Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 02:38, реферат
Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей
свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются
находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое
распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало
несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. По оценкам
специалистов, к 2000 году через различные СЭЗ будет проходить до 30%
мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий
для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как
благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие
транснациональные корпорации считают организацию собственного производства
в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.
Сущность свободных экономических зон………………………………………3
Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
Рекомендуема литература……………………………………………………...…
Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70—80-е
годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с
государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай).
В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские,
проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой
налоговых и финансовых льгот.
Наибольшее число технико-
Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае —
зонами развития новой и высокой технологий.
Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк "Силикон Валли"
(Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной
техники компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. В начале 90-х
годов в США функционировало около 150 технопарков. Родственных им
образований, именуемых "инкубаторами бизнеса", в начале 90-х годов
насчитывалось более одной тысячи. В Европе к концу 80-х годов было уже
более 200 научных парков, причем они имелись практически в всех регионах.
В Японии в рамках специальных правительственны программ создано два
десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные
зоны создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по
развитию науки и техники. В
середине 90-х годов Китае
50 зон развития новой высокой технологий. Характерно, что в азиатских "новы
индустриальных странах" технико-внедренческие зоны формируются как
инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые
уже находятся в достаточной степени развития и им требуется переориентация
на выпуск наукоемкой продукции.
С 80-х годов к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия,
Таиланд и др. В результате в 90~х годах в мире функционировало более 7 тыс.
научных парков включающих собственно научные парки, регионы науки,
технополисы и "инкубаторы бизнеса".
Сервисные зоны представляют собой территории льготным режимом
предпринимательской деятельности, для фирм и организаций, оказывающих
различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани
(НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым,
фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности,
лояльностью государственного регулирования.
Главное требование от компании, зарегистрированной оффшорной зоне и
претендующей на получение налоговых и иных льгот, — не быть резидентом
страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории
прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ)
все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все
или некоторые виды деятельности. В настоящее время г. мире насчитывается
более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней — около 70.
К числу стран, где
уже давно функционируют
Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильские
острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее
десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в
Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.
Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в 03 либо
вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются
небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама,
остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер
налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготный
режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных
ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала;
отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора,
экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода
состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении
дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании
дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом
способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес
деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой
(доверительной) деятельности, во
всех видах экспортно-
консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере
оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн.
вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется
несколько тысяч новых, компаний, увеличивающих объемы оффшорной
деятельности.
Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно.
Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся
во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва "грязных
денег" и разного рода банковских афер
Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по
сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории
отдельных административных образований.
Комплексные свободные
в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство
сформировались
на базе зон с экспортно-
представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие
комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в
больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства
и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое:
преимущественное развитие международной торговли экспортозамещающего
производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.
К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая,
"открытые районы" КНР, а также бразильскую зону "Манаус", территорию
"Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства,
создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных
свободных экономических зон. Так, подготовлен проект создания специальной
экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана на
стыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 1). Проект рассчитан на 20 лет,
его стоимость на первом этапе — 90-— 110 млрд. долл. Создание этой зоны
предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В
свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные
промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей
силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и материалы
для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут
пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зона будет иметь гибкие
границы, к участию в совместном освоении смогут подключиться также и
сопредельные районы.
[pic]
Рис. 1. Зона международного сотрудничества Туманган (обозначена
пунктиром)
Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном
уровне привела к появлению так называемых "еврорегионов" как формы
организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет
собой добровольное объединение пограничных областей различных государства
прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации
внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны,
осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области
полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных
связей. Активную роль создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия.
Венгрия, а, также Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы
еврорегионы "Карпаты", "Буг", "Померания"
В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой
приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное
образование или использование приграничных свободных экономических зон с
сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с
Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может
способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных
совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и
производственных мощностей
3. Особенности
инвестиционного климата
Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон
является наличие
таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с
общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.
Конкретные льготы и стимулы
имеют некоторые
они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:
1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого
таможенно-тарифного режима (снижение
или отмену экспортно-
и упрощенного порядка
2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым
стимулированием конкретных видов деятельности или поведения
предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль,
стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные
отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы
постоянного или временного
освобождения от
3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они
предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения
арендной платы за пользование земельными участками и производственными
помещениями, льготных
4. Административные
льготы предоставляются
упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда
иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Названные льготы
применяются в самых
предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным
стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в
этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая
стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры,
квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др.
Вместе с тем при таких равных условиях на первый план выступают
предоставляемые зоной льготы.
Мировой опыт функционирования
СЭЗ позволяет
выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития.
Функционирование свободных
свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее
планирование начальных стадий их развития, ас другой — гибкость управления
зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая
революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в
курсах валют, в системе международного обмена и др.), влияет на развитие
свободных экономических зон и соответственно требует адекватного
реагирования на эти изменения.
Социально-экономические выгоды от создания зон (внешнеторговых в США,
"Шеннон" в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное
число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили,
внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих
стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах
является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний
рынок.
Свободные экономические
зоны, функционирующие в
Информация о работе Свободные экономические зоны: виды и цели создания