Причины инфляции заключаются в несбалансированности
экономики - отставании производства товаров
и услуг от размеров совокупного спроса
(денежных доходов потребителей). Появились
новые (уже рыночные) деформации структуры
спроса, из которых выделим главные:
- концентрация потребительского спроса
преимущественно у богатой части населения
(пятая группа населения с наибольшими
доходами получает после 1995 г. около 46-47%
общей суммы доходов);
- низкая покупательная способность семей,
чьи душевые доходы остаются ниже официально
действующего (и заниженного) прожиточного
минимума или в его зоне. Официальная статистика
показывает уменьшение масштабов бедности,
измеряемой по этому критерию, в 2007г. до
13,4%.
- высокая доля теневых доходов - скрытая
оплата труда составляет в 2006г. 26,9% общей
ее суммы и почти 12% объема ВВП;
- сосредоточение инвестиционного спроса
преимущественно в сырьевых, добывающих
отраслях промышленности, торговле финансовых
видах деятельности при его ограниченности
в сельском хозяйстве, обрабатывающей
промышленности и других отраслях реальной
экономики.
Причины инфляции в 2013 году
1.рост нефтегазовых доходов
(рост ликвидности на денежном рынке);
2.«сужение» рынка труда (снижение
уровня безработицы приводит к повышению
уровня инфляции: по мере того, как спрос
продолжает расти и экономика приближается
к состоянию полной занятости, запасы
ресурсов в отдельных отраслях заканчиваются
и цены на них начинают увеличиваться,
в том числе растет заработная плата. Инфляция
уже возникает, а рынок труда продолжает
постепенно сужаться и дает возможность
профсоюзам добиваться дальнейшего увеличения
оплаты труда. Издержки производства начинают
расти, но перекладываются в виде повышения
цен на потребителей);
3. повышение тарифов на услуги
естественных монополий с 1 июля 2013 года
(тарифы на газ выросли на 15%);
4. рост цен на продовольственные
товары на мировом рынке;
5. повышение акцизов на вино-водочные
изделия с 1 января 2013 года;
6. наводнение на Дальнем Востоке;
7. ограничения на импорт ряда
товаров;
8. ужесточение административного
контроля над неорганизованной розничной
торговлей (после антииммигрантских выступлений)
Сегодня в инфляции велика доля
немонетарного фактора, т.е. тарифная ее
составляющая (до 40%). Опережающий рост
тарифов стал самостоятельным и значимым
фактором раскручивания инфляции, реальным
фактором торможения экономики, роста
издержек и потери конкурентоспособности
российских производителей.
Основной вклад в инфляцию 2013
года внес рост цен на продовольственные
товары - на 7,3%, составивший 2,7 процентного
пункта, также как в 2012 году - рост цен на
7,5% внес 2,8 процентного пункта в инфляцию
(для сравнения – в 2011 году продовольственные
товары подорожали всего на 3,9%, что позволило
снизить инфляцию до 6,1 процента). В целом
за год ослабление номинального курса
рубля с учетом временных лагов влияния
внесло в инфляцию 2013 года 0,3-0,4 процентного
пункта.
Таким образом, превышение прогноза инфляции
обусловлено экзогенными факторами –
так, вклад немонетарной составляющей
в инфляцию, по оценке Минэкономразвития
России, увеличился до 2.6 п.п. против 2.3
п.п. годом ранее. Вклад монетарной составляющей
снизился на 0.4 п.п. на фоне проводимой
консервативной денежной политики и начавшегося
замедления роста платежеспособного спроса.
Максимальный рост тарифов
на электроэнергию в 2013 г. для населения
с 1 июля 2013г. установлен на уровне 15%.
Ежемесячные темпы инфляции:
Особенности инфляции в РФ
1. Немонитарные факторы инфляции
(инфляция в основном за счет роста тарифов
естественных монополий);
2. Сезонный фактор в инфляции
(июль - повышение цен на услуги естественных
монополий; август, сентябрь - снижение
цен на продовольственные товары; ноябрь,
декабрь - рост инвестиционных расходов
предприятий).
3. Следование проциклической политики
повышения тарифов, когда рост тарифов
больше инфляции. Термин инфляция минус означает
ограничение индексации тарифов уровнем
инфляции за предыдущий год.
Явление инфляции. Одновременно
с падение темпов производства происходит
рост цен.
2.2. Антиинфляционная
политика и пути ее совершенствования
Уникальный характер российской инфляции требует
использования особых методов ее регулирования,
соответствующих современным реальным
условиям хозяйствования. Антиинфляционная
программа должна учитывать реальное
развитие рыночных отношений, возможность
использования рыночных механизмов с
участием государственного регулирования.
Цель антиинфляционной политики государства
состоит в том, чтобы установить контроль
над инфляцией и добиться приемлемых для
народного хозяйства темпов ее роста.
Попытки справиться с инфляцией путем
рестрикционной денежной политики в российских
условиях имеют значительно более тяжелые
последствия, чем сама инфляция, так как
являются тормозом экономического роста,
решения социальных задач.
Поскольку цивилизованные рыночные отношения
в России только формируются, еще не создана
хорошо работающая законодательная база,
не закончен процесс разгосударствления
и приватизации собственности, в стране
по-прежнему будут осуществляться экономические
реформы. В связи с этим стоит задача более
четкого определения финансовой стратегии
государства, направленной на создание
предпосылок финансовой стабилизации
и экономического роста.
Основным фактором в борьбе с инфляцией
являются улучшение общей экономической
ситуации в стране, повышение инвестиционной
активности, формирование стабильной
рыночной инфраструктуры. В связи с этим
особое значение для экономики приобретает
поддержка приоритетных отраслей народного
хозяйства, стимулирование диверсификации
экспорта продукции, разумная протекционистская
политика и политика валютного курса,
что будет способствовать повышению конкурентоспособности
отечественных товаров.
Большое значение в антиинфляционной
политике имеют структурная перестройка
экономики и ее приспособление к потребностям
рынка благодаря демонополизации и регулированию
деятельности существующих монополий,
стимулированию конкуренции в производстве,
распределении, секторе услуг и т.д.
В сложившихся условиях решающим фактором
борьбы с инфляцией будет возможность
восстановления государственных структур
управления и контроля за ценами и доходами,
распределением и перераспределением
материальных и финансовых ресурсов при
проведении курса на преимущественное
применение свободных рыночных цен. Вместе
с тем сохраняется необходимость государственного
регулирования цен на энергоносители,
продукцию, выпускаемую монопольными
структурами, транспортные услуги, услуги
ЖКХ, а также в процессе ликвидации ножниц
цен на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию.
При переходе к рынку становится необходимой
цивилизованная приватизация с учетом
реальных экономических, технологических
и экологических потребностей общества
на базе реальной оценки приватизируемого
имущества, обеспечивающей соответствующие
поступления средств в государственный
бюджет. Для достижения необходимого эффекта
важно обеспечить разумное соотношение
между всеми формами собственности.
В результате этих преобразований может
быть осуществлен комплекс мер макроэкономической
политики по формированию и развитию единого
общероссийского рынка товаров, кредита,
валюты, фондового рынка, рынка недвижимости,
земли, труда и т.д. Большую роль в этом
играет восстановление экономического
союза стран СНГ с учетом взаимных интересов.
Блокировка финансовых факторов инфляции
связана с решением проблемы собираемости
налогов.
Особое внимание в антиинфляционной
политике должно быть уделено совершенствованию
налоговой системы:
- сокращению количества взимаемых
налогов;
- пересмотру налоговых платежей,
включаемых в издержки производства,
которые стимулируют рост цен
- отчислений в пенсионный фонд,
фонд социального страхования, фонд
занятости населения, платы за
землю, налога на имущество и
т.д.;
- изменению методики налогообложения;
- ликвидации государственной задолженности
перед отраслями и сферами
народного хозяйства;
- регулированию перераспределительных
отношений между бюджетами Федерации
и бюджетами регионов.
Важным направлением в антиинфляционной
политике являются дальнейшее развитие
и государственное регулирование валютного
и финансового рынков, а также совершенствование
механизма формирования валютного курса.
Для антиинфляционного регулирования
используются два типа экономической
политики:
- политика, направленная на
сокращение бюджетного дефицита, ограничение
кредитной экспансии, сдерживание денежной
эмиссии. В соответствии с монетаристскими
рецептами применяется таргетирование
— регулирование темпа прироста денежной
массы в определенных пределах (в соответствии
с темпом роста ВВП);
- политика регулирования цен
и доходов, имеющая целью увязать рост
заработков с ростом цен. Одним из средств
служит индексация доходов, определяемая
уровнем прожиточного минимума или стандартной
потребительской корзины и согласуемая
с динамикой индекса цен. Для сдерживания
нежелательных явлений могут устанавливаться
пределы повышения или замораживание
заработной платы, ограничиваться выдача
кредитов и т.д.
Воздействие на инфляционный
процесс в условиях резкого роста цен
требует специальных мер. Так, для устранения
последствий «нефтяного шока», ударившего
по экономике США во второй половине 70-х
гг., были повышены учетные ставки, усилены
требования к размерам резервных фондов,
пересмотрена система налогообложения.
Снизить темпы инфляционного роста цен
удалось не сразу: с 13—14% в 1979 г. они снизились
до 4% спустя примерно три года — в 1982 г.
Активная борьба с инфляцией,
называемая дефляционной политикой, обычно приводит
к падению темпов роста ВВП и даже его
сокращению (дефляции).
Конкретные методы сдерживания
инфляции, «дозировка» и последовательность
применения привлекаемых «для лечения
лекарств» зависят от постановки правильного
«диагноза». Поставить «диагноз» — значит
определить характер инфляции, выделить
основные и связанные с ними факторы, подстегивающие
раскручивание инфляционных процессов.
Каждая инфляция специфична и предполагает
применение таких рецептов, которые соответствуют
характеру и глубине «заболевания».
Инфляция может носить монетарный
или преимущественно структурный характер;
ее источниками могут быть чрезмерный
спрос (инфляция спроса) или опережающий
рост заработков и цен на материалы и комплектующие
(инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться
неоправданно низким курсом национальной
валюты (бегство от дешевых денег) или
неоправданным снятием ограничений на
цены, на ценообразующие товары (топливо,
транспорт, сельскохозяйственное сырье).
Стимулируют инфляцию и дефицит
госбюджета, и монополизм поставщиков
и производителей. Практически действует
не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных
факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным
процессом обычно носят комплексный характер;
они постоянно уточняются и корректируются.
Антиинфляционная политика
России в 2013 году:
1. Совершенствование структуры
отраслей промышленности (диверсификация
экономики);
2. Повышение эффективности
естественных монополий (снижение предельных
издержек).
3. Введение социальной нормы
потребления коммунальных ресурсов: в
пределах этой нормы цены будут зафиксированы,
превышение же нормы будет тарифицироваться
по более высоким ценам;
4. Стимулирование внедрение
биржевых механизмов на рынке сельхозпродукции
(сахар, зерно, молочные продукты, мясо).
Финансовые инструменты помогут снизить
волатильность цен и позволят добиться
прозрачного ценообразования. Первый
этапе (в течение 2-3 лет) – внедрение инструментов
двойных складских расписок, поставочных
контрактов. Второй этап ( через несколько
лет) - использование фьючерсов и опционов
на бирже.
5. Отмена транспортного налога
(замена его на взимание через акцизы на
бензин).
6. Перевод не менее 50% общественного
транспорта на газовое топливо (сжиженный
углеводородный газ, сжатый, или компримированный
природный газ и сжиженный природный газ).
Пути совершенствования антиинфляционной
политики РФ:
1. Выделение дотаций мукомольным
предприятиям в размере 2.2-2.5 млрд.руб.
2. Установление на один год
нулевой ставки НДС для хлебопекарных
и зерноперерабатывающих предприятий.
3. Снижение или обнуление таможенных
пошлин на компоненты для производства
транспортных средств на газовом топливе.
4. Рост тарифов естественных
монополий начиная с 2014г. будет ограничен
уровнем инфляции за предыдущий год. Для
населения тарифы индексируются по формуле инфляция
минус с понижающим коэффициентом 0.7 (то
есть на 30% ниже инфляции за предыдущий
год). Тарифы для инфраструктурных монополий
повышаться не будут. Такой порядок будет
действовать с 2014 по 2016 год.
5. Переход к контрциклической политике
(зависимость уровня тарифов от темпов
экономического роста предыдущего года.
Период реализации: с 2017 года).
6. Создание запасов на товары
и продукты сезонного спроса (в частности,
зерно, дизельное топливо и др.)
Заключение
Инфляция является очень сложным
социально-экономическим явлением. На
протяжении столетий с изменением форм
собственности, типов ценообразования,
денежных систем изменялись причины, следствия,
формы проявления инфляционного процесса.
Неизменной оставалась лишь сущность
инфляции – обесценение денег.