Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:52, доклад

Описание работы

При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и региональной политики.

Файлы: 1 файл

Свободные экономические зоны.docx

— 18.16 Кб (Скачать файл)

Свободные экономические  зоны — специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами, в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.

При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и региональной политики.

На территориях свободных  экономических зон может применяться  режим свободной (беспошлинной) таможенной зоны.

В качестве критериев при выборе территории для создания особой экономической  зоны используется уровень безработицы  и уровень денежных доходов населения.

 

Свободные экономические зоны в экономике  России


Свободные экономические  зоны рассматриваются в мире как  активное средство государственной  политики. В истории постсоветской  России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано  как с отсутствием законодательной  базы, так и с постоянной борьбой  регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных  зон и право контроля над ними.  Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.

Причины создания СЭЗ в России:

  • привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
  • стимулирование развития регионов;
  • развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
  • создание высококвалифицированных рабочих мест.

В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения  ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.

Участникам зон экспортного  производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:

  • освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
  • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
  • освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.

В любом случае свободные  экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

Основные характеристики российских ОЭЗ

Место расположения ОЭЗ

Специализация ОЭЗ

Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны

 

г. Санкт-Петербург

Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры. Разработка и производство аналитических приборов.

Около 1,5 млрд. руб., в том  числе 50% из федерального бюджета

 

г. Дубна, Московская область

Электронное приборостроение, проектирование новых летательных  аппаратов, разработка альтернативных источников энергии.

2,5 млрд. руб.., из них 65% из федерального бюджета

 

г. Зеленоград

Разработка и освоение микросхем, интеллектуальных систем навигации.

5 млрд. руб., в том числе  50%% из ФБ

 

г. Томск

Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов

Около 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)

 

 

СЭЗ необходимы, так как они помогают оживить развитие мелкого и среднего бизнеса в районах, создаются рабочие места, происходит развитие региона, т.е. повышается уровень экономического и социального развития, способствуют выравниванию межрегиональных диспропорций


Информация о работе Свободные экономические зоны