринимательской  деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное  договором имущество у определенного  продавца и предоставить это имущество  арендатору (лизингополучателю) за плату  во временное пользование для  предпринимательских целей.

   Объектом  лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке.

    Субъектами  лизинга являются: лизингодатель  – юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, то есть передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества, или гражданин, занимающийся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Субъектами лизинга могут быть также  предприятия с иностранными инвестициями.

      Лизингополучатель – юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающие имущество в пользование  по договору лизинга.

    Продавец  лизингового имущества – предприятие-изготовитель машин и оборудования, или другое юридическое лицо, или гражданин, продающие имущество, являющееся объектом лизинга.

    Актуальность  развития лизинга в России, включая  формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

    В настоящее время большинство  российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они  не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать  кредиты. Предприятию для обновления своих основных средств выгодно брать оборудование в лизинг. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

Наиболее часто встречаются  следующие виды лизинга:

-экспортный (в лизинге участвуют две страны, лизинговая фирма находится в стране производителя, лизингополучатель – в другой)

-импортный (лизинговая фирма и лизингополучатель находятся в одной стране, а лизингодатель - в другой)

-транзитный (все участники лизинга находятся в разных странах)

-обратный (лизинговая фирма покупает у владельца оборудование и сдает его в аренду ему же)

сложный (когда в операции участвуют две или несколько лизинговых фирм, находящихся в разных странах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2. Цена лизинговой сделки

Лизинговая сделка оформляется  заключением контракта (договора). Условия  договора лизинга обычно включают в  себя срок аренды, арендную плату и  покупку опциона. Срок договора, как  правило, совпадает со сроком амортизационного периода арендуемого объекта. В  течение этого срока договор  лизинга на движимое имущество является нерасторжимым, кроме исключительных случаев. Напротив, в договоре лизинга  на недвижимость оговаривают условия, при которых арендодатель или  арендатор может отказаться от своих  обязательств.

В мировой практике термин «лизинг» используется для обозначения  различного рода сделок, основанных на товарах длительного пользования. В зависимости от срока, на который заключается договор аренды, различают три вида арендных операций:

краткосрочная аренда (рентинг) – на срок от одного дня до одного года;

среднесрочная аренда (хайринг) – на срок от одного года до трех лет;

долгосрочная аренда (лизинг) – на срок от трех до двадцати лет  и более.

 Под лизингом обычно  понимают долгосрочную аренду  машин и оборудования или договор  аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для  арендатора с целью их производственного  использования при сохранении  права собственности на них  за арендодателем на весь срок  договора. Кроме того, лизинг можно  рассматривать как специфическую  форму финансирования вложений  в основные фонды при посредничестве  специализированной (лизинговой) компании, которая приобретает для третьего  лица имущество и отдает ему  это имущество в аренду на  долгосрочный период. Таким образом,  лизинговая компания фактически  кредитует арендатора. Поэтому лизинг  иногда называют «кредит-аренда». 

   В отличие от договора купли-продажи, по которому право собственности на товар переходит от продавца к покупателю, при лизинге право собственности на предмет аренды сохраняется за арендодателем, а лизингополучатель приобретает лишь право на его временное использование. По истечении срока лизингового договора лизингополучатель может приобрести объект сделки по согласованной цене, продлить лизинговый договор или вернуть оборудование владельцу по истечении срока договора.

   С экономической точки зрения лизинг имеет сходство с кредитом, предоставленным на покупку оборудования. При кредите в основные фонды заемщик вносит в установленные сроки платежи в погашение долга, при этом банк для обеспечения возврата кредита сохраняет за собой право собственности на кредитуемый объект до полного погашения ссуды. При лизинге арендатор становится владельцем взятого в аренду имущества только по истечении срока договора и выплаты им полной стоимости арендованного имущества. Однако такое сходство характерно только для финансового лизинга. Для другого вида лизинга – оперативного – наблюдается большее сходство с классической арендой оборудования.

   По своей юридической форме лизинговая сделка является своеобразным видом долгосрочной аренды инвестиционных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        3.Развитие лизинговых отношений

   Четкое определение лизинговой операции имеет важное практическое значение, так как при несоблюдении установленных законом правил ее оформления она не может быть признана лизинговой сделкой, что чревато для участников операции цена лизинга.

Развитие лизинговых отношений на морском транспорте.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1992 года № 1513 “О мерах по возрождению  торгового флота России” Правительство  Российской Федерации в своем  распоряжении от 21 марта 1992 года № 534-р  приняло предложение Комитета рыбного  хозяйства при Министерстве сельского  хозяйства России о развитии лизинговых операций с целью приобретения рыболовецких судов, построенных за рубежом. В данном распоряжении была установлена льгота для лизингополучателей рыболовецких судов: они освобождались в 1992 году от обязательной продажи в Республиканский валютный резерв Российской Федерации валютной выручки от реализации на экспорт производимой ими рыбной продукции при условии, что валютная выручка будет использоваться на расчеты по лизингу и приобретение материально-технического обеспечения рыболовецких судов. Министерству экономики России и Министерству сельского хозяйства России при установлении и распределении общереспубликанской квоты экспорта на рыбную продукцию было рекомендовано учитывать, начиная с 1993 года, необходимость внесения лизингополучателями арендной платы за лизинг рыболовецких судов.

Что касается дальнейшего  развития лизинговых отношений в  области рыболовецкого хозяйства, то в приказе Роскомрыболовства  от 18 июля 1994 года № 114 “О внесении дополнений в Положение о порядке выдачи разрешений на строительство, приобретение, аренду и переоборудование рыбопромысловых, научно-исследовательских, поисковых  и рыбоохранных судов” отмечалось, что практика применения Положения  показала следующее: “в настоящее время  одним из основных способов приобретения рыбопромысловых судов является долгосрочная аренда на условиях бербоут-чартера с последующим переходом права собственности и договор лизинга судов”.

Стимулом для развития лизинговых отношений на морском  транспорте послужило письмо Департамента морского транспорта Министерства транспорта России от 5 мая 1994 года № ДМТ-35/790, утвердившее  Инструкцию по составу затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий основной эксплуатационной деятельности морского транспорта” , в которой оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключаемыми договорами лизинговых операций включалась в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий основной экономической деятельности морского транспорта. Это условие можно отнести к разряду налоговых льгот по операциям лизинга для предприятий морского транспорта, так как оплата услуг банков в соответствии с договором лизинга относится не на прибыль, а на себестоимость продукции предприятий морского транспорта, что, соответственно, снижает налогооблагаемую прибыль.

В постановлении Правительства  Российской Федерации от 18 сентября 1995 года № 930 “Об утверждении федеральной  программы развития рыбного хозяйства  Российской Федерации до 2000 года “Рыба” лизинг назван одним из приоритетных направлений развития рыбного хозяйства, необходимых для сохранения и  дальнейшего развития производственного  потенциала рыбной отрасли, обеспечения  стабилизации и дальнейшего роста  производства рыбной продукции.

Необходимость развития лизинговых отношений в сфере морского транспорта отмечается и в Указе Президента Российской Федерации от 17 января 1997 года № 11 “О федеральной программе  “Мировой океан”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются:

инвестирование в форме  имущества в отличие от денежного  кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности  на переданное имущество;

лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без  резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;

часто предприятию проще  получить имущество по лизингу, чем  ссуду на его приобретение, так  как лизинговое имущество выступает  в качестве залога;

лизинговое соглашение более  гибко, чем ссуда, так как предоставляет  возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи  могут осуществляться после получения  выручки от реализации товаров, произведенных  на взятом в кредит оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими;

для лизингополучателя уменьшается  риск морального и физического износа и устаревания имущества, так  как имущество не приобретается  в собственность, а берется во временное пользование; так как  платежи по лизингу не привязаны  к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет  дело с ускоренной амортизацией имущества;

лизинговое имущество  не числится у лизингополучателя  на балансе, что не увеличивает его  активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;

лизинговые платежи относятся  на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;

производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции, так  как ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям своевременно обновлять технологическую  систему.

При наличии у предприятия  альтернативы – взять кредит на покупку оборудования или приобрести это оборудование на определенное время  по договору лизинга – ее выбор необходимо осуществлять на основе результатов финансового анализа. Во всяком случае, лизинг становится практически безальтернативным вариантом, когда: предприятие-поставщик испытывает трудности со сбытом своей продукции, а предприятие – будущий лизингополучатель не имеет в достаточном объеме собственных средств и не может взять кредит для приобретения нужного ему оборудования; предприниматель только начинает собственное дело (что часто имеет место в малом предпринимательстве).

     Вместе с тем лизингу присущ и ряд негативных сторон. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования (особенно, если договор лизинга заключается не на полный срок его амортизации) , а для лизингополучателя стоимость лизинга выходит более высокой, чем цена покупки оборудования. Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода из строя оборудования, платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования.      

     Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, нужно создавать условия, при которых они стремились бы развивать лизинговые отношения. Для этого, в первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длительными сроками действия (не менее трех лет), так как именно такие договоры будут нести реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимися объектами международного финансового лизинга.

Информация о работе Сущность и виды лизинга