Свободные экономические зоны: виды и цели создания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 02:38, реферат

Описание работы

Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей
свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются
находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое
распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало
несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. По оценкам
специалистов, к 2000 году через различные СЭЗ будет проходить до 30%
мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий
для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как
благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие
транснациональные корпорации считают организацию собственного производства
в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.

Содержание работы

Сущность свободных экономических зон………………………………………3
Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
Рекомендуема литература……………………………………………………...…

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 72.72 Кб (Скачать файл)

    Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего  поколения  (70—80-е

годы).  Они  образуются  стихийно  (США)   или   создаются   специально   с

государственной поддержкой вокруг крупных  научных центров (Япония,  Китай).

В  них  концентрируются  национальные   и   зарубежные   исследовательские,

проектные,  научно-производственные  фирмы,  пользующиеся  единой  системой

налоговых и финансовых льгот.

    Наибольшее число технико-внедренческих  зон функционирует в США,  Японии,

Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае —

зонами развития новой и высокой  технологий.

    Самый известный в  мире и крупнейший  в  США   технопарк  "Силикон  Валли"

(Кремниевая Долина) дает 20% мирового  производства  средств  вычислительной

техники компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников.  В  начале  90-х

годов  в  США  функционировало  около  150   технопарков.   Родственных   им

образований,  именуемых  "инкубаторами  бизнеса",  в   начале   90-х   годов

насчитывалось более одной тысячи. В Европе  к  концу  80-х  годов  было  уже

более 200 научных парков, причем они  имелись практически  в  всех  регионах.

 

    В Японии в рамках  специальных  правительственны  программ  создано  два

десятка технополисов на базе ведущих  научных  организаций.  В  КНР  подобные

зоны создаются, как правило, в  ходе  реализации  государственных  планов  по

развитию науки и техники. В  середине 90-х годов Китае функционировало  более

50 зон развития новой высокой  технологий. Характерно, что в азиатских  "новы

индустриальных   странах"   технико-внедренческие   зоны   формируются   как

инновационные центры  сложившихся  экспортно-производственных  зон,  которые

уже находятся в достаточной степени развития и им  требуется  переориентация

на выпуск наукоемкой продукции.

    С 80-х годов к созданию  научных  парков  подключились  Индия,  Малайзия,

Таиланд и др. В результате в 90~х  годах в мире функционировало  более 7  тыс.

научных  парков  включающих  собственно  научные   парки,   регионы   науки,

технополисы и "инкубаторы бизнеса".

        Сервисные   зоны  представляют  собой   территории  льготным   режимом

предпринимательской  деятельности,  для  фирм  и  организаций,   оказывающих

различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

    К числу сервисных  зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и  налоговые  гавани

(НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым,

фискальным режимом, высоким уровнем  банковской и  коммерческой  секретности,

лояльностью государственного регулирования.

   Главное требование  от  компании,  зарегистрированной  оффшорной   зоне  и

претендующей на получение налоговых  и  иных  льгот,  —  не  быть  резидентом

страны, где находится оффшорный  центр  и  не  извлекать  на  его  территории

прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в  них (в  НГ)

все фирмы (как местные, так и  иностранные) получают налоговые льготы на  все

или некоторые виды деятельности. В настоящее  время  г.  мире  насчитывается

более 300 оффшорных центров. Среди  них налоговых гаваней — около 70.

   К числу стран, где  уже давно функционируют оффшорные  компании, относятся:

Лихтенштейн, Панама, Нормандские  острова, остров Мэн (Британия),  Антильские

острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и  др.  В  последнее

десятилетие оффшорные зоны появились  на Мальте, Маврикии, Западном Самоа,  в

Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

   Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании  в 03 либо

вообще не подлежат  налогообложению  (Ирландия,  Либерия),  либо  облагаются

небольшим  паушальным  налогом  (Лихтенштейн,  Антильские  острова,  Панама,

остров Мэн и др.). В Швейцарии, например,  установлен  более  низкий  размер

налога, который может и не взиматься  при  определенных  условиях.  Льготный

режим  в   оффшорных   зонах   определяется   также   отсутствием   валютных

ограничений, свободным вывозом  прибылей, низким уровнем уставного  капитала;

отсутствием  таможенных  пошлин  и  сборов   для   иностранного   инвестора,

экстерриториальностью и др. Для  стран, организующих оффшорные  зоны,  выгода

состоит  в  привлечении  дополнительных  иностранных  капиталов,   получении

дохода от пребывания  зарегистрированной  компании  в  этой  зоне,  создании

дополнительных  рабочих  мест  для  местных  специалистов,   что   в   целом

способствует развитию национальной экономики.

   Оффшорный бизнес концентрируется,  как правило, в  банковском,  страховом,

деле,  морском  судоходстве,  операциях   с   недвижимостью,   в   трастовой

(доверительной) деятельности, во  всех видах экспортно-импортных  операций,  в

консалтинге.  По  некоторым оценкам,  капитал,  задействованный   в   сфере

оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти  2  млн.

вкладчиков (юридических и  физических  лиц),  и  каждый  год  регистрируется

несколько   тысяч   новых,   компаний,   увеличивающих   объемы    оффшорной

деятельности.

   Деятельность оффшорных  зон оценивается специалистами  весьма неоднозначно.

Признавая их важную роль в международном  движении капитала, многие  сходятся

во мнении, что оффшорные центры зачастую  являются  местом  отмыва  "грязных

денег" и разного рода банковских афер

   Комплексные зоны образуются  путем  установления  особого,  льготного  по

сравнению  с  общим,  режима  хозяйственной   деятельности   на   территории

отдельных административных образований.

   Комплексные свободные экономические  зоны появились сравнительно  недавно,

в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы  с  нуля,  а  большинство

сформировались

на базе зон с экспортно-ориентированной  обрабатывающей!  промышленностью  и

представляют  собой  новую,  более   высокую   ступень   развития.   Отличие

комплексных  свободных  экономических  зон  от  других  форм  заключается  в

больших пространственных масштабах, более высокой концентрации  производства

и более широком поле  деятельности.  Их  функции составляют  единое  целое:

преимущественное   развитие   международной   торговли   экспортозамещающего

производства, развитие финансового  рынка, коммуникаций, туризма.

   К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая,

"открытые  районы"  КНР,  а  также  бразильскую   зону  "Манаус",  территорию

"Огненная  Земля"  в   Аргентине,   зоны   свободного   предпринимательства,

создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

   В  90-е  годы  активизируются  процессы  по  формированию  международных

свободных экономических зон. Так, подготовлен  проект  создания  специальной

экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна  быть  создана на

стыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 1). Проект рассчитан на 20  лет,

его стоимость на первом этапе — 90-— 110  млрд.  долл.  Создание  этой  зоны

предполагает участие Японии, Южной  Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.  В

свободной экономической зоне будет  построен  крупный  порт,  многочисленные

промышленные предприятия с  использованием  китайской  и корейской рабочей

силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия  сырье  и  материалы

для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в  СЭЗ,  будут

пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что  зона  будет  иметь  гибкие

границы, к  участию  в  совместном  освоении  смогут  подключиться  также  и

сопредельные районы.

 

         [pic]

   Рис. 1. Зона международного сотрудничества Туманган (обозначена

пунктиром)

 

    Отработка деловых контактов  не на межгосударственном, а на  региональном

уровне  привела  к  появлению  так  называемых  "еврорегионов"  как   формы

организации внешнеэкономического  взаимодействия.  Еврорегион  представляет

собой добровольное объединение пограничных  областей  различных  государства

прежде   всего   в   хозяйственной   сфере,    с    целью    интенсификации

внешнеэкономических связей друг с  другом.  Высшие  органы  каждой  страны,

осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют  данной  области

полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных

связей. Активную роль создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия.

Венгрия, а, также  Украина  и  Беларусь.  К  середине  90-х  годов  созданы

еврорегионы "Карпаты", "Буг", "Померания"

    В 1994 г. подписано соглашение  о создании  российско-китайской  торговой

приграничной  зоны  в  районе  китайского   города   Суйфэнхэ.   Совместное

образование или использование  приграничных свободных  экономических  зон  с

сопредельными странами ближнего и  дальнего зарубежья, особенно на границе  с

Китаем,   Финляндией,   Норвегией,   в   Калининградской   области,   может

способствовать   развитию   приграничной   торговли,   реализации   крупных

совместных  проектов  на   основе   использования   сырьевых   ресурсов   и

производственных мощностей обеих  сторон, прежде всего российской.

 

 

          3. Особенности  инвестиционного климата свободных  экономических зон

 

   Общей характерной чертой  различных  видов  свободных   экономических  зон

является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего  в  себя

таможенные, финансовые, налоговые  льготы  и  преимущества  по  сравнению  с

общим режимом для предпринимателей, существующим  в  той  или  иной  стране.

Конкретные льготы и стимулы

 имеют некоторые количественные  отличия по зонам разных стран,  по  существу

они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:

    1.  Внешнеторговые  льготы.  Они   предусматривают   введение   особого

 таможенно-тарифного режима (снижение  или отмену экспортно-импортных  пошлин)

 и упрощенного порядка осуществления  внешнеторговых операций.

    2.   Налоговые   льготы   содержат   нормы,   связанные   с   налоговым

 стимулированием    конкретных    видов    деятельности    или     поведения

 предпринимателей. Эти льготы могут  затрагивать  налоговую  базу  (прибыль,

 стоимость имущества и т.  д.), отдельные  ее  составляющие  (амортизационные

 отчисления,  издержки  на  зарплату,  научно-исследовательские   и   опытно-

 конструкторские  работы,  транспорт),  уровень  налоговых   ставок,  вопросы

 постоянного или временного  освобождения от налогообложения.

    3.  Финансовые  льготы   включают   различные   формы   субсидий.   Они

 предоставляются в виде более  низких цен на  коммунальные  услуги,  снижения

 арендной платы за  пользование   земельными  участками  и   производственными

 помещениями, льготных кредитов  и др.

     4. Административные  льготы предоставляются администрацией  зоны с  целью

  упрощения  процедур  регистрации   предприятий   и   режима   въезда-выезда

  иностранных граждан, а также  оказания различных услуг.

     Названные льготы  применяются в  самых  различных   комбинациях.  Льготы,

  предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются  главным

  стимулом для притока в  страну иностранного капитала. Более  существенными в

  этом  отношении могут   оказаться   такие   факторы,   как   политическая

  стабильность,   инвестиционные    гарантии,    качество    инфраструктуры,

  квалификация рабочей  силы,  упрощение  административных  процедур  и  др.

  Вместе  с  тем  при   таких  равных  условиях  на  первый  план   выступают

  предоставляемые зоной льготы.

    Мировой опыт  функционирования  СЭЗ  позволяет  сформулировать  основные

выводы  об  их  достижениях,  общих   чертах   и   особенностях   развития.

Функционирование свободных экономических  зон в промышленно развитых странах

свидетельствует, что в основе их успеха лежит,  с  одной  стороны,  хорошее

планирование начальных стадий их развития, ас другой — гибкость  управления

зонами.  Изменяющаяся  ситуация  в  мировом  хозяйстве  (научно-техническая

революция,  конкуренция  между  международными  корпорациями,  изменения  в

курсах валют, в системе международного обмена и др.),  влияет  на  развитие

свободных  экономических   зон   и   соответственно   требует   адекватного

реагирования на эти изменения.

   Социально-экономические выгоды от создания зон  (внешнеторговых  в  США,

"Шеннон" в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное

число  рабочих  мест,  оживили  международный  торговый   обмен,   повысили,

внешнеторговую  результативность,  научно-производственный  потенциал   этих

стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых  странах

является то, что они работают не только  на  мировой,  но  и  на  внутренний

рынок.

   Свободные экономические  зоны, функционирующие  в  развивающихся   странах,

Информация о работе Свободные экономические зоны: виды и цели создания