Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать транснациональные корпорации и их роль в процессе глобализации.
В соответствии с целью поставлены и решены следующие основные задачи:
дать понятие ТНК;
проанализировать масштабы деятельности ТНК;
отметить роль ТНК в процессе глобализации;
рассмотреть деятельность ТНК в России;
Введение 3
1 Сущность ТНК 5
1.1 Понятие признаки и причины возникновения ТНК 5
1.2 Масштабы деятельности ТНК 8
2 Роль ТНК в процессе глобализации 10
2.1 Влияние ТНК на научно-техническую глобализацию 10
2.2 Роль ТНК в международной политики 16
3 Россия и ТНК 22
3.1 Деятельность ТНК в России и вляние на экономику. 22
3.2 Проблемы и перспективы развития ТНК в России 30
Заключение 32
Список использованных источников 34
Содержание
Введение 3
1 Сущность ТНК 5
1.1 Понятие
признаки и причины
1.2 Масштабы деятельности ТНК 8
2 Роль ТНК в процессе глобализации 10
2.1 Влияние ТНК на научно-техническую глобализацию 10
2.2 Роль ТНК в международной политики 16
3 Россия и ТНК 22
3.1 Деятельность ТНК в России и вляние на экономику. 22
3.2 Проблемы и перспективы развития ТНК в России 30
Заключение 32
Список использованных источников 34
Введение
Для современной мировой
экономики характерен стремительно
идущий процесс транснационализации.
В этом процессе основной движущей
силой выступают
На рубеже XX-XXI вв. наблюдается беспрецедентный размах внешнеэкономической деятельности (международных экономических операций), в которой ТНК являются торговцами (коммерсантами), инвесторами, распространителями современных технологий и стимуляторами международной трудовой миграции. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологии (знаний). ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающем все более широкое распространение процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран.
Российская экономика стала частью мировой хозяйственной системы и поэтому происходит стремительная инвестиционная экспансия российских ТНК. Российские субъекты мирового рынка эволюционируют высокими темпами, совершенствуя организационную структуру управления своими подразделениями, внедряя в мегаэкономику характерные черты, составляющие национальную специфику ведения бизнеса.
Рост значимости транснационального бизнеса, его влияния на макроэкономические закономерности, обусловливают необходимость анализа особенностей российских субъектов мирового рынка, тенденций развития ТНК.
Сегодня ТНК способствует распространению новых технологий, форм организации производства, управления и маркетинга, вовлечению в оборот и эффективному использованию трудовых и природных ресурсов, уменьшению трансакционных издержек, облегчая тем самым осуществление крупных международных проектов. В рамках рыночной экономики транснационализации капитала нет альтернативы. Все страны, включая Россию, заинтересованы в расширении и совершенствовании деятельности ТНК.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать транснациональные корпорации и их роль в процессе глобализации.
В соответствии с целью поставлены и решены следующие основные задачи:
Теоретической основой для написания курсовой работы стали труды таких известных отечественных специалистов, как: Е.Ф. Авдокушкина, Н.Ф.Чеботарева, В.В. Кущенко, В.К. Ломакина, Т.В.Гаврилова и других. Также были проанализированы статьи экономических журналов и статистические данные.
Для написания курсовой работы использовалась специальная литература по экономической теории, периодические издания, методические рекомендации.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1 Сущность ТНК
1.1 Понятие,
признаки и причины
Формы международного предпринимательства
весьма многообразны. Они включают
создание дочерних фирм и филиалов
за рубежом, совместных предприятий (СП)
с фирмами других стран, смешанных
компаний с участием местного государственного
и частного капитала. В свою очередь,
каждая из этих форм может базироваться
как на единоличной, так и на совместной
собственности в области
Международные
корпорации представляют собой крупные
финансово-производственные, научно-технологические,
торгово-сервисные объединения, для которых
характерно органическое сочетание производства
в стране базирования с широко разветвленной
системой функционирования за рубежом.
Международные корпорации бывают трёх
основных видов:
Транснациональные
корпорации (ТНК) – головная компания
их принадлежит капиталу одной страны,
а филиалы разбросаны по многим странам
мира. Наиболее типичными компаниями такого
типа являются «Форд», «Экссон», «Нестле»,
«Кодак».
Многонациональные
корпорации (МНК) – головная компания
их принадлежит капиталу двух и более
стран, а филиалы также находятся в различных
странах. Наиболее типичными представителями
данной группы являются «Ройял датч-Шелл»,
«Юнилевер», «Фиат-Ситроен». Данный тип
международных корпораций возник раньше,
чем ТНК, но в настоящее время не имеет
широкого распространения.
Международные корпоративные союзы –
представляют собой специальные объединения
промышленных, банковских и других концернов
в целях решения крупных экономических
задач. Данные союзы в большей степени
организуются в таких сферах, как электронная,
электротехническая, химическая, нефтяная,
автомобиле- и авиастроение, информатика[10,с.156].
В
последнее время в экономической литературе
стал использоваться термин «глобальные
корпорации», то есть ведущие свою деятельность
в масштабах всего мира. Однако на практике
практически не существует таких корпораций,
которые бы имели филиалы во всех странах
мира. Так, нефтяная компания «Экссон»
имеет филиалы в 100 странах, корпорация
ИБМ, выпускающая электронное оборудование,
ведет операции в 124 странах, «Кока-кола»
имеет филиалы в 190 странах.
ТНК
возникают под воздействием целого комплекса
факторов, а именно[1,с.161]:
1) интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил;
2) экспансии капитала за границей, создания собственных отделений;
3) жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе;
4) снижения значения геоэкономических границ;
5) стремления к получению сверхприбылей.
С созданием собственных
международных производственных комплексов
ТНК получают дополнительные возможности
внедрения в экономику других
стран. Они могут использовать в
своих интересах природные, производственные,
технологические и трудовые ресурсы,
углублять внутрифирменное
Зарубежное производство дает ТНК те преимущества,
которые вытекают из различия экономических
условий между страной базирования материнской
компании и странами, где расположены
её филиалы и подконтрольные фирмы. К ним
относятся различия в обеспеченности
и стоимости природных ресурсов, в ставках
заработной платы, налогообложения, нормах
амортизационных отчислений фирменного,
антитрестовского и трудового законодательства,
экологических стандартах, квалификации
рабочей силы, курсам валют и по многим
другим
компонентам, формирующим стоимость производимой
продукции. Организационная структура
ТНК дает им такое специфическое преимущество,
как перенос внешнеэкономических операций
во внутрифирменные операции – это позволяет
сохранить монополию на новые технологии
и «ноу-хау», обходить таможенные барьеры,
избегать международной конкуренции,
снижать себестоимость продукции, так
как внутренние трансфертные цены в 3–4
раза ниже мировых.
Эволюция
ТНК [26]:
На первом этапе транснационализации
деятельности крупных промышленных фирм
они инвестировали, прежде всего, в сырьевые
отрасли иностранных государств, а также
создавали в них собственные распределительные
и сбытовые подразделения.
Второй
этап эволюции стратегии ТНК связан с
усилением роли зарубежных производственных
подразделений транснациональных корпораций
и интеграции зарубежных производственных
и сбытовых операций. При этом производственные
зарубежные отделения специализировались
в основном на производстве продукции,
которая на предыдущих стадиях производственного
цикла производилась материнскими фирмами.
Крупнейшей инвестирующей страной в послевоенные
годы были США, а направлялись инвестиции
преимущественно в развивающиеся страны.
Однако с начала 70-х годов прямые зарубежные
инвестиции стали направляться в основном
в страны Западной Европы. С начала 80-х
годов прямые инвестиции из Англии, Германии,
Канады стали направляться в США. США превращаются
в крупнейшую принимающую державу.
На
современном этапе стратегия ТНК характеризуется
стремлением к образованию сетей внутрифирменных
связей регионального, а нередко и глобального
масштаба, в рамках которых интегрируются
научные исследования и разработки, материальное
обеспечение, производство, распределение
и сбыт. Проявляется, в частности, тенденция
к распространению инновационной активности
ТНК, которая ранее базировалась в материнских
фирмах, в принимающие страны.
Характерные черты ТНК [26]:
– создание системы международного производства, распыленного между многими странами, но контролируемого из одного центра;
– высокая интенсивность внутрикорпорационной торговли между расположенными в различных странах подразделениями;
– относительная независимость в принятии операционных решений от стран базирования и принимающих стран;
– глобальная структура занятости и межстрановая мобильность менеджеров;
– разработка, передача и использование передовой технологии в рамках замкнутой корпорационной структуры;
– нацеленность на массового потребителя;
– ТНК проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных капиталовложений и высококвалифицированного персонала, при этом проявляется тенденция к монополизации этих отраслей.
Причины возникновения ТНК весьма разнообразны, но все они в той или иной степени связаны с несовершенством рынка, существованием ограничений на пути развития мировой торговли, сильной монопольной властью производителей, валютным контролем, транспортными издержками, различиями в налоговом законодательстве:
– возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности;
– несовершенство рыночного механизма в реализации собственности на технологии, производственный, управленческий и маркетинговый опыт;
– дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств;
– близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны;
– возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т. д.;
– способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая ресурсы и усилия подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;
– посредством прямых инвестиций фирма получает возможность преодолеть разного рода барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта.
1.2 Масштабы деятельности ТНК
О масштабах деятельности ТНК позволяют судить данные рисунка 1.
Рисунок 1 – Динамика объемов активов и продаж 100 ведущих нефинансовых ТНК
Из рисунка 1 видно, что объемы продаж и активов с каждым годом только увеличивались.
По данным ЮНКТАД на начало 2009 г. в мире насчитывалось около 82 тысяч нефинансовых ТНК с 805-ью тыс. зарубежных филиалов[29].
Таблица 1 - Динамика числа ТНК и их дочерних компаний за 1980–2009 гг
Годы |
Компании-учредители |
Дочерние компании/филиалы |
1980 |
11200 |
42500 |
1991 |
35000 |
150000 |
1995 |
39000 |
270000 |
2000 |
63000 |
630000 |
2002 |
64000 |
870000 |
2005 |
77175 |
773019 |
2007 |
79000 |
790000 |
2008 |
82000 |
805000 |
2009 |
83500 |
820000 |
По данным ОЭСР, с 1990 по 1999 гг. в мире было создано от 69 до 80 тыс. стратегических альянсов, а в 2000-2006 гг. около 70 тыс. альянсов, при этом от 55 до 61 % из числа сформированных альянсов являлись международными[27]. В начале XXI в. наблюдается значительное увеличение числа стратегических альянсов в фармацевтической и биотехнологической отраслях при одновременном замедлении темпов роста количества альянсов в секторе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). При этом стратегические альянсы являются существенным элементом развития производственной кооперации и научно-технического сотрудничества в автомобилестроении, аэрокосмической отрасли, ВПК, производстве новых материалов и химической промышленности[1,с.35]. В начале 1990-х гг. в развитых странах базировалось около 90% материнских компаний ТНК и функционировало около 50% зарубежных филиалов, в развивающихся - 11 % и 43%, в трансформационных - 1% и 7% соответственно. Со второй половины 1990-х гг. наблюдается активизация деятельности ТНК развивающихся государств и стран с трансформационной экономикой, которые к 2007 г. увеличили свою долю в общем количестве ТНК мира до 26,1% и 2,3% соответственно.
ТНК функционируют практически во всех отраслях экономики, но наиболее значительная их часть – 59,6 % – сконцентрирована в сфере производства.
Ведущими отраслями