Сущность экономического роста и его показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы курсовой работы. Ее основная цель заключается в выявлении путей совершенствования экономического роста в Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и показатели экономического роста и развития;
- показать типы и факторы экономического роста;
- отразить основные модели экономического роста;

Файлы: 1 файл

Экономический рост_Рутковская.doc

— 547.00 Кб (Скачать файл)

В 2008 г. динамика ВВП со стороны предложения традиционно формировалась за счет роста промышленного производства: темпы роста се добавленной стоимости составили 114,4% к уровню 2007 г., что повлекло соответствующее увеличение удельного веса промышленности в отраслевой структуре ВВП до 28,1%. Рост инвестиционной активности в стране сопровождался наращиванием объемов строительно-монтажных работ - прирост созданной в 2008 г. в строительстве добавленной стоимости составил 23,5%, как следствие - увеличилась доля данной отрасли в ВВП с 8,5% в 2007 г. до 9,4% в 2008 г. Увеличение удельного веса сельского хозяйства до 8,4% ВВП обусловлено высокими темпами роста произведенной в 2008 г. отраслью добавленной стоимости - 109,5% (табл.3.3.).

 

Таблица 3.3. Динамика отраслевой структуры ВВП Беларуси в 2000-2008 гг.

[10, с. 7]

Показатель

2000 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Производство товаров

  промышленность

  сельское хозяйство

  строительство

Производство услуг

Чистые налоги на продукты

45,6

26,5 11,6

6,4

41,7 14,5

44,3 28,4

7,9

6,9

42,8 14,0

45,1 28,1 7,9

8,0 42,7 13,4

43,6

26,7

7,4

8,5

42,5 15,5

47,0

28,1

8,4

9,4

38,5 14,5


 

Увеличение до 47% в структуре ВВП доли отраслей, занятых производством товаров, несмотря на довольно высокие темпы роста добавленной стоимости в сфере услуг (например, транспорта и связи - 105,5%, торговли и общественного питания - 118,2%), вызвало соответствующее сокращение удельного веса сферы производства услуг до 38,5%. По предварительным оценкам, в 2008 г. доля чистых налогов на продукты сократилась по сравнению с предыдущим годом и составила 14,5% ВВП.

Последние пять лет в динамике инфляционных процессов наблюдались две разнонаправленные тенденции – интенсивное, с 14,4 до 6,6 %, снижение уровня инфляции в период 2004-2006 гг., затем, в 2007-2008 гг., - резкое увеличение инфляции до 12,1 и 13,3% соответственно (рис.3.1.).

Следует отметить, что в годы увеличения уровня инфляции относительные темпы роста цен на продовольственные товары и потребительские услуги для населения (особенно услуги жилищно-коммунального хозяйства) существенно опережали темпы роста цен потребительского рынка в целом.

Из общего прироста потребительских цен в 13,3% в 2008 г. на продовольственные товары приходится 7,9 п.п.; непродовольственные - 2,0; платные услуги населению - 3,4 п.п. По регулируемой группе товаров и услуг вклад в инфляцию оценивается в 5,2 п.п., по нерегулируемой - 7,9 п.п.; вклад в инфляцию сезонной группы товаров составил 0,2 п.п.

Рис.3.2. Динамика индекса потребительских цен в 2004-2008 гг. [10, с. 7]

 

Оценивая инфляционную ситуацию в 2008 г., необходимо отметить, что прогнозный параметр, предусмотренный на уровне 8%, значительно превышен. Стимулирующими инфляционный процесс факторами выступили рост цен на продовольственную группу товаров, а также рост тарифов на платные услуги населению. Рост цен на непродовольственные потребительские товары не оказал существенного влияния на итоговый показатель инфляции, наоборот, в декабре по сравнению с ноябрем по некоторым позициям наблюдались отрицательные темпы роста цен: обувь - 99,3%; бытовые электроприборы - 99,8; легковые автомобили - 98,2; бензин - 90%. Возможно, снижение цен на данные группы товаров является результатом действия сезонных скидок, применяемых при продаже товаров в конце года, но относительно продуктов нефтепереработки можно утверждать, что снижение цен на них - проявление мировых кризисных тенденций, отразившихся на национальной экономике. Косвенно на это указывает стабилизация и даже снижение темпов роста цен на продукцию промышленных производителей в последние месяцы 2008 г. [1, с. 16].

Определяя прогнозную динамику инфляции в 2009 г. в стране, необходимо учитывать факторы, способные оказать усиливающее давление, и факторы компенсационного характера.

Безусловно, к главным стимуляторам инфляции следует отнести одномоментную и резкую девальвацию белорусского рубля по отношению к доллару, евро, российскому рублю. Первая реакция – рост цен потребительского рынка. В дальнейшем девальвационная составляющая инфляции будет воздействовать опосредованно, через увеличение издержек производителей и определенный временной лаг на цены производства продукции, а затем и на цены потребительского рынка.

Вместе с тем инфляционные риски в текущем году могут быть компенсированы снижением и стабилизацией цен на биржевые товары, в первую очередь, энергетические ресурсы – нефть и природный газ. Кроме этого, не ожидается интенсивной корректировки заработной платы ни в структурообразующих отраслях экономики, ни в бюджетной сфере. Это, во-первых, позволит сдерживать увеличение себестоимости и цены продукции, во-вторых, умеренно будет расти платежеспособный спрос населения, что также выступит ограничением для темпов роста цен потребительского рынка [1, с. 18].

Экономическая политика в Беларуси в 2008 г. не может быть определена как соответствующая теории Кейнса, несмотря на то, что некоторые элементы кейнсианского регулирования экономики проявляются в деятельности белорусского правительства, некоторых министерств и Национального банка Республики Беларусь. Причиной невозможности полноценного использования кейнсианских регуляторов является сложившаяся  в Беларуси централизованная административная система  управления экономикой, в которой директивным путем определяются планово-прогнозные показатели, большинство цен и другие факторы развития хозяйственной деятельности.

3.3. Пути совершенствования экономического роста в РБ

Остановимся на тех возможностях, которыми обладает Беларусь для обеспечения экономического роста.

Во-первых, анализ экономической ситуации последнего времени показывает, что возможности действующей системы государственного регулирования ограничены.

Не отрицая в целом позитивную и активную роль государства в условиях рынка, и особенно в период движения к нему, следует отметить неэффективность тех функций, которые оно выполняет сегодня, используя административные рычаги оперативного вмешательства в текущую деятельность предприятий.

Возврат к прямым административным методам государственного регулирования в условиях неразвитости (скорее отсутствия) институциональной среды рыночного типа был оправдан. Однако сегодня такая система управления является значительным тормозом социально-экономического развития, поскольку не позволяет использовать в полном объеме предпринимательскую энергию. Более того, в условиях отсутствия механизма ответственности и контроля в деятельности чиновников создаются предпосылки для злоупотреблений, принятия решений не с позиции соблюдения интересов страны в целом, а в угоду индивидуальной и групповой корысти. Последнее обусловлено во многом низкой заработной платой работников органов управления, что одновременно стимулирует отток наиболее квалифицированных кадров в коммерческую сферу и обусловливает в целом недостаточные компетентность и подготовленность кадров государственного аппарата управления к системным преобразованиям и системному регулированию экономики

В связи с этим первостепенной является задача формирования системно полной законодательно правовой базы, регулирующей экономические отношения рыночного типа и проведение административной реформы, максимально исключающей оперативные исполнительно-распорядительные функции государственного управления, которое должно быть сосредоточено преимущественно на политических и регулятивных функциях, основанных на использовании механизмов рыночной саморегуляции. Таким образом, главная задача государства - создание институциональных основ саморазвития.

Во-вторых, сегодня в целях обеспечения экономического роста важно создать условия для развития и увеличения поддержки малого и среднего бизнеса, что позволит:

- аккумулировать собственные и  заемные средства населения для создания частных предпринимательских структур;

- продемонстрировать другим странам  и международным структурам приверженность Беларуси рыночным принципам и свободам;

-  создать новые рабочие места;

- сформировать предпосылки для  образования среднего класса, являющегося основой социальной стабильности в обществе;

- повысить устойчивость, гибкость  и адаптивные возможности народнохозяйственного комплекса страны [11, с. 48].

Для Беларуси представляется целесообразным формирование крупных национальных корпораций (по отраслевому, территориальному или другим признакам), включение в международные корпорации (ТНК, ФПГ) при одновременной поддержке и развитии малого и среднего бизнеса. Это позволит придать экономике Беларуси устойчивость и гибкость, повысить ее структурную конкурентоспособность.

В-третьих, как показал опыт стран Центральной и Восточной Европы, достигали наибольших успехов в привлечении иностранных инвестиций и повышении благосостояния те страны с переходной экономикой, которые активно осуществляли приватизацию. Беларусь преобразование форм собственности проводит медленно и отстает по темпам осуществления этого процесса от большинства стран, находящихся на стадии рыночных преобразований.

Вместе с тем в настоящее время вопрос разгосударствления и приватизации стоит все острее. Это обусловлено большими финансовыми затратами государства по поддержанию хотя бы минимального уровня конкурентоспособности белорусских государственных предприятий, однако проблема старения и необходимости модернизации производств стремительно возрастает. В связи с этим важнейшей задачей на ближайший период времени является определение рационального перечня предприятий государственной собственности, функции которых не могут быть эффективно осуществлены другой организационно-правовой формой, предусмотренной Гражданским кодексом Республики Беларусь. Все остальные предприятия должны последовательно и достаточно энергично приватизироваться.

В-четвертых, в последние годы доля инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь составляла 16-18%. Для развитых стран такая доля инвестиций в ВВП является вполне достаточной: можно нормально обновлять производственный аппарат на новой технической основе и увеличивать объемы производства. Однако, как отмечалось, в Беларуси подобного процесса не наблюдается. Это происходит прежде всего по причине несоразмерно малого ВВП по отношению к используемым основным фондам, вследствие низкой производительности производственного аппарата, а также невысокой загрузки производственных мощностей в связи с недостаточной конкурентоспособностью производимых товаров по цене и качеству, которая без реструктуризации производств и привлечения инвестиций не может быть увеличена [11, с. 48].

Возможности по расширению привлечения внутреннего капитала в инвестиции, хотя их мобилизация потребует больших усилий и издержек, рассматриваются по следующим каналам.

Первый канал - собственные средства предприятий. Быстрое увеличение мощности инвестиционного потока за счет собственных средств предприятий может быть достигнуто, в частности, за счет снижения доли средств, изымаемых у предприятий государством в виде налогов.

Второй канал - бюджетное финансирование инвестиций, которое составляет около 3% ВВП. Здесь целесообразно сосредоточиться на ведущих отраслях, которые формируют индустриальный профиль республики, а также приоритетных социальных направлениях - здоровье и экологическая безопасность.

Третий канал - сбережения населения. Банковские сбережения еще невелики. Способ вовлечения этих денег в банковский оборот один - завоевание банками доверия со стороны населения. Задача эта представляется очень трудной, но достижимой.

Четвертый канал - инвестиционные кредиты банков за счет собственных и привлеченных средств. В государствах, стоящих приблизительно на одном с Беларусью уровне развития, отношение банковских кредитов к ВВП составляет от 20 до 65%, в Республике Беларусь - примерно 12% [16].

Таким образом, решение вопроса об увеличении инвестиций для обеспечения экономического роста требует такой государственной политики, при которой отечественный и иностранный инвесторы почувствуют благоприятный климат, а граждане отечества проникнутся доверием к собственным банкам. Тогда ресурсы для инвестиций найдутся.

Для привлечения инвестиций в белорусскую экономику требуется создать благоприятный  инвестиционный климат, который определяется социальными, экономическими, организационными, институциональными и политическими факторами и предпосылками.

В-пятых, с учетом ориентации экономики на повышение нормы накопления, рост конечного потребления должен быть высоким, но несколько ниже темпов роста ВВП. Вместе с тем представляется целесообразным продолжить политику на высокие темпы роста долларового эквивалента заработной платы. Такой экономический курс позволит: во-первых, создать более сильные стимулы к труду; во-вторых, обеспечить более приемлемые условия воспроизводства основного его фактора — человеческого капитала; в-третьих, сдержать отток наиболее квалифицированных кадров за рубеж; в-четвертых, способствовать росту объемов совокупного спроса; в-пятых, создать базу для роста валовых сбережений, которые при соответствующих рыночных механизмах трансформируются в инвестиции в основной капитал.

Информация о работе Сущность экономического роста и его показатели