Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:29, реферат
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну из многообразных форм международных экономических отношений, прообразы которой использовались отдельными государствами в XIV—XV вв. в виде «свободных» городов и портов на пересечении торговых путей для привлечения торговых потоков. Первая СЭЗ была создана в 1547 г. в итальянском городе Ливорно, который был объявлен городом свободной торговли. С развитием мировой экономики и торговли в XIX в. и углублением интернационализации национальных экономик в XX в.
Свободные
экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну
из многообразных форм международных экономических от
Первая СЭЗ была создана в 1547 г. в итальянском
городе Ливорно, который был объявлен
городом свободной торговли.
С развитием мировой экономики и торговли
в XIX в. и углублением интернационализации
национальных экономик в XX в. СЭЗ как форма
международных экономических отношений
получила широкое распространение и существенно
изменила свое экономическое содержание.
Эволюция СЭЗ осуществлялась от простых
организационно-функциональных форм,
связанных в основном с торговлей товарами,
к более сложным, ориентированным на производство
массовой потребительской продукции,
разработку и производство новых товаров,
предоставление различного рода услуг
и т.д.
Эволюция СЭЗ связана прежде всего с интенсификацией
использования научно-технических достижений,
крупными сдвигами в структуре экономики
промышленно развитых стран. В результате
этого открылись новые сферы приложения
для инвестиций как в самих промышленно
развитых странах, так и в странах, проводящих
политику индустриализации. Вместе с тем
концентрация капитала промышленных монополий
и централизация банковских ресурсов
тоже содействовали поиску и созданию
дополнительных стимулов для расширения
инвестирования за рубежом по сравнению
с теми, которые существовали ранее. В
этих условиях свободные зоны с чисто
торговой ориентацией, зоны свободного
предпринимательства, не требовавшие
больших первоначальных капиталов, длительного
подготовительного периода, сложных планов
действий или обширных связей с предприятиями
за рубежом, не соответствовали требованиям
мирового инвестиционного рынка.
Требовались совершенно новые области
инвестирования: создание высокотехнологических
отраслей промышленности, улучшение использования
ввозимых и местных ресурсов, ускорение
развития современной инфраструктуры
и т.п. В связи с этим в различных странах
стали появляться новые организационные
формы зон, отличающиеся от зон свободного
предпринимательства и свободных экспортных
зон более широким диапазоном функций,
более сложным экономическим механизмом
функционирования, расширенными возможностями
международного сотрудничества.
В 80-е гг. после принятия ряда мер, направленных
на преодоление застоя в отдельных отраслях
промышленности, банковском и страховом
деле, в ряде регионов промышленно развитых
стран появились специальные экономич
Среди
наиболее распространенных в мире специальных
экономических зон можно выделить:
• таможенные зоны;
• беспошлинные торговые зоны;
• таможенные свободные зоны;
• внешнеторговые зоны;
• беспошлинные экспортно-производственные
зоны;
• свободные экспортные зоны;
• экспортно-производственные зоны;
• свободные экономические зоны;
• свободные производственные зоны;
• зоны экономического благоприятствования;
• промышленные экспортоориентированные
зоны;
• свободные промышленные зоны;
• предпринимательские зоны;
• зоны совместного предпринимательства;
• зоны технико-экономического развития;
• зоны развития новой высокой технологии;
• технико-внедренческие зоны;
• научно-промышленные парки;
• оффшорные центры;
• международные оффшорные центры;
• свободные банковские зоны;
• эколого-экономические регионы;
• открытые районы;
• туристические центры.
Общими
принципами для всех типов и разновидностей
СЭЗ являются:
- локальность территории;
- отсутствие таможенных пошлин (или их
фиксация на минимальном уровне) на ввоз
(вывоз) оборудования, полуфабрикатов
и готовой продукции при максимальном
упрощении всех процедур, связанных с
экспортно-импортными операциями;
- льготный режим налогообложения;
- свободное обращение конвертируемой
валюты в условиях общей свободы межстрановых
финансовых транзакций;
- гарантии от конфискации иностранной
собственности и предоставление функционирующим
в СЭЗ компаниям дополнительного круга
льгот и привилегий.
На начало 1990 г. в мире насчитывалось не
менее 600 зон, в том числе в развитых странах
— более 200, еще 100 находились в процессе
строительства и 50 — на стадии проектирования.
В СЭЗ развивающихся стран было занято
1,5 млн человек. По некоторым оценкам, к
середине 90-х гг. численность занятых в
них возрастет до 2,5-3 млн человек, а стоимость
экспорта увеличится с 12-13 млрд долл. США
до 25 млрд долл. США. В США СЭЗ созданы в
47 штатах, их численность — 247 (в 1986 г.),
а общий оборот достиг 40 млрд долл. США.
Классификацию существующих СЭЗ можно
проводить по многим критериям Так, по степени
интегрированности в мировую и национальную экономику
можно выделить два типа СЭЗ: экстравертивные
— имеющие анклавный характер
и ориентированные на внешний рынок, и интровертивные
— интегрированные в национальную
экономику.
Классификация СЭЗ по отраслевому
признаку вызывает определенные трудности,
так как в экспортно-производственных
зонах (ЭПЗ) располагаются предприятия,
относящиеся к различным отраслям промышленности.
Тем не менее определенная отраслевая
специализация присутствует.
По характеру
собственности СЭЗ можно разделить на государственные,
частные и смешанные. Наиболее распространенной
в мировой практике формой собственности
СЭЗ является смешанный тип, где наряду
с государственной собственностью присутствует
частная.
Наиболее важным критерием классификации
СЭЗ является их разделение по характеру
деятельности, или функциональн
Зоны свободной торговли
(ЗСТ) относятся к СЭЗ первого поколения.
Это наиболее давняя и простая форма организации
зональных структур на территории одного
государства. Основным преимуществом
ЗСТ являются относительно незначительные
страновые капитальные вложения и их быстрая
окупаемость.
Основной целью создания ЗСТ является
стимулирование импорта товаров, развитие
внутренней и транзитной торговли. Первые
ЗСТ образовывались в крупных портовых
городах и имели статус «порто-франко».
Порто-франко — это портовый город с прилегающей
обширной территорией, выделенной из общей
таможенной границы государства. В пределах
порто-франко товары не только выгружались,
хранились, но и подвергались незначительной
переработке, сортировке и упаковке без
уплаты таможенных пошлин до тех пор, пока
они не попадали внутрь страны.
В современных условиях ЗСТ создаются
вокруг международных транзитных узлов
(аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные
станции и др.) в целях активизации внешнеэкономической
деятельности. В настоящее время в США
насчитывается около 180 ЗСТ (из них 80% грузопотоков
приходится на 15 основных ЗСТ во главе
с Сан-Франциско), в Европе — 150 ЗСТ, в Японии
— 23.
Экспортно-производственные
зоны (ЭПЗ) можно отнести к СЭЗ второго
поколения. В отличие от зон свободной
торговли, которые прежде всего стимулируют
развитие импорта товаров и внутренней
торговли, ЭПЗ предназначены для расширения
экспортного потенциала, развития внешней
торговли и, соответственно, для увеличения
валютных поступлений.
ЭПЗ создавались, с одной стороны, путем
перепрофилирования, эволюции и трансформации
зон свободной торговли, когда на отведенную
под них территорию стали ввозить не только
товар, но и капитал, заниматься не одной
торговлей, но и производством. Это относится
в основном к промышленно развитым странам.
С другой стороны, ЭПЗ создавались путем
целенаправленного образования СЭЗ, ориентированных
на производство товаров для экспорта.
Это характерно для новых индустриальных
и развивающихся стран.
В промышленно развитых и новых индустриальных
странах приоритетным направлением экономического
развития становятся наукоемкие отрасли.
Данная тенденция нашла отражение в процессе
трансформации функционального предназначения
СЭЗ и появления зон, специализирующихся
на разработке и выпуске наукоемкой продукции.
Эти зоны получили название научно-промышленные
парки (НПП), технопарки, технополисы, которые
относятся к зональным структурам третьего
поколения.
Принципы организации НПП схожи с порядком
образования ЭПЗ: те же территория и экономическая
обособленность, государственная, финансовых
и налоговых льгот, экспортная ориентация.
Основным, но важным отличием НПП от ЭПЗ
является то, что ЭПЗ создаются для организации
крупносерийного, трудоемкого производства,
а НПП — для осуществления разработки
принципиально новых изделий и технологий,
материалов и товаров, здесь осуществляется
экспериментальное, мелкосерийное производство
наукоемкой продукции.
При получении положительных результатов
маркетинговых исследований о перспективах
сбыта новых товаров может быть налажено
промышленное производство конкурентоспособной
продукции, предназначенной для экспорта.
Кроме того, если ЭПЗ создаются вблизи
крупных морских портов, аэропортов, то
НПП организуются рядом с университетами,
колледжами или научными центрами.
Одной из разновидностей СЭЗ являются оффшорные центры, специализацией которых стало
оказание иностранным инвесторам определенных
видов услуг, связанных с предоставлением
им национальной юрисдикции, отличающейся
льготным режимом осуществления финансовых,
банковских и иных сервисных операций,
а также льготным налогообложением, —
так называемые, «налоговые гавани».
Появление этих СЭЗ обусловлено бурным
развитием мирового рынка финансовых
услуг, стремлением иностранного капитала
снизить политические и экономические
риски, найти в «бурном» мире «укромные»
уголки, обеспечивающие наиболее полную
конфиденциальность и безопасность владельцам
капитала. Поэтому исторически сложилось
так, что государства, привлекающие иностранных
инвесторов режимом оффшорных юрисдикции,
не обладают значительными трудовыми
и сырьевыми ресурсами, а также территориями.
Вместе с тем эти государства располагают
выгодным местоположением — на перекрестке
морских путей с благоприятным природным
климатом, имеют относительно развитую
инфраструктуру и, что немаловажно, отличаются
стабильной политической властью и законодательством.
Типичная оффшорная юрисдикция предоставляет
для инвесторов определенный стандартный
комплекс возможностей. В него входят
регистрация нерезидентных и освобожденных
кампаний, а также создание оффшорных
структур других типов — предпринимательских
партнерств, оффшорных трастов, специализированных
оффшорных компаний (банков, страховых
фирм и инвестиционных учреждений). В оффшорных
юрисдикциях, как правило, широко доступны
услуги номинальных владельцев, секретарей
(агентов) компаний, номинальных директоров.
Простейшая схема оффшорных операций
основывается на наиболее универсальном
принципе налогового законодательства,
в соответствии с которым обязательному
налогообложению подлежат те доходы, источник
которых находится на территории данного
государства. В тех случаях, когда источник
дохода находится за рубежом или локализован
недостаточно определенно, он может исключаться
из сферы налоговой ответственности в
данной юрисдикции. Такая ситуация возникает,
например, при оказании посреднических
услуг, услуг во внешней торговле, в консультационном
бизнесе и других отраслях этого сектора.
Полученные подобным путем доходы могут
поступать на счета оффшорных фирм.
Оффшорная компания представляет собой предприятие,
имеющее особый организационно-юридический
статус, который обеспечивает ему максимальное
снижение налоговых потерь, как правило,
до нуля. Такой статус обычно связан с
требованием проведения деловых операций
за пределами юрисдикции, где данная оффшорная
компания официально зарегистрирована.
Только в этом случае она освобождается
от всех или от большинства налогов на
территории материнской юрисдикции.
Важный принцип и преимущество оффшорного
бизнеса заключается в том, что конфиденциальность
владения оффшорной фирмой обеспечивается
институтом номинальных владельцев и
номинальных директоров. В регистрационных
документах указываются фамилии не реальных
владельцев, а номинальных лиц. Услуги
номинальных владельцев обеспечиваются
секретарскими компаниями, которые специализируются
на комплексе услуг по регистрации оффшорных
фирм.
Новым явлением в практике создания СЭЗ
стало появление эколого-
Важным отличием ЭЭР от других видов СЭЗ
является характер осуществляемой здесь
предпринимательской деятельности. ЭЭР
специализируются на таких сферах бизнеса,
которые не разрушают и не загрязняют
природную среду, например, туризм, рекреация,
валютно-финансовые операции, различного
рода услуги (консалтинг, аудит, связь
и телекоммуникации, дизайн и др.), сфера
образования, медицина и т.д.
Эколого-экономическими районами можно
считать отдельные кантоны Швейцарии,
которые специализируются на выпуске
экологически чистых продуктов питания
и предоставлении рекреационных и финансовых
услуг.
В нашей стране вопрос о создании СЭЗ остро
встал в конце 80-х гг. Но до сих пор пакет
необходимых юридических документов не
сформирован.
Зоны свободной торговли в России существуют
в форме таможенных складов и свободных
таможенных зон.
Государство при создании СЭЗ прежде всего
должно преследовать стратегические цели
по решению таких важных макроэкономических
задач, как ускорение темпов роста, модернизация
экономики и промышленности, насыщение
внутреннего рынка высококачественными
товарами и т.д. Содействовать решению
этих стратегических задач СЭЗ призваны
через мировой рынок: путем увеличения
валютных поступлений за счет роста экспорта
товаров и услуг. Среди конкретных задач,
выполнение которых обеспечивает эффективное
функционирование создаваемой зоны, необходимо
выделить следующие:
• привлечение иностранного капитала
и предпринимателей;
• максимальное использование местных
ресурсов и рабочей силы;
• увеличение валютных поступлений;
• стимулирование развития отсталых районов,
включая изменение их специализации;
• модернизация производственных структур
и технологий, привлечение новейшей технологии
и ноу-хау;
• повышение квалификации рабочей силы
и специалистов, внедрение новых методов
организации труда и производства;
• испытание новых методов хозяйствования,
отработка и отбор наиболее эффективных
форм деятельности в условиях свободного
рынка.
При создании СЭЗ могут быть использованы
два подхода.
Первый — территориальный, в соответствии с которым СЭЗ
создается на специально выделенной территории
страны и в ее рамках устанавливается
особый экономико-правовой режим функционирования.
Второй — режимный, суть которого заключается
в том, что иностранным компаниям предоставляются
особые условия независимо от места их
расположения на территории страны.
Использование того или иного подхода
обусловлено целями и задачами создания
СЭЗ, а также имеющимися возможностями
страны. При этом нужно учесть, что территориальный
подход обеспечивает такие преимущества,
как:
• концентрация высококачественной инфраструктуры,
которая отсутствует в других регионах
страны;
• создание административных и прочих
льгот для высококвалифицированного персонала,
занятого в зоне, что невозможно обеспечить
при режимном подходе.
В то же время режимный подход дает возможность:
• стимулировать определенные виды деятельности
независимо от размещения предприятий;
• обеспечивать более прочные связи между
местной экономикой и предприятиями, пользующимися
льготами;
• инофирмам оптимально размещать свои
предприятия и виды деятельности.
На практике иногда наблюдается сочетание
обоих подходов. Это практикуется в первую
очередь в небольших странах, которые
могут предоставлять статус зоны предприятиям,
расположенным в любом районе страны.