Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:38, реферат
Явление международных экономических отношений международная конкуренция – это форма соперничества субъектов мирового рынка, что возникает в процессе их трансграничного взаимодействия. Она направлена на достижение целей их международной экономической деятельности.
Причиной того, что конкуренция предприятий приобретает все больше международный характер, называют глобализацию экономических связей, которая происходит в результате стремительного развития международной торговли, иностранного инвестирования, крупных транснациональных компаний, слияние деятельности транснациональных корпораций.
Явление международных экономических отношений международная конкуренция – это форма соперничества субъектов мирового рынка, что возникает в процессе их трансграничного взаимодействия. Она направлена на достижение целей их международной экономической деятельности.
Причиной того, что конкуренция предприятий приобретает все больше международный характер, называют глобализацию экономических связей, которая происходит в результате стремительного развития международной торговли, иностранного инвестирования, крупных транснациональных компаний, слияние деятельности транснациональных корпораций.
Весомое место в теории международной конкуренции занимает концепция ключевой компетентности. Ключевая компетенция предприятия – способность предприятия выполнять определенные виды деятельности, которые составляют цепь его ценностей и использование которых создает эффект синергии в деятельности предприятия. В зависимости от уровня международной конкуренции ключевой компетенцией предприятия может выступать накопление и интегрирование существующих потоков знаний персоналом; генерирование новых знаний, навыков и умений, способных расширять коммерческие возможности предприятия и его потребительские ценности; разработка новых направлений бизнеса.
В процессе международных конкурентных отношений фирма может занять определенную позицию в зависимости от уровня развития своих ключевых компетенций (Рис. 1).
|
| ||
|
Рис. 1. Уровни и координаты международной конкуренции.
Международная конкуренция на первом уровне осуществляется за ключевые товары и услуги в координатах „цена – рыночная частица”.
Международная конкуренция на втором уровне осуществляется за ключевые технологии в координатах „качество – скорость разработки новых изделий”.
Конкуренция на третьем уровне основывается на интегрировании ключевых технологий с другими активами предприятия (менеджментом, коллективной учебой), использование которых создает ключевую компетенцию. Здесь главным источником конкурентных преимуществ выступают знание и «познавательная мобильность» персонала предприятия.
Цели участия в международных конкурентных отношениях могут быть разными:
А. Кузнецов выделяет два вида международной конкуренции - многонациональную и глобальную конкуренцию. Многонациональная конкуренция – вид международной конкуренции, при которой межфирменное соперничество в каждой стране или группе стран протекает независимо, то есть в таком контексте международный рынок выступает набором относительно самостоятельных национальных рынков, в национальных отраслях которых конкуренция осуществляется по-своему. В процессе многонациональной конкуренции фирмы соревнуются за господство на отдельных рынках. Такая форма международной конкуренции характерна для рынков продуктов питания (кофе, хлебные изделия, замороженные продукты, консервы, пиво), простых металлоизделий и тому подобное.
Глобальная конкуренция
Ученые акцентируют внимание на двойной природе международной конкуренции – как явления и как процесса международных экономических отношений.
Как явление международных
Как процесс, международная конкуренция является проявлением трансграничного вида взаимодействия субъектов мирового рынка, который характеризуется определенной структурой и техникой, последствиями и результатами, а также определенными условиями и правилами его ведения, поскольку международная среда является полем пересечения не только интересов товаропроизводителей, но и интересов национального уровня (экономической безопасности, прозрачной конкурентной среды и тому подобное). Именно поэтому поведение конкурентов на международном рынке будет формироваться под воздействием многих факторов, а не выходя лишь из меркантильных ожиданий субъектов ведения хозяйства.
В исследовании акцентируется внимание на исследованиях барьеров международной конкуренции. Международная конкуренция более совершенна, чем национальная конкуренция, но она не является совершенной через наличие барьеров вхождения на рынки для иностранных конкурентов. Именно барьеры направлены на послабление уровня соперничества.
Для международной конкуренции
самыми весомыми барьерами являются
тарифные и нетарифные ограничения
международной торговли, патентно-лицензионная
защита, государственное субсидирование
отдельных
Международная конкуренция характерна не только для рынка товаров, но и для рынка услуг. Существуют три формы международной конкуренции в сфере услуг:
1. Мобильные покупатели направляются в страну, где услуги производятся. Это характерно для таких видов услуг, как туризм, образование, медицинская помощь, транспорт, сохранение и складирование товаров.
2. Фирмы одной страны предоставляют услуги в других странах, используя для этого свой внутренний персонал и технические средства. Как пример можно навести консультирование по вопросам предпринимательства, инжиниринг.
3. Фирмы одной страны предоставляют услуги в других странах через посредничество сервисных фирм, которые находятся за рубежом и обслуживаются персоналом, направленным из страны базирования компании или наемных местных жителей. Такая форма международной конкуренции присуща бухгалтерско-аудиторскому и банковскому делу, маркетингу.
Участию в международной конкуренции для каждой отдельной фирмы предшествует выбор способа вхождения на рынок определенной страны в зависимости от того, экспортирует фирма продукцию, изготовленную на своем рынке, создает ли производственный подраздел на заграничном рынке. Способами участия фирм в международной конкуренции являются такие:
1. Прямой и непрямой экспорт. Возникает в случае избытка продукции и осуществляется периодически, без долгосрочных обязательств. Непрямой экспорт более дешевый и менее рискован, поскольку фирма поручает международные операции другим организациям. Практикуют такие варианты непрямого экспорта:
Прямой экспорт
2. Участие на основе контрактов (франшизы, лицензии). Преимуществом такой формы участия в международной конкуренции являются долгосрочные договорные отношения, возможность осуществлять производственно-торговую деятельность под известной торговой маркой, получать маркетинговую поддержку, платя, зато рентный платеж.
3. Создание иностранной торговой фирмы или совместного предприятия. Фирма переходит к прямому инвестированию и контролирует партнера.
4. Прямое инвестирование в контролируемый филиал. На этой стадии фирма может полностью владеть 100 % капиталу иностранного филиала.
5. Автономный филиал (дочерняя компания). Иностранный филиал переходит на автономное развитие, опираясь на национальный капитал, национальные кадры, собственные НДДКР.
6. Участие в форме транснациональной корпорации, которая рассматривает международный рынок как гомогенный, избирательно адаптируясь к условиям местных рынков.
Информация о работе Сущность международной конкуренции и ее виды