Сущность, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика правительства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Странами всего мира разрабатываются планы снижения процента инфляции, они позволяют контролировать этот процесс лишь в малой степени. Другой вопрос в том, что инфляция в России развивается совсем не так, как в других странах мира, в силу особенностей нашей страны.
Цель данной курсовой работы раскрыть сущность и структуру инфляционных процессов и антиинфляционной политики, как, в общем, так и случае характерном для России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
1 Теоретико-методологические подходы к определению сущности инфляции………………………………………………………………………….5
1.1 Сущность инфляции, основные определения и её причины………..5
1.2 Классификация типов и видов инфляции. Последствия инфляционных процессов…………………………………………………....….15
2 Антиинфляционная политика России………...……………………………...22
2.1 Цели и задачи антиинфляционной политики России………………22
2.2 Этапы формирования антиинфляционной политики России и инфляционная ситуация ……………….………………………………………..29
2.3 Антиинфляционная политика государства 2010-2012гг……….…..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы………………………….…30

Файлы: 1 файл

курсовая макроэк..doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

- смягчение внешнего бюджетного ограничения

Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, желательно получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения, лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

 

 

 

 

2.2 Этапы формирования антиинфляционной  политики России и инфляционная  ситуация

 

Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.

Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяется через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.

Было отпущено  80% оптовых и 90% розничных потребительских цен 2 января 1992г. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз23.

В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

  • ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ;
  • сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;
  • сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.

Проводимая с середины 1995г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством РФ и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность24.

Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.

После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров25.

Минимум по приросту цен был достигнут в 2006 году, когда инфляция составила 9%. Главной причиной снижения инфляции является стабилизация макроэкономического положения, что привело к снижению инфляционных ожиданий у экономических агентов. Другой важной причиной стало укрепление курса национальной валюты.

Начиная с 2007 года цены вновь стали расти быстрыми темпами. За 2007 год они выросли на 11,9%. Ускорение инфляции обеспечивается сочетанием нескольких немонетарных факторов: локальным монополизмом в торговле и производстве, недостатком конкуренции на внутрироссийском рынке; повышением общего уровня спроса в экономике, как со стороны государства, так и со стороны населения. Кроме того, в 2007 году инфляция получила дополнительный импульс благодаря росту цен на продовольствие на мировом рынке.

Анализируя динамику развития инфляционных процессов в России в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 года отмечается, что ухудшение внешнеэкономических условий осенью 2008 года произвело отрезвляющий эффект на экономических агентов.

Сокращение притока капитала привело к необходимости уменьшить раздутые за годы процветания издержки и себестоимость производимой продукции. В итоге сократился инвестиционный спрос, и начались массовые увольнения. Работники почувствовали неуверенность в будущем, что, сказалось на потребительском спросе. А сокращение потребительского и инвестиционного спроса ударило по производству, создав предпосылки для большей экономии ресурсов и запустив губительный самоподдерживающийся цикл падения экономической активности.

 

2.3 Антиинфляционная политика государства 2010-2012гг

 

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, в которых не сбалансированы государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики. На сегодняшний день уровень инфляции в России за 2012 год составил 6,58 %, в месячной динамике наблюдаются колебания от 0,10 %(за август) до 1,23 % (за июль). Динамику инфляции за 1991-2012 годы можно рассмотреть по статистическим данным, приведённым в приложении 1. В первом полугодии 2012 г. инфляция в России снизилась до 4,3% в июне относительно соответствующего месяца предыдущего года, что ниже целевого ориентира (5–6%), установленного на 2012 г. в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов». Цены на потребительском рынке формировались в условиях спросовых ограничений, сдержанной динамики цен производителей промышленной продукции для потребительского рынка, на продукцию сельского хозяйства, в целом благоприятной конъюнктуры мирового аграрного рынка26.

Заметное влияние на прирост цен на жилищно-коммунальные услуги и, соответственно, на уровень инфляции оказал перенос с января на III квартал индексации регулируемых цен и тарифов. Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, за январь-июнь 2012 г. потребительские цены повысились на 3,2% (за январь-июнь 2011 г. – на 5,0%). Базовая инфляция составила 2,3%, что на 1,5 процентного пункта ниже, чем в первом полугодии 2011 года. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было обусловлено 1,9 процентного пункта, или 58,1% уровня инфляции (в январе-июне 2011 г. – 3,0 процентного пункта и 59,8%). В таблицах 1 и 2 отражены показатели уровня инфляции на потребительском рынке и на рынке продовольственных товаров.

Так, по данным Росстата (рисунок 6), продовольственные товары за январь-июнь 2012 г. подорожали на 4,7%, в том числе плодоовощная продукция – на 28,8%. Вклад прироста цен на продукты питания в инфляцию оценивается на уровне 1,8 процентного пункта, или 55,1% (в первом полугодии 2011 г. – 1,9 процентного пункта и 38,2%).

Таблица 1 - Инфляция на потребительском рынке27

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Инфляция на рынке продовольственных товаров28

Рисунок 6 - Динамика цен на потребительские товары и услуги, %29

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям. Наиболее действенным методом регулирования нормального уровня инфляции является антиинфляционная политика государства. Она включает большой выбор самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

В условиях умеренной инфляции, характерной для данного периода развития российской экономки, антиинфляционная политика может иметь 2 различных направления:

  • первое - это уделить наибольшее влияние активной антиинфляционной политики, направленной на ликвидацию причин, вызывающих инфляцию.
  • второе – адаптивной, направленной на приспособление к условиям инфляции и значению ее отрицательных последствий.

Проведение активной антиинфляционной политики, при использовании её основных методов таких, как:

  • контроль за денежной эмиссией;
  • недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета;
  • осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке; проведение денежной реформы конфискационного типа;
  • уменьшение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение дефицита государственного бюджета;
  • переход к жесткой денежно-кредитной политике;
  • стабилизация валютного курса путем его фиксирования;
  • сдерживание роста доходов и цен;
  • борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;
  • стимулирование производства в рамках экономики.

Информация о работе Сущность, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика правительства России