Сущность международной конкуренции и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:38, реферат

Описание работы

Явление международных экономических отношений международная конкуренция – это форма соперничества субъектов мирового рынка, что возникает в процессе их трансграничного взаимодействия. Она направлена на достижение целей их международной экономической деятельности.
Причиной того, что конкуренция предприятий приобретает все больше международный характер, называют глобализацию экономических связей, которая происходит в результате стремительного развития международной торговли, иностранного инвестирования, крупных транснациональных компаний, слияние деятельности транснациональных корпораций.

Файлы: 1 файл

1 Сущность международной конкуренции и ее виды.docx

— 22.07 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность международной конкуренции и ее виды

 

       Явление международных экономических отношений международная конкуренция – это форма соперничества субъектов мирового рынка, что возникает в процессе их трансграничного взаимодействия. Она направлена на достижение целей их международной экономической деятельности.

Причиной того, что конкуренция  предприятий приобретает все  больше международный характер, называют глобализацию экономических связей, которая происходит в результате стремительного развития международной торговли, иностранного инвестирования, крупных транснациональных компаний,  слияние деятельности транснациональных корпораций.

Весомое место в теории международной  конкуренции занимает концепция  ключевой компетентности. Ключевая компетенция предприятия – способность предприятия выполнять определенные виды деятельности, которые составляют цепь его ценностей и использование которых создает эффект синергии в деятельности предприятия. В зависимости от уровня международной конкуренции ключевой компетенцией предприятия может выступать накопление и интегрирование существующих потоков знаний персоналом; генерирование новых знаний, навыков и умений, способных расширять коммерческие возможности предприятия и его потребительские ценности; разработка новых направлений бизнеса.

В процессе международных конкурентных отношений фирма может занять определенную позицию в зависимости  от уровня развития своих ключевых компетенций (Рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 
   
 
 


       


 




 

 

 

Рис. 1. Уровни и координаты международной конкуренции.

 

Международная конкуренция на первом уровне осуществляется за ключевые товары и услуги в координатах „цена  – рыночная частица”.

Международная конкуренция на втором уровне осуществляется за ключевые технологии в координатах „качество –  скорость разработки новых изделий”.

Конкуренция на третьем уровне основывается на интегрировании ключевых технологий с другими активами предприятия (менеджментом, коллективной учебой), использование которых создает ключевую компетенцию. Здесь главным источником конкурентных преимуществ выступают знание и «познавательная мобильность» персонала предприятия.

Цели участия в международных  конкурентных отношениях могут быть разными:

  • увеличить потенциальный спрос за счет новых рынков (увеличить объем производства и улучшить результаты за счет экономии на масштабе);
  • распределить коммерческий риск, ориентируясь на покупателей, которые живут в разных экономических средах, и действуя в более благоприятных конкурентных условиях;
  • продлить жизненный цикл товара, проникая на рынки, спрос на которых все еще растет;
  • защитить себя от конкуренции, диверсифицируя свои позиции, одновременно получая возможность следить за конкурентами на других рынках;
  • снизить снабженческие и производственные расходы, используя сравнительные преимущества других стран.    

          А. Кузнецов выделяет два вида международной конкуренции - многонациональную и глобальную конкуренцию. Многонациональная конкуренция – вид международной конкуренции, при которой межфирменное соперничество в каждой стране или группе стран протекает независимо, то есть в таком контексте международный рынок выступает набором относительно самостоятельных национальных рынков, в национальных отраслях которых конкуренция осуществляется по-своему. В процессе многонациональной конкуренции фирмы соревнуются за господство на отдельных рынках. Такая форма международной конкуренции характерна для рынков продуктов питания (кофе, хлебные изделия, замороженные продукты, консервы, пиво), простых металлоизделий и тому подобное.

Глобальная конкуренция присуща  международным рынкам гражданских  самолетов, телевизоров, автомобилей, часов, копировальных аппаратов, телекоммуникационного оборудования, шин.

Ученые акцентируют внимание на двойной природе международной конкуренции – как явления и как процесса международных экономических отношений.

Как явление международных экономических отношений международная конкуренция — это форма соперничества субъектов мирового рынка, который возникает в процессе их трансграничного взаимодействия и направленная на достижение целей их международной экономической деятельности.

Как процесс, международная конкуренция  является проявлением трансграничного  вида взаимодействия субъектов мирового рынка, который характеризуется определенной структурой и техникой, последствиями и результатами, а также определенными условиями и правилами его ведения, поскольку международная среда является полем пересечения не только интересов товаропроизводителей, но и интересов национального уровня (экономической безопасности, прозрачной конкурентной среды и тому подобное). Именно поэтому поведение конкурентов на международном рынке будет формироваться под воздействием многих факторов, а не выходя лишь из меркантильных ожиданий субъектов ведения хозяйства.

В исследовании акцентируется внимание на исследованиях барьеров международной конкуренции. Международная конкуренция более совершенна, чем национальная конкуренция, но она не является совершенной через наличие барьеров вхождения на рынки для иностранных конкурентов. Именно барьеры направлены на послабление уровня соперничества.

Для международной конкуренции  самыми весомыми барьерами являются тарифные и нетарифные ограничения  международной торговли, патентно-лицензионная защита, государственное субсидирование отдельных товаропроизводителей, демпинг, заговоры производителей, которые вызывают монополизацию рынков и создание дискриминационных условий деятельности для конкурентов и тому подобное.

Международная конкуренция характерна не только для рынка товаров, но и  для рынка услуг. Существуют три формы международной конкуренции в сфере услуг:

1. Мобильные покупатели направляются в страну, где услуги производятся. Это характерно для таких видов услуг, как туризм, образование, медицинская помощь, транспорт, сохранение и складирование товаров.

2. Фирмы одной страны предоставляют услуги в других странах, используя для этого свой внутренний персонал и технические средства. Как пример можно навести консультирование по вопросам предпринимательства, инжиниринг.

3. Фирмы одной страны предоставляют услуги в других странах через посредничество сервисных фирм, которые находятся за рубежом и обслуживаются персоналом, направленным из страны базирования компании или наемных местных жителей. Такая форма международной конкуренции присуща бухгалтерско-аудиторскому и банковскому делу, маркетингу.

Участию в международной конкуренции  для каждой отдельной фирмы предшествует выбор способа вхождения на рынок  определенной страны в зависимости от того, экспортирует фирма продукцию, изготовленную на своем рынке, создает ли производственный подраздел на заграничном рынке. Способами участия фирм в международной конкуренции являются такие:

1. Прямой и непрямой экспорт. Возникает в случае избытка продукции и осуществляется периодически, без долгосрочных обязательств. Непрямой экспорт более дешевый и менее рискован, поскольку фирма поручает международные операции другим организациям. Практикуют такие варианты непрямого экспорта:

  • заграничные поставки представляются как продукция местной коммерческой организации, которая ведет дела с иностранными партнерами;
  • сбыт товаров через международные торговые компании за рубежом, которые контролируют сбытовые сети в разных регионах. Недостатком является то, что в ассортименте посредника присутствуют товары конкурентов;
  • организация сбыта через экспортно-импортную компанию своей страны с уплатой комиссии посреднику. Этот вариант наиболее выгоден для представителей малого и среднего бизнеса.

Прямой экспорт предусматривает  большую задействованную фирмы  в сбыт продукции. Специальная структурная  единица фирмы осуществляет экспортные операции, анализирует заграничные рынки, движение товаров, устанавливает цены и так далее.

2. Участие на основе контрактов (франшизы, лицензии). Преимуществом такой формы участия в международной конкуренции являются долгосрочные договорные отношения, возможность осуществлять производственно-торговую деятельность под известной торговой маркой, получать маркетинговую поддержку, платя, зато рентный платеж.

3. Создание иностранной торговой фирмы или совместного предприятия. Фирма переходит к прямому инвестированию и контролирует партнера.

4. Прямое инвестирование в контролируемый филиал. На этой стадии фирма может полностью владеть 100 % капиталу иностранного филиала.

5. Автономный филиал (дочерняя компания). Иностранный филиал переходит на автономное развитие, опираясь на национальный капитал, национальные кадры, собственные НДДКР.

6. Участие в форме транснациональной корпорации, которая рассматривает международный рынок как гомогенный, избирательно адаптируясь к условиям местных рынков.


Информация о работе Сущность международной конкуренции и ее виды