Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:05, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя.
Введение………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты явления “безработица”…………….... 4
Понятие и сущность безработицы…. ……………………...4
Виды безработицы……………… ………...…………………5
2. Анализ современных тенденций, сложившихся на рынке труда России…………………………………………………………. 11
2. 1 Характерные черты безработицы в России……………. 11
Пути решения проблемы безработицы. Методы ослабления влияния её на экономическую и социальную сферы. ………………………………………...16
Заключение………………………………………………………….... 21
Список литературы…………………………………………………. 22
Вместе с ростом открытой безработицы происходят изменения в общественном сознании, растет обеспокоенность людей угрозой массовой безработицы, потерей своих рабочих мест и социального статуса. По данным социологических исследований среди проблем, вызывающих наибольшую озабоченность Россиян, безработица наряду с преступностью и ростом цен занимает одно из ведущих мест. Меняется отношение к безработице и безработным: если в свое время безработные отождествлялись с тунеядцами и люмпенами, то затем они стали считаться“жертвами”стихии рынка, а в последнее время просто людьми, временно попавшими в трудное положение нуждающимися в социальной защите общества.
Для понимания характера безработицы в России необходимо учитывать специфические особенности становления рынков труда в постсоциалистических странах и в частности России. Процесс формирования полноценного рынка труда тесно связан с этапами перехода от централизованной плановой экономики к рыночной, с проводимыми в стране радикальными экономическими и социальными реформами. Этот процесс не может быть длительным: современный рынок труда унаследовал от предыдущих периодов элементы жесткости. В частности, динамика заработной платы, играющая в развитом рынке труда роль одного из главных регуляторов спроса и предложения на труд, на рынке труда России эту свою функцию выполняет не в полной мере.
Во-первых, заработная плата резко отстала от стоимости воспроизводства рабочей силы. Во-вторых, движение ставок заработной платы искажается инфляционными процессами. В-третьих, не сложилась пока система договорного формирования заработной платы. В-четвертых, сохранились некоторые централизованные способы административного регулирования заработной платы (единая тарифная сетка для бюджетных организаций).
Негибкость рынка труда
Одна из особенностей российского рынка труда –известная замкнутость региональных рынков труда, расположенных на огромной территории, слабо обеспеченными коммуникациями, современными средствами связи и информации. Сказывается и неразвитость инфраструктуры рынков труда, в том числе недостаточность материально-технического обеспечения служб занятости. Характерной чертой рынка труда России является наличие в достаточно широких масштабах скрытой (неформальной) занятости.
Всех занятых в экономике можно условно разделить на три группы: занятые в формальном государственном, формальном негосударственном (частном), неформальных секторах. К последнему относятся незарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность, занятые которой не платят налогов. В России неформальный сектор чрезвычайно разнообразен, внутри него выделяется несколько разновидностей занятости: по профессионально квалификационному уровню и уровню доходов выделяется квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники, строительные работы), работа не требующая квалификации (мелкая торговля, челночный“бизнес”). Это так называемые “ларечники”, “челночники”, и другие граждане, не платящие налогов от своих теневых доходов. Таким образом, рынок труда как бы раскололся на две части: формальную и неформальную, при этом масштаба скрытой (неформальной) занятости достигают 5, 7– 6, 4% занятых в народном хозяйстве по данным 1997 года. По некоторым оценкам, в настоящее время более половины экономически активного населения имеют отношение к неформальному сектору экономики, т. е. получают неучтенные доходы. В неформальном секторе занято около 12 млн. человек (19, 2% экономически активного населения) по данным 1998г.
Следует обратить внимание на феномен фиктивной безработицы. Случаи, когда граждане, официально получившие статус безработного имеют не контролируемые доходы от индивидуально-трудовой и не трудовой деятельности, преимущественно торгово-посреднической.
Можно выделить следующие особенности современной безработицы в России: наличие наряду с открытой безработицей значительных массивов скрытой безработицы как в форме излишков рабочей силы на предприятиях, так и в форме частичной и неполной занятости;
наличие наряду с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, размеры которой в несколько раз превышают масштабы официальной безработицы;
наличие значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на неформальных рынках труда);
неразвитость инфраструктуры рынка
труда, затрудняющая трудоустройство
безработица, вследствие чего усиливаются
тенденции к образованию
наличие больших разрывов в уровнях безработицы по регионам, отраслям и сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой транзитивной экономики России и особенностями рыночных форм.
2. 2 Пути решения проблемы
Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в
Стабилизация и рост производства
должны стать отправным пунктом
для достижения и поддержания
эффективной занятости при
финансовому, в соответствии, с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости обеспечивают финансирование программ занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3, 4%);
социальному, в соответствии, с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), не превышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.
Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.
На современном этапе
Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ. Федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.
Анализ ситуации в сфере занятости
в Российской Федерации в предшествующие
годы показывает, что способность
складывающегося рынка труда
к саморегулированию все еще
незначительна, поэтому остается необходимость
в использовании элементов госу
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями Программы являются повышение
уровня и изменение структуры
занятости населения Российской
Федерации на основе создания экономически
эффективных рабочих мест в перспективных
отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
регулирование складывающегося национального
рынка труда и повышение
формирование эффективной
предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.
Реализуемая политика занятости становится
активной тогда, когда средства Государственного
фонда занятости населения
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда. В области занятости населения наблюдается значительный наклон в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне. Подобные исследования помогут выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Информация о работе Сущность состояние и показатели уровня безработицы