Сущность прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:35, реферат

Описание работы

Определение прибыли на протяжении долгого времени было подвержено определенным изменениям. В домарксовский период наиболее близко к пониманию сущности прибыли подошли классики буржуазной политической экономии Вильям Петти, Адам Смит, С. Сисмонди и Т.Р. Мальту. В советский период прибыль определялась как производный показатель от других плановых показателей. Не удивительно, что в современных условиях среди отечественных и зарубежных ученых существуют разные точки зрения на толкование прибыли. К попыткам дать общее определение категории

Файлы: 1 файл

1.1 сущ-ть прибыли....docx

— 34.31 Кб (Скачать файл)

Прибыль – это сумма, на которую доход превышает затраты. Чаще всего прибыль определяют как  разность между полной выручкой и  полными издержками, то есть как  чистую прибыль. В переносном смысле под прибылью понимается всякая польза или выгода.

Рыночная экономика основана на частном бизнесе. Как известно под бизнесом понимают предпринимательскую  деятельность, связанную с покупкой ресурсов, их преобразованием в продукт  и продажей продукта. При этом для  бизнеса совершенно не важно, что  понимается под ресурсами (деньги или  материалы, сырье, оборудование или  труд и т. п.), что понимается под  преобразованием, что понимается под  продуктом. Важно, что во всех случаях  предприниматели желают установить выгодное им соотношение между двумя  финансовыми потоками: капиталовложением  и отдачей, расходов и доходов. Если поток расходов превысит сумму доходов, предприниматель разоряется. Если же поток доходов превышает сумму  расходов, понесенных предпринимателем, то последний имеет прибыль ради которой он и занялся бизнесом.

Споры о сущности прибыли  велись еще в середине семидесятых  годов. В ходе развернувшейся дискуссии  по этому вопросу приняли участие  многие советские экономисты. Наиболее распространенным явилось мнение, что  труд торговых работников, связанный со сменой формы стоимости, с реализацией товаров не создает прибавочного продукта, не является производительным. Следовательно, торговля должна постоянно получать от производителя причитающуюся ей долю прибыли. Что же касается труда торговых работников, связанного с продолжением процесса производства в сфере обращения, то он, конечно, является производительным, создает и прибавочный продукт, и прибыль. Но для этой прибыли, во-первых, не обеспечивает самоокупаемость, а во-вторых, ее удельный вес постоянно сокращается. Другая группа экономистов истинный источник прибыли торговли видела в прибавочном продукте, созданном самими работниками торговли. По их мнению, стоимость прибавочного продукта, созданного производительным трудом не только покрывает чистые издержки обращения и образует прибыль, но и создает еще избыток, который не реализуется в торговых скидках. Однако общим аспектом, в той или иной мере, имеющимся во всех высказываниях, является признание того факта, что при выполнении функции реализации стоимости товаров прибыль не создается.

Труд работников торговли действительно не является производительным с точки зрения производства конкретного  товара. Однако он производит определенную полезность и с этой точки зрения носит производительный характер.

В связи с этим следует  обратить внимание на то, что процесс  производства товаров теряет всяческий  смысл вне процесса реализации в  условиях общественного разделения труда и существования товарно-денежных отношений. Неотъемлемым свойством  товара является возможность его  реализации, то есть создание с конечным потреблением путем купли-продажи. Иными словами, производственный цикл можно считать законченным лишь после того, как продукт нашел  общественное признание. Отсюда можно  сделать вывод, что труд работников торговли является производительным, и прибыль в торговле создается именно в сфере обращения в ходе оказания услуг по реализации товаров.

В рыночной экономике прибыль  – цель, конечный результат, по которому можно судить о состоянии хозяйственной  деятельности любой коммерческой фирмы. Прибыльная деятельность становится обязательным требованием для предприятий  всех форм собственности, в том числе  и торговли.

Прибыль является итогом успешной деятельности предприятия и вместе с тем, она создает определенные гарантии дальнейшего существования  предприятия, поскольку именно она  и ее накопления позволяют ограничить и преодолеть различные риски, связанные  с производством и реализацией  продукции на рынке.

В настоящее время роль прибыли коренным образом изменяется. Ее значение в условиях формирования экономики смешанного типа можно  определить через выполняемые прибылью функции:

1) Она является основным источником финансовых ресурсов предприятия. Ее величина, во многом, определяет перспективы хозяйственного развития, возможности наращивания объемов коммерческой деятельности;

2) Прибыль создает экономическую  заинтересованность предпринимателей  в совершенствовании различных  сторон своей деятельности. Это  обусловлено тем, что в рыночной  экономике предприятия работают  на основе самофинансирования, сочетая  максимальную свободу в коммерческой  деятельности с полной материальной  ответственностью за ее результаты;

3) Прибыль служит критерием  экономической эффективности хозяйственной  деятельности, выступает главным  результативным показателем при  расчете эффективности использования  всех видов экономических ресурсов  предприятия;

4) Прибыль выступает важнейшим  источником формирования доходной  части бюджетов всех уровней,  поскольку часть ее изымается  у предприятий в виде налогов.

В условиях формирования рыночной экономики прибыль становится одним  из важнейших определяющих показателей  в торговой деятельности. Возрастает роль прибыли в развитии деятельности торгового предприятия, в решении  задач обновления и совершенствования  материально-технической базы, наращивании  оборотных средств. Торговое предприятие  или организация с низкой рентабельностью, с небольшой прибылью в условиях рыночной экономики не в состоянии  эффективно участвовать в ценовой  конкуренции. В современных условиях каждой торговой (товарной) группой, каждым товаром должна приносить прибыль.

Таким образом, из всего сказанного выше, можно сделать вывод о  том, что в настоящее время  значение прибыли велико. Именно поэтому  в условиях формирования экономики  смешанного типа, коренной ломки сложившегося стереотипа и представлений о  мотивации труда, становления новых  подходов к категории собственности, в особенности возрастает актуальность вопроса о сущности прибыли, в  том числе и торговой.

Современная западная экономическая  литература уделяет внимание прежде всего вопросам оценки величины прибыли  и способы ее максимизации, не вникая глубоко в сущность данного показателя. Происхождение прибыли объясняется  как результат реализации товаров, как доход от факторов производства. В настоящее время достаточно широко распространена так называемая теория риска, основанная на положении  о том, что владелец капитала постоянно  рискует его потерять. Отсюда прибыль  рассматривается как вознаграждение предпринимателей за принятие на себя коммерческого риска, за техническое  и технологическое нововведения и усовершенствование. П. Самуэльсон утверждает, что "те лица, которые  взваливают риск на свои плечи, должны получать за это в сумме положительную величину премии за риск, или прибыль". Более того, ряд западных экономистов рассматривают прибыль как этическую категорию.

Важным положением, признаваемым экономистами-рыночниками, является то, что прибыль и убыток находятся  в постоянном соседстве, и размер прибыли, во многом, зависит от возможности  предприятия устоять и победить в конкурентной борьбе. Тем самым  признается ограниченность совокупной массы прибыли, и возможность  получения прибыли одними предприятиями  приводит к разорению других.

Таким образом, прибыль –  это всегда некий излишек, получаемый одними участниками рыночных отношений  от других участников и за их счет. Она может быть получена лишь в том случае, если товар продан, то есть получены деньги от покупателя.

В условиях рыночной экономики  вся человеческая жизнь – борьба за обладанием ресурсами, совокупный размер которых ограничен. Законы рынка, и  прежде всего, данного рынка построены  именно на этом рычаге влияния. Одни члены  увеличивают свой ресурс за счет других членов, одни государства увеличивают  свой ресурс за счет других государств.

Поэтому прибыль в рыночной экономической системе характеризует  присуще именно этой системе отношения  между созданными этими людьми предприятиями  по поводу присвоения созданных природой жизненных ресурсов. Еще А. Смит в  своей книге "Богатство народов" писал, что каждый индивидуум, стремясь извлечь из производства продукт  наибольшей стоимости, преследует только свою собственную цель, заботится  о собственной выгоде.

Проблема формирования прибыли  сводится к проблеме перераспределения  первоначально созданного избытка  продукта на каждой стадии его движения. Перераспределение прибыли осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали.

По вертикали прибыль  как избыточный продукт перераспределяется между различными отраслями экономики. Чем больше доля той или иной отрасли, тем более она привлекательна для вложения средств в нее, поскольку  каждому хочется получить больший  кусок от перераспределяемого продукта (большую прибыль).

По горизонтали перераспределение  имеет место между предпринимателями  одной отрасли. Поскольку в одном  сегменте рынка работают большое  количество предприятий, то получение  большей доли прибыли приводит к  обострению конкурентной борьбы между  этими предприятиями, стремлению к  монополизации сегмента рынка (чтобы  не делиться с другими).

С рассматриваемой точки  зрения прибыль предприятия –  это та доля созданного природой продукта в денежном или натуральном выражении, которую предприятию удалось  получить, работая на определенном сегменте рынка в течение определенного периода времени. Поскольку рынок можно сегментировать по-разному, предприятия часто работают на различных сегментах рынка диверсифицируя свою деятельность.

Торговля как отрасль  возникла в процессе углубления общественного  разделения труда. Поэтому торговые предприятия по своей сути практически  ни чем не отличаются от предприятий  других отраслей экономики. Отличие  заключается лишь в виде деятельности. Торговые предприятия – это предприятия, созданные группами людей с целью  получения прибыли на определенном сегменте рынка. Сегодня мы видим, что  в нашей стране количество совокупного  ресурса резко снизилось, и многие производственные предприятия отказались от услуг торговых предприятий, взяв на себя деятельность по продаже произведенной  продукции даже конечным потребителям (розничная продажа).

Внешне торговая прибыль  как результат хозяйственной  деятельности представляет собой разность между всеми доходами и всеми  расходами торговой организации. Основой  формирования прибыли в торговле являются доходы от торговой деятельности, представляющие собой разницу между  выручкой торговой организации от продажи  товара и суммой денег, заплаченной  производителям товара. Внешняя форма  дохода от торговой деятельности может  меняться. Например, ранее основной формой дохода была торговая скидка, которая  устанавливалась в процентах  к розничной цене товара, а теперь источником дохода стали, в основном, торговые надбавки, которые устанавливаются  в процентах к закупочной (оптовой) цене. Наряду с торговой надбавкой  или скидкой, формой извлечения доходов  от торговой деятельности может быть комиссионное вознаграждение и т. д.

Доход от торговой деятельности, кроме образования прибыли торгового  предприятия, предназначен также для  покрытия издержек обращения и, в  частности, для возмещения расходов на оплату труда, а также для возмещения различных отчислений и расходов, не включая в издержки обращения. Полученная от торговой деятельности прибыль используется по различным  направлениям. Порядок использования  прибыли, ее назначение зависит от формы  хозяйствования и определяется собственниками предприятий (фирм) на основе действующего законодательства.

Таким образом, прибыль является важнейшим показателем деятельности предприятия и требует действенного механизма его управления.


Информация о работе Сущность прибыли