Сущность современного мирового рынка, его структура и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:
 он является категорией товарного производства, который выходит в поисках сбыта своей продукции для национальные рамки;
 он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, которые находятся около воздействием не токмо внутреннего, впрочем и внешнего спроса и предложения;
 он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю в каких отраслях и регионах они могут являться использованы наиболее эффективно;
 он выполняет функцию (санубальна), которая позволяет забраковывать из международного обмена товары и почасту их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества быть конкурентных ценах;

Содержание работы

1.Возникновение и сущность мирового рынка.
2.Структура мирового рынка
3.Особенности функционирования современного мирового рынка.
4.Список литературы

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

 

Технологический институт – филиал ФГОУ ВПО

«Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии»

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Мировая экономика»

Тема: Сущность современного мирового рынка, его структура и особенности.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр.

Специальности

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

 

Димитровград 2009

Содержание

1.Возникновение и сущность мирового рынка.

2.Структура мирового рынка

3.Особенности функционирования современного мирового рынка.

4.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Возникновение и сущность мирового рынка.

Мировой рынок – общество стойких товарно-денежных отношений между странами, основой которых является международное деление труда и другие факторы производства.

Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:

      он является категорией товарного производства, который выходит в поисках сбыта своей продукции для национальные рамки;

      он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, которые находятся около воздействием не токмо внутреннего, впрочем и внешнего спроса и предложения;

      он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю в каких отраслях и регионах они могут являться использованы наиболее эффективно;

      он выполняет функцию (санубальна), которая позволяет забраковывать из международного обмена товары и почасту их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества быть конкурентных ценах;

      на нем существует особенная род цен – мировые цены.

Товар, который находится для мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая внутри параметры совокупного спроса и совокупного предложения, посредством которых индивидуальный из участников может оценить и адаптировать параметры своего производства.

Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок имеет обратной бремя для производство, показывая ему, что, сколь и для кого надо производить.

Существуют основные условия возникновения рынка.

Первое условие – общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных благ и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (автомо­бильные, тракторные заводы), подетальную (завод шарикоподшипников), технологическую — стадий­ную (прядильная фабрика).

Определяющим моментом специализации считается принцип сравнительного преимущества. Суть принципа заключается в возможности производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости в силу различий предпринимателей в навыках, способностях, обеспеченности ресурсами и др.

Второе условие – экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).   

Третье условие – разрешение проблемы трансакционных[1] издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура мирового рынка.

Бесчисленное множество наименований товаров и услуг по их назначению, свойствам, особенностям ценообразования и формам обмена привело к формированию на мировом рынке отдельных структурных образований, секторов, специфических рынков, составляющих структуру мирового рынка.

В общем виде на мировом рынке можно обособить:

      - рынок товаров;

      - рынок услуг;

      - рынок рабочей силы;

      - рынок капиталов.

На мировом рынке товаров различают секторы топливно-сырьевых, сельскохозяйственных, промышленных товаров.

Сырьем или сырым материалом называют исследованные, разведанные и добытые природные богатства. Они составляют материальную основу продукта, являются основными материалами. Все виды сырья, которые потребляются современной промышленностью подразделяются на две большие группы: промышленное сырье и сельскохозяйственное сырье. Промышленное сырье делится на сырье минерального происхождения и полученное искусственным путем. В международной практике к сельскохозяйственному сырью часто относят продовольственные ресурсы, продукты животноводства, рыболовства, сырье для пищевой промышленности и т.п.

Функции рынка, утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций: Информационная, Посредническая, Ценообразующая, Регулирующая, Санирующая.

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послеcбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель товара. Здесь, следовательно, формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Функция регулирующая -- самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? для кого производить? как производить? Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды -- одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена -- это сигнал к расширению производства, падает -- сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая, совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Функция санирующая. Рыночный механизм -- это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

 

 

3.Особенности функционирования современного мирового рынка.

Принятые классификации групп стран в международной эко­номике отражают не только достигнутый уровень экономических возможностей этих стран (уровень ВВП на душу населения, уро­вень социальной защиты и т. д.). Учитываются и схожесть институциональной структуры, близкие принципы организации произ­водства. На основе подобных признаков предложенная . классификация отражает функциональную роль различных стран на мировом рынке.

Международная статистика груп­пирует страны по трем критериям. Первый ориентируется на достигнутый уровень экономического развития страны и тип хозяйственных проблем, который соот­ветствует этому уровню. Такую группировку предложила ООН. Вто­рой критерий взял на вооружение Мировой банк. Он группирует все страны по доходам — по ВИД (валовой национальный доход) на душу населения. Третий используется для определения степени откры­тости страны мировому рынку. На него опирается Мировой банк и МВФ, анализируя внешнеэкономические позиции страны.

Группировка стран по достигнутому уровню развития. ООН выдели­ла три группы стран:

      развитые страны с рыночной экономикой;

      развивающиеся страны с рыночной экономикой;

      страны с переходной экономикой (от административно-командной к рыночной), или, как их иногда называют, посткомму­нистические страны.

Из 184 стран мира, входящих в состав ООН к середине 90-х годов, группа индустриальных стран охватила промышленно развитые стра­ны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассей­на с высоким уровнем доходов. Эта группа сформировалась в Орга­низацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Позже к ней примкнули Турция, Мексика, Чехия, Венгрия и Южная Корея. Группа стран ОЭСР включала в себя 29 стран. Она создавала более половины мирового ВНП (валовой националь­ный продукт) и более 2/3 экспорта.

Из этих стран, своими успехами добившихся высокого уровня до­ходов, выделяют самых преуспевающих — страны «большой семер­ки». Это США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Ка­нада, Италия. Эти страны производят несколько меньше половины (47%) мирового ВВП и занимают 51% потоков международной тор­говли. Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного превышающий ВВП любой другой развитой страны.

Развивающиеся страны — 132 государства Азии и Африки, Латин­ской Америки — характеризуются низким и средним уровнем дохо­дов. Они производят где-то 40% мирового ВВП. Их экспорт состав­ляет 26% в мировом объеме.

К странам с переходной экономикой относятся 28 государств. В их составе выделяют две региональные подгруппы. Первая подгруппа включает в себя страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию. Вторая подгруппа — страны СНГ и Монголию. Китай, несмотря на его активное реформирование и промышлен­ное развитие, пока еще относят к группе развивающихся стран. Страны с переходной экономикой озабочены структурными пере­стройками, необходимыми для освоения рыночного хозяйства, ко­торое приходится обустраивать на обломках плановой социалистаческой системы. Эти страны производят более 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет чуть больше 3% от мирового уровня.

Информация о работе Сущность современного мирового рынка, его структура и особенности