Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 21:47, курсовая работа
Вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы курсовой работы. Ее основная цель заключается в выявлении путей совершенствования экономического роста в Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и показатели экономического роста и развития;
- показать типы и факторы экономического роста;
- отразить основные модели экономического роста;
В 2008 г. динамика ВВП со стороны предложения традиционно формировалась за счет роста промышленного производства: темпы роста се добавленной стоимости составили 114,4% к уровню 2007 г., что повлекло соответствующее увеличение удельного веса промышленности в отраслевой структуре ВВП до 28,1%. Рост инвестиционной активности в стране сопровождался наращиванием объемов строительно-монтажных работ - прирост созданной в 2008 г. в строительстве добавленной стоимости составил 23,5%, как следствие - увеличилась доля данной отрасли в ВВП с 8,5% в 2007 г. до 9,4% в 2008 г. Увеличение удельного веса сельского хозяйства до 8,4% ВВП обусловлено высокими темпами роста произведенной в 2008 г. отраслью добавленной стоимости - 109,5% (табл.3.3.).
Таблица 3.3. Динамика отраслевой структуры ВВП Беларуси в 2000-2008 гг.
[10, с. 7]
Показатель |
2000 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Производство товаров промышленность сельское хозяйство строительство Производство услуг Чистые налоги на продукты |
45,6 26,5 11,6 6,4 41,7 14,5 |
44,3 28,4 7,9 6,9 42,8 14,0 |
45,1 28,1 7,9 8,0 42,7 13,4 |
43,6 26,7 7,4 8,5 42,5 15,5 |
47,0 28,1 8,4 9,4 38,5 14,5 |
Увеличение до 47% в структуре ВВП доли отраслей, занятых производством товаров, несмотря на довольно высокие темпы роста добавленной стоимости в сфере услуг (например, транспорта и связи - 105,5%, торговли и общественного питания - 118,2%), вызвало соответствующее сокращение удельного веса сферы производства услуг до 38,5%. По предварительным оценкам, в 2008 г. доля чистых налогов на продукты сократилась по сравнению с предыдущим годом и составила 14,5% ВВП.
Последние пять лет в динамике инфляционных процессов наблюдались две разнонаправленные тенденции – интенсивное, с 14,4 до 6,6 %, снижение уровня инфляции в период 2004-2006 гг., затем, в 2007-2008 гг., - резкое увеличение инфляции до 12,1 и 13,3% соответственно (рис.3.1.).
Следует отметить, что в годы увеличения уровня инфляции относительные темпы роста цен на продовольственные товары и потребительские услуги для населения (особенно услуги жилищно-коммунального хозяйства) существенно опережали темпы роста цен потребительского рынка в целом.
Из общего прироста потребительских цен в 13,3% в 2008 г. на продовольственные товары приходится 7,9 п.п.; непродовольственные - 2,0; платные услуги населению - 3,4 п.п. По регулируемой группе товаров и услуг вклад в инфляцию оценивается в 5,2 п.п., по нерегулируемой - 7,9 п.п.; вклад в инфляцию сезонной группы товаров составил 0,2 п.п.
Рис.3.2. Динамика индекса потребительских цен в 2004-2008 гг. [10, с. 7]
Оценивая инфляционную ситуацию в 2008 г., необходимо отметить, что прогнозный параметр, предусмотренный на уровне 8%, значительно превышен. Стимулирующими инфляционный процесс факторами выступили рост цен на продовольственную группу товаров, а также рост тарифов на платные услуги населению. Рост цен на непродовольственные потребительские товары не оказал существенного влияния на итоговый показатель инфляции, наоборот, в декабре по сравнению с ноябрем по некоторым позициям наблюдались отрицательные темпы роста цен: обувь - 99,3%; бытовые электроприборы - 99,8; легковые автомобили - 98,2; бензин - 90%. Возможно, снижение цен на данные группы товаров является результатом действия сезонных скидок, применяемых при продаже товаров в конце года, но относительно продуктов нефтепереработки можно утверждать, что снижение цен на них - проявление мировых кризисных тенденций, отразившихся на национальной экономике. Косвенно на это указывает стабилизация и даже снижение темпов роста цен на продукцию промышленных производителей в последние месяцы 2008 г. [1, с. 16].
Определяя прогнозную динамику инфляции в 2009 г. в стране, необходимо учитывать факторы, способные оказать усиливающее давление, и факторы компенсационного характера.
Безусловно, к главным стимуляторам инфляции следует отнести одномоментную и резкую девальвацию белорусского рубля по отношению к доллару, евро, российскому рублю. Первая реакция – рост цен потребительского рынка. В дальнейшем девальвационная составляющая инфляции будет воздействовать опосредованно, через увеличение издержек производителей и определенный временной лаг на цены производства продукции, а затем и на цены потребительского рынка.
Вместе с тем инфляционные риски в текущем году могут быть компенсированы снижением и стабилизацией цен на биржевые товары, в первую очередь, энергетические ресурсы – нефть и природный газ. Кроме этого, не ожидается интенсивной корректировки заработной платы ни в структурообразующих отраслях экономики, ни в бюджетной сфере. Это, во-первых, позволит сдерживать увеличение себестоимости и цены продукции, во-вторых, умеренно будет расти платежеспособный спрос населения, что также выступит ограничением для темпов роста цен потребительского рынка [1, с. 18].
Экономическая политика в Беларуси в 2008 г. не может быть определена как соответствующая теории Кейнса, несмотря на то, что некоторые элементы кейнсианского регулирования экономики проявляются в деятельности белорусского правительства, некоторых министерств и Национального банка Республики Беларусь. Причиной невозможности полноценного использования кейнсианских регуляторов является сложившаяся в Беларуси централизованная административная система управления экономикой, в которой директивным путем определяются планово-прогнозные показатели, большинство цен и другие факторы развития хозяйственной деятельности.
Остановимся на тех возможностях, которыми обладает Беларусь для обеспечения экономического роста.
Во-первых, анализ экономической ситуации последнего времени показывает, что возможности действующей системы государственного регулирования ограничены.
Не отрицая в целом позитивную и активную роль государства в условиях рынка, и особенно в период движения к нему, следует отметить неэффективность тех функций, которые оно выполняет сегодня, используя административные рычаги оперативного вмешательства в текущую деятельность предприятий.
Возврат к прямым административным методам государственного регулирования в условиях неразвитости (скорее отсутствия) институциональной среды рыночного типа был оправдан. Однако сегодня такая система управления является значительным тормозом социально-экономического развития, поскольку не позволяет использовать в полном объеме предпринимательскую энергию. Более того, в условиях отсутствия механизма ответственности и контроля в деятельности чиновников создаются предпосылки для злоупотреблений, принятия решений не с позиции соблюдения интересов страны в целом, а в угоду индивидуальной и групповой корысти. Последнее обусловлено во многом низкой заработной платой работников органов управления, что одновременно стимулирует отток наиболее квалифицированных кадров в коммерческую сферу и обусловливает в целом недостаточные компетентность и подготовленность кадров государственного аппарата управления к системным преобразованиям и системному регулированию экономики
В связи с этим первостепенной является задача формирования системно полной законодательно правовой базы, регулирующей экономические отношения рыночного типа и проведение административной реформы, максимально исключающей оперативные исполнительно-распорядительные функции государственного управления, которое должно быть сосредоточено преимущественно на политических и регулятивных функциях, основанных на использовании механизмов рыночной саморегуляции. Таким образом, главная задача государства - создание институциональных основ саморазвития.
Во-вторых, сегодня в целях обеспечения экономического роста важно создать условия для развития и увеличения поддержки малого и среднего бизнеса, что позволит:
- аккумулировать собственные и заемные средства населения для создания частных предпринимательских структур;
- продемонстрировать другим
- создать новые рабочие места;
- сформировать предпосылки для образования среднего класса, являющегося основой социальной стабильности в обществе;
- повысить устойчивость, гибкость и адаптивные возможности народнохозяйственного комплекса страны [11, с. 48].
Для Беларуси представляется целесообразным формирование крупных национальных корпораций (по отраслевому, территориальному или другим признакам), включение в международные корпорации (ТНК, ФПГ) при одновременной поддержке и развитии малого и среднего бизнеса. Это позволит придать экономике Беларуси устойчивость и гибкость, повысить ее структурную конкурентоспособность.
В-третьих, как показал опыт стран Центральной и Восточной Европы, достигали наибольших успехов в привлечении иностранных инвестиций и повышении благосостояния те страны с переходной экономикой, которые активно осуществляли приватизацию. Беларусь преобразование форм собственности проводит медленно и отстает по темпам осуществления этого процесса от большинства стран, находящихся на стадии рыночных преобразований.
Вместе с тем в настоящее время вопрос разгосударствления и приватизации стоит все острее. Это обусловлено большими финансовыми затратами государства по поддержанию хотя бы минимального уровня конкурентоспособности белорусских государственных предприятий, однако проблема старения и необходимости модернизации производств стремительно возрастает. В связи с этим важнейшей задачей на ближайший период времени является определение рационального перечня предприятий государственной собственности, функции которых не могут быть эффективно осуществлены другой организационно-правовой формой, предусмотренной Гражданским кодексом Республики Беларусь. Все остальные предприятия должны последовательно и достаточно энергично приватизироваться.
В-четвертых, в последние годы доля инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь составляла 16-18%. Для развитых стран такая доля инвестиций в ВВП является вполне достаточной: можно нормально обновлять производственный аппарат на новой технической основе и увеличивать объемы производства. Однако, как отмечалось, в Беларуси подобного процесса не наблюдается. Это происходит прежде всего по причине несоразмерно малого ВВП по отношению к используемым основным фондам, вследствие низкой производительности производственного аппарата, а также невысокой загрузки производственных мощностей в связи с недостаточной конкурентоспособностью производимых товаров по цене и качеству, которая без реструктуризации производств и привлечения инвестиций не может быть увеличена [11, с. 48].
Возможности по расширению привлечения внутреннего капитала в инвестиции, хотя их мобилизация потребует больших усилий и издержек, рассматриваются по следующим каналам.
Первый канал - собственные средства предприятий. Быстрое увеличение мощности инвестиционного потока за счет собственных средств предприятий может быть достигнуто, в частности, за счет снижения доли средств, изымаемых у предприятий государством в виде налогов.
Второй канал - бюджетное финансирование инвестиций, которое составляет около 3% ВВП. Здесь целесообразно сосредоточиться на ведущих отраслях, которые формируют индустриальный профиль республики, а также приоритетных социальных направлениях - здоровье и экологическая безопасность.
Третий канал - сбережения населения. Банковские сбережения еще невелики. Способ вовлечения этих денег в банковский оборот один - завоевание банками доверия со стороны населения. Задача эта представляется очень трудной, но достижимой.
Четвертый канал - инвестиционные кредиты банков за счет собственных и привлеченных средств. В государствах, стоящих приблизительно на одном с Беларусью уровне развития, отношение банковских кредитов к ВВП составляет от 20 до 65%, в Республике Беларусь - примерно 12% [16].
Таким образом, решение вопроса об увеличении инвестиций для обеспечения экономического роста требует такой государственной политики, при которой отечественный и иностранный инвесторы почувствуют благоприятный климат, а граждане отечества проникнутся доверием к собственным банкам. Тогда ресурсы для инвестиций найдутся.
Для привлечения инвестиций в белорусскую экономику требуется создать благоприятный инвестиционный климат, который определяется социальными, экономическими, организационными, институциональными и политическими факторами и предпосылками.
В-пятых, с учетом ориентации экономики на повышение нормы накопления, рост конечного потребления должен быть высоким, но несколько ниже темпов роста ВВП. Вместе с тем представляется целесообразным продолжить политику на высокие темпы роста долларового эквивалента заработной платы. Такой экономический курс позволит: во-первых, создать более сильные стимулы к труду; во-вторых, обеспечить более приемлемые условия воспроизводства основного его фактора — человеческого капитала; в-третьих, сдержать отток наиболее квалифицированных кадров за рубеж; в-четвертых, способствовать росту объемов совокупного спроса; в-пятых, создать базу для роста валовых сбережений, которые при соответствующих рыночных механизмах трансформируются в инвестиции в основной капитал.
Информация о работе Сущность экономического роста и его показатели