Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:40, реферат
Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов, характеристика антиинфляционной политики государства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю инфляционных процессов и выявить их влияние на экономику;
- ознакомиться с взглядами на инфляцию разных экономических школ;
- рассмотреть последствия инфляции, как экономические, так и социальные.
Введение
1. Сущность инфляции.
1.1. Понятие инфляции. Монетарные и немонетарные концепции инфляции
1.2. Виды и причины инфляции
1.3. Социально - экономические последствия инфляции
1.Уровень инфляции и антиинфляционная политика государства.
2.1 Уровень инфляции в РМ
2.2 Цели антиинфляционной политики. Бюджетная и кредитно-денежная политика государства
Заключение
Список литературы
1.3 Социально-
экономические последствия
В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним.
С этой точки зрения, прежде всего, имеют значение структурные характеристики динамики цен. При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.
В какой-то мере, говоря о показателях и типах инфляции, был затронут вопрос о ее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования.
Это позволяет вести речь не просто о следствии, а о некоторых специфических функциях инфляции.
Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3—4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена» (Mv=PQ) некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q. При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.
Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.
Чтобы это понять, крайне важно понять разницу между денежным, или номинальным, доходом и реальным доходом. Денежный или номинальный доход -это количество денег, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Задумайтесь на минуту, и вам станет ясно, что если ваш номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то ваш реальный доход повысится. И наоборот, если уровень цен будет расти быстрее, чем ваш номинальный доход, то ваш реальный доход уменьшится. Изменение реального дохода можно приблизительно выразить следующей формулой:
(1.3.1)
Изм. реал. дох.(%) = Изм. ном. дох.(%) - Изм. ур. цен(%)
Таким образом, если номинальный доход возрастет на 10% в течение данного года, а уровень цен увеличится на 5% за тот же период, реальный доход повысится приблизительно на 5%. И наоборот, 5- процентное повышение номинального дохода при 10-процентной инфляции понизит реальный доход примерно на 5%. Следует помнить, что сам факт инфляции снижение покупательной способности, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность; однако ваш реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если ваш номинальный доход будет отставать от инфляции.
Наконец, следует отметить, что инфляция по-разному влияет на перераспределение в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на его реальном доходе. Однако этот вопрос противоречив, так как обычно, чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.
От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если неоговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, X млн. $, дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время покупательная способность $ упадет вдвое, то сумма, которая будет возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).
Весьма опасна двузначная и тем более трехзначная инфляция. В условиях двузначной инфляции большинство экономических агентов испытывают трудности с планированием доходов и расходов, в результате чего экономическая деятельность тянет к наиболее доходным и быстро окупаемым видам деятельности, и экономический спад становится весьма вероятным. Длительная трехзначная инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики, в результате чего проигрывают почти все экономические агенты. А теперь подробнее рассмотрим влияние инфляции на различные социальные группы.
Как отмечено, инфляция наказывает людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличения их у других групп населения.
Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции. Номинальные доходы таких групп населения могут обогнать уровень цен, или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие, занятые в развивающихся отраслях промышленности и представленные мощными профсоюзами, могут добиться того, чтобы их номинальная заработная плата шла в ногу с уровнем инфляции или опережала его.
С другой стороны, от инфляции страдают и некоторые наемные рабочие. Те, кто работает в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой ситуации, когда рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.
Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей. Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять волну инфляции.
Последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми и даже устранимыми, если бы люди могли предвидеть инфляцию и иметь возможность скорректировать свои номинальные доходы с учетом предстоящих изменений в уровне цен. Если предвидеть
наступление инфляции, то можно также внести изменения в распределение доходов между кредитором и дебитором.
Другой важный элемент издержек от инфляции (в условиях верных ожиданий, но неполной приспособленности институтов) возникает из-за трудностей адаптации налоговой системы к инфляционным процессам. Здесь существуют две крупные проблемы.
Во-первых, с ростом уровня цен доля налоговых выплат в общей величине реальных доходов увеличивается, рождая, таким образом, эффект прогрессивного роста налогов. Если бы налоги находились в постоянной пропорции к номинальным доходам независимо от величины последних, в этом не было бы никакой проблемы, поскольку в таком случае люди выплачивали бы одинаковый, не зависящий от уровня цен процент своих доходов в виде налогов. Но так как норма налогообложения при использовании его прогрессивной формы имеет тенденцию расти вместе с уровнем номинальных доходов, то инфляция, приводя к росту номинальных доходов, тем самым увеличивает и долю налогов в реальных доходах.
Вторая проблема связана с налогообложением капитала. Налогообложение доходов на капитал являлось сложной проблемой и в лучшие времена. При этом основным был вопрос, должны ли прибыли от капитала облагаться налогом как доходы или же по специальной, более низкой ставке. При появлении в экономике инфляции эта проблема ещё более усложняется, так как рост капитала, связанный с приращением рыночной стоимости активов, реагирует на инфляцию более оперативно, чем реальные прибыли. Ни одной стране не удалось добиться существенного успеха в нейтрализации последствий влияния инфляции на налогообложение капитала. Некоторые специалисты в области налогов даже считают, что наибольший ущерб от инфляции заключается именно в том, что она увеличивает фактическое налогообложение капитала.
2.Уровень инфляции и антиинфляционная политика государства.
2.1 Уровень инфляции в РМ.
Все экономические теории/доктрины либо были умышленно посвящены инфляции, либо каким-то образом касались ее. Это связано не только с тем, что, отождествляемая с ростом цен, она негативно влияет на уровень жизни населения, и даже не столько с этим. Являясь одним из важнейших процессов на макроэкономическом уровне, инфляция означает нестабильность и неопределенность, дезориентирует участников рынка и инвесторов, затрудняет формирование и проведение экономической политики государства и т. д.
Инфляция
― это характеристика любой денежной
экономики. Для нормального
Национальный банк Молдовы прогнозирует, что годовой уровень инфляции по итогам 2013 года составит 4,1%, а к концу 2014 – 3,7%.
Ранее эксперты НБМ подсчитали, что к концу текущего года показатель достигнет 5,3%. Понижение прогноза на 1,2% обусловлено несколькими факторами. В частности, эксперты Нацбанка отмечают волатильность цен на международных рынках и темпы повышения цен на нефтепродукты, которые, как ожидается, будут ниже, чем в предыдущие 2 года. Возможно смягчение рисков повышения регламентированных тарифов.
Кроме того, прогнозируется меньшее давление со стороны цен на импорт газа, при этом не исключено повышение цен на импорт электроэнергии.
Нацбанк подчеркивает, что летняя засуха прошлого года повлияет и на уровень цен в 2013 году.
Слабый
спрос замедлит рост инфляции в ближайшие
кварталы. В конце концов, процесс
дефляции, поддержанный низким внутренним
спросом, будет компенсироваться, в
частности, периодическими колебаниями
цен на продовольствие. В целом
стоимость продовольственных
В течение последующих 8-ми кварталов инфляция сохранится в пределах целевого показателя НБМ - 5% с отклонением ± 1,5%.
Международный
валютный фонд прогнозирует, что инфляция
в Молдове в 2013 г. составит 4,6%, а
в 2014 г. – 5%, и она будет одной
из самых низких среди стран СНГ.
Более низкий уровень инфляции среди стран
СНГ в 2013 г. прогнозируется только в Украине
– 0,5%, Грузии – 1%, Азербайджане – 3,4%, Армении
– 4,2%.
Наибольший рост инфляции по итогам этого
года ожидается в Беларуси – 20,5%, Узбекистане
– 10,9%, Киргизии – 8,6%, Таджикистане – 7,7%.
Казахстане – 7,2%, России – 6,9%. В среднем
инфляция в странах СНГ составит в 2013 г.
6,8%, а в 2014 г. – 6,5%.
Ожидается, что в следующем году самая
высокая инфляция будет отмечена в Беларуси
– 15,5%, Узбекистане – 11%, Киргизии – 7,2%,
Таджикистане – 7%, Азербайджане – 6,7%,
Казахстане – 6,4%, России - 6,2%. Самый низкий
уровень инфляции в 2014 г. среди стран Содружества,
как прогнозируется, будет зарегистрирован
в Армении – 4%, Грузии – 4,6%, Украине –
4,7%.
Эксперты
считают, что инфляция в Молдове
является той самой ахиллесовой
пятой на будущее. Экономическое
развитие и, более того, покупательная
способность населения могут
пострадать от возможного роста цен
на ввозимый природный газ.
Повышение цены на горючее, в конечном
счете, может стать надежным источником,
который будет питать инфляцию и рост
цен, что создает экономические и психологические
предпосылки для увеличения цен на другие
товары и продукты.
2.2 Цели антиинфляционной политики. Бюджетная и кредитно-денежная политика государства.
Негативные социальные и
экономические последствия
Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами.
Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь:
Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане.
Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.
В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.