Свободные экономические зоны в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление возможностей свободных экономических зон, сущность, а также их значимость в мире.
Задачами данной работы являются:
Анализ свободных экономических зон в нашей стране
Выявление основных форм свободных экономических зон
Значение СЭЗ

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
1. Понятие, сущность, возможности СЭЗ………………………………...5
2. Виды свободных экономических зон…………………………………..9
3. Специальные экономические зоны в Китае…………………………..16
Заключение………………………………………………………………...20
Список используемой литературы……………………………………….22

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

                                     Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………2

1. Понятие, сущность, возможности  СЭЗ………………………………...5

2. Виды свободных экономических  зон…………………………………..9

3. Специальные экономические  зоны в Китае…………………………..16

Заключение………………………………………………………………...20

Список используемой литературы……………………………………….22 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение

 

 

Китай – это огромная по территории страна, занимающая первое место в мире по числу жителей (1,2 млрд. чел), обладающая самыми значительными в мире минеральными ресурсами, КНР в 80 –90 гг. добилась больших успехов в развитии экономики, выйдя на второе место в мире (после США) по общей стоимости ВВП. Вскоре после смерти Мао Цзедуна в КНР был провозглашен курс на экономическую реформу («ГАЙГЭ»). Основой преобразований стали: внедрение многоукладной экономики; реформа ценообразования (введены 3 уровня цен: твердые государственные, подвижные договорные и свободные рыночные); переход в деревне к системе «договорного» подряда; политика «открытых дверей» и др.

Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения  иностранного капитала в китайскую  экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.

Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полностью иностранными.

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

  1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования.
  2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%, внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.
  3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в СЭЗ).
  4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья.
  5. Включение обширных национальных регионов.
  6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.
  7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям СЭЗ.

Основные цели создания СЭЗ:

    • привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
    • увеличение экспортной валютной выручки;
    • стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее мероприятий;
    • эффективное использование природных ресурсов;
    • стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
    • создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);
    • мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
    • обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов.

 

На развитие СЭЗ Китая оказали  благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

Целью данной курсовой работы является выявление возможностей свободных экономических зон, сущность, а также их значимость в мире.

Задачами данной работы являются:

  • Анализ свободных экономических зон в нашей стране
  • Выявление основных форм свободных экономических зон
  • Значение СЭЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1. Понятие, сущность, возможности СЭЗ

 

Специальная экономическая зона (зона свободной торговли, зона свободного или совместного предпринимательства  и т.д.), ограниченная часть национально-государственной  территории, на которой действуют  особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. В конце 80-х годов в развитых капиталистических странах действовало около 600 подобных зон, через которые осуществлялось почти 6 % мировой торговли. Такие зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-технических проблем.1

По оценкам западных специалистов, к 2010 году через различные свободные экономические зоны будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные образования, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие международные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии. [2]

Свободные экономические  зоны представляют собой часть национального  экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — это в той или иной степени обособленная географическая территория.

В научных публикациях  и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, во многих из них применяемые экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Для большинства развивающихся стран свободные зоны по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. В силу этого для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны».

Для чего создаются свободные  экономические зоны? Почему они получили такое распространение в мире?

Создание свободных  экономических зон рассматривается  их учредителями как важное звено  в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. 2

Фактически свободные экономические  зоны представляют своеобразные «ловушки»  для мигрирующих в масштабах  мирового хозяйства капиталов.

Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для активизации  экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают стремя основными задачами:

  • стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;
  • рост занятости;
  • превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Важной причиной образования  свободных экономических зон  является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны. 3

Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для углубления интеграции с мировым рынком стимулирования международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации отсталых районов. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, свободные экономические зоны создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям (мелким и средним) предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

С подобной же целью создавались  свободные экономические зоны и  в развивающихся странах, что  обеспечивало превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании свободных экономических зон был сделан на привлечение иностранного капитала.

 

           2. Виды свободных экономических зон

 

Организационно-функциональная структура  свободных экономических зон  достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную экономическую зону однозначно, поскольку они обладают чертами  многих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации — по профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации свободных, экономических зон отводится зонам промышленной обработки.

При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона — это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Примером реализации первого подхода  являются свободные экономические зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»).

Одной из простейших форм свободных  экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти  зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого  поколения. Они существуют с ХVII-XVIII вв. Эти зоны представляют собой  транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах.

Зоны свободной торговли (ЗСТ) также  широко распространены в мире. Наибольшее развитие зоны свободной торговли получили в США. Их создание предусмотрено  специальным законом США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек.

Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный по сравнению  с общим режим хозяйственной, в т. ч. внешнеэкономической деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона.

В соответствии с существующим законодательством  США зоны свободной торговли, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).

Субзоны создаются для отдельных  крупных компаний, деятельность которых  выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон. К середине 90-х годов в США насчитывалось около 500 зон свободной торговли.

К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

Информация о работе Свободные экономические зоны в Китае