Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:51, реферат

Описание работы

Цели создания свободных экономических зон могут быть:
придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций;
рост экспортного потенциала территории страны;
организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортзаменяющих товаров;
освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой

Файлы: 1 файл

Свободные экономические зоны.docx

— 6.22 Мб (Скачать файл)

Свободные экономические зоны

В настоящее время свободные  экономические зоны прочно вошли  в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

Свободные экономические  зоны — специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами, в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.

Цели создания свободных экономических зон могут быть:

  • придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций;
  • рост экспортного потенциала территории страны;
  • организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортзаменяющих товаров;
  • освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.

При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и региональной политики.

С функциональной точки зрения свободные экономические  зоны можно подразделить на:

  • внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;
  • технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;
  • комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники),
  • оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т.д.

На территориях свободных  экономических зон может применяться  режим свободной (беспошлинной) таможенной зоны.

Причины создания свободных экономических  зон

В промышленно развитых странах СЭЗ часто создавались для оживления мелкого и среднего бизнеса в районах, затронутых экономической депрессией, и были направлены на выравнивание межрегиональных различий. Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получали максимальные налоговые льготы. Таким образом в развитых странах СЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, в тех регионах, где необходимо повышение уровня экономического и социального развития.

В качестве критериев при  выборе территории для создания особой экономической зоны используется уровень  безработицы и уровень денежных доходов населения.

В отличие от промышленно  развитых стран развивающиеся страны делали акцент на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы, достижение более высокого уровня индустриализации.

Свободные экономические зоны в экономике  России

Свободные экономические  зоны рассматриваются в мире как  активное средство государственной  политики. В истории постсоветской  России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано  как с отсутствием законодательной  базы, так и с постоянной борьбой  регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных  зон и право контроля над ними.

Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально  новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано  с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.

Причины создания СЭЗ в России:

  • привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
  • стимулирование развития регионов;
  • развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
  • создание высококвалифицированных рабочих мест.

Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает  создание создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.

В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.

Участникам зон экспортного  производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:

  • освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
  • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
  • освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.

В любом случае свободные  экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

 

Основные  характеристики российских ОЭЗ.

 

Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит  от того, в какой степени удастся  в ОЭЗ создать экономическую  систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.

Правительство подумает над  тем, чтобы закрыть особые экономические  зоны, которые работают неэффективно, сообщил в интервью вице-премьер РФ Игорь Шувалов. 

"Там, где они не  развиваются и где отсутствует движение вперед, то есть люди не шевелятся, а просто пользуются льготами, вероятно, надо принимать решения о закрытии", — заявил вице-премьер в интервью "Газете.Ru". 

Впрочем, он отметил и  те ОЭЗ, которые показали себя с хорошей  стороны. "Например, свободные экономические  зоны, как в Татарстане, показывают себя блестяще. И сама зона не отдельно действует, она еще за собой тянет  большое количество новых технопарков. Поэтому экономический эффект считать  только от резидентов зоны неправильно", — пояснил Шувалов.  

"В дискуссиях с коллегами  придерживаюсь точки зрения о том, что свободные экономические зоны с теми льготами, которые существуют, должны развиваться на этих же условиях", — добавил он.


Информация о работе Свободные экономические зоны