Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:29, реферат
Что такое инфляция? Инфляция - это повышение общего уровня цен. Наиболее общее определение инфляции – это обесценение бумажных денег вследствие их чрезмерного выпуска. Однако эту трактовку нельзя считать полной. В то же время не все цены повышаются при инфляции. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Действительно, одним из главных больных мест инфляции является то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают,
другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползучая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.
Галопирующая(скачкообразная) - рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.
Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении - более 10000%.). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.
Во многих странах, испытывающих гиперинфляцию, в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег в обращении, например в Венгрии в 1945-1946 гг. - в 4000 раз. Это объясняется темя. Что, когда население окончательно теряет доверие в обесценивающейся национальной валюте, они начинают стараться как можно быстрее избавиться от нее. Результатом является резкое увеличение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества.
К примеру, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции -- 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время, в Никарагуа, за период гражданской войны, среднегодовой прирост цен достигал 33000%.
Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции практически невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Необходимо лишь периодически повышать цены товаров: подорожало сырье - соответственно увеличивается цена конечной продукции. В основном, риск потери доходности присущ предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен, это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях.
Несбалансированность инфляции – составляет большую проблему для экономики. Но еще сложнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и в дальнейшем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.
С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют:
-ожидаемую;
-неожидаемую.
Ожидаемая инфляция
Фактор ожидаемости, предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже при умеренной инфляции (по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
2. Особенности инфлиции в
Экономика России имеет переходный характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых стран, протекание инфляционных процессов. До 1992 года инфляция в России носила скрытый характер. Сфера проявления инфляционных процессов была ограничена наличным денежным оборотом, так как в сфере безналичного оборота ситуация жестко контролировалась финансовыми органами государства. Инфляция издержек была отодвинута на задний план, так как государство регулировало зарплату и цены на природные ресурсы, но проявлялась в форме отказа от выпуска дешевых товаров, снижению их качества без компенсирующего удешевления. Решающее значение играли факторы, ведущие к
превышению денежного спроса над товарным предложением – факторы инфляции спроса. Ведущая роль принадлежала эмиссии бумажных денег, потому что эта функция полностью находилась в руках исполнительной власти и отсутствовал такой важный сдерживающий фактор, как независимый Центральный банк. Это дополнялось выдачей безвозмездных или крайне дешевых кредитов, а также гигантским отвлечением материальных ресурсов от насыщения рынков, прежде всего потребительских товаров и услуг.
С 1992 года инфляция в России переросла в стагфляцию. Розничные цены выросли в 1992 г. в 26,1 раза; в 1993 г. –9,4 раза; в 1994 г. – 3,2 раза; в 1995 г. –2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций. Спад производства в России в 1992-1996 годах почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923-1933 годов. Динамика инфляции в России с началом осуществления политики либерализации экономики и цен в процентах к предыдущему году:
1993 – 840 %
1994 – 215%
1995 – 131 %
1996 – 21,8 %
1997 – 11-12 %
1998 – 70 %
1999 – 36,5 %
2000 – 20 %
2001 – 18,6 %
Российские реформаторы опирались на прямолинейную монетаристскую
интерпретацию зависимости инфляции лишь от избыточного выпуска денег,
бюджетного дефицита и нестабильного валютного курса. Антиинфляционная
политика осуществлялась тремя методами: ограничение эмиссии денег Центральным банком РФ; сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов; сдерживание колебание курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции. Такая политика привела не к подавлению или сдерживанию инфляции издержек, а к острой нехватке платежных средств. Денежная масса в период реформ Гайдара составляла 10-12 % от ВВП, что послужило к возникновению бартерных сделок. Другим следствием проводимой политики стало кризисное сокращение производства.
В период с 1996 года до конца августа 1998 года в России наблюдалось снижение
темпа инфляции. Валютно-финансовый кризис, разразившийся вслед за другими странами в России в августе 1998 года, показал эфемерность официально объявленной финансовой стабилизации и победы над инфляцией. Глубокие экономические и социальные потрясения в их числе: замораживание выплат по внутренним и внешним долгам; крах рынка ценных бумаг и финансовых пирамид; блокирование вкладов в крупных банках, кризис банковской системы и безналичных расчетов; увеличение безработицы; «бегство» капитала за рубеж; девальвация рубля привели к усилению инфляции с 11 % в 1997 году до 70 % в 1998 году.
В 1999 году темп инфляции составил 36,5 %. Замедление темпов
инфляции было обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с
падением реальных располагаемых денежных доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8 % по сравнению с декабрем 1997 г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов относительной стабилизацией валютного курса рубля.
В июле 2002 года на потребительском рынке не произошло ожидавшегося
сокращения динамики цен, не говоря уже об их абсолютном снижении. Хотя
инфляция в общем-то невелика, обращает на себя внимание ее тенденция: вместо сезонного спада, индекс потребительских цен даже чуть вырос – со 100.5% в июне до 100.7% в июле (2001 г., соответственно: 101.6% и 100.5%). Базовая инфляция тоже несколько увеличилась – со 100.6% до 100.9%. Такая динамика цен определялась в основном конъюнктурными факторами. Ускорение инфляции в октябре связано со следующими обстоятельствами:
интенсивным расширением денежного предложения во втором и третьем кварталах.
Во втором квартале среднемесячный рост налично-денежной массы составлял 105.4%, в третьем – 101.4%. Следствием этого стал ускоренный рост цен на непродовольственные товары, добавивший к показателю инфляции на потребительском рынке 0.3 %пункта; ростом цен на молочные продукты и сахар-песок, имеющим преимущественно сезонную природу. В результате этого индекс потребительских цен увеличился на 0.2 %пункта; ускоренным повышением регулируемых тарифов на платные услуги населению (особенно, пассажирского транспорта). Это добавило к индексу потребительских цен 0.3% пункта.
Условия развития российской экономики в январе-августе 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала объем ВВП в первом полугодии 2009 года сократился на 10,4%. Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве.
Сокращение объемов
производства сопровождалось
Произошедшая под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие на динамику цен.
В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Отмечавшееся с конца I квартала укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке. В этих условиях в августе 2009 года по отношению к декабрю 2008 года потребительские цены выросли на 8,1%, что на 1,6 процентного пункта меньше, чем в сопоставимый период 2008 года, базовая инфляция сократилась на 1,8 процентного пункта – до 6,8%. В годовом выражении в августе потребительские цены повысились на 11,6% (в августе 2008 года – на 15,0%), а товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали оценочно на 11,7% (на 14,8%). Несмотря на то, что в январе-августе 2009 года в целом рост потребительских цен замедлился, их динамика по отдельным группам товаров и услуг была различной. Заметно снизились темпы прироста цен на продовольственные товары – до 6,6% по сравнению с 11,3% за январь-август 2008 года. Удорожание услуг населению составило 10,9%, что на 2,0 процентного пункта меньше соответствующего показателя в предыдущем году. Однако прирост цен на непродовольственные товары ускорился на 1,8 процентного пункта – до 7,6%. В целом по итогам 2009 года инфляция на потребительском рынке может составить менее 12% по сравнению с 13,3% в 2008 году.
3 Последствия инфляции.
Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.
Галопирующая инфляция наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Она дезорганизует хозяйство, затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве — быть объективным информационным сигналом.
Кратко перечислим основные последствия инфляции:
1) ускоренная материализация
2) скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;
3) перераспределение доходов и богатства;
4) отставание цен
5) обратная пропорциональность
темпа инфляции и уровня
6) нестабильность экономической информации.
Рассмотрим каждое из последствий более подробно: