Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:23, курсовая работа
Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий.
I. Сущность свободных экономических зон………………………………………3
II. Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..4
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………4
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..5
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..6
III. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
IV. Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
V. Рекомендуема литература……………………………………………………...…17
К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.
Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в 03 либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала; отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется,
как правило, в банковском, страховом,
деле, морском судоходстве, операциях
с недвижимостью, в трастовой (доверительной)
деятельности, во всех видах экспортно-импортных
операций, в консалтинге. По некоторым
оценкам, капитал, задействованный в сфере
оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд.
долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков
(юридических и физических лиц), и каждый
год регистрируется несколько тысяч новых,
компаний, увеличивающих объемы оффшорной
деятельности.
Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва "грязных денег" и разного рода банковских афер.
Е) Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.
Комплексные свободные экономические
зоны появились сравнительно недавно,
в начале 80-х годов. Некоторые
из них были созданы с нуля, а
большинство сформировались на базе
зон с экспортно-
К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, "открытые районы" КНР, а также бразильскую зону "Манаус", территорию "Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных экономических зон. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 1). Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе — 90-— 110 млрд. долл. Создание этой зоны предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и материалы для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зона будет иметь гибкие границы, к участию в совместном освоении смогут подключиться также и сопредельные районы.
Рис. 1. Зона международного сотрудничества Туманган (обозначена пунктиром)
Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых "еврорегионов" как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государства прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия. Венгрия, а, также Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы еврорегионы "Карпаты", "Буг", "Померания"
В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использование приграничных свободных экономических зон с сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российской.
III. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
Общей характерной чертой
различных видов свободных
А) Внешнеторговые льготы.
Они предусматривают введение особого
таможенно-тарифного режима (снижение
или отмену экспортно-импортных пошлин)
и упрощенного порядка осуществления
внешнеторговых операций.
Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.
Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, ас другой — гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.), влияет на развитие свободных экономических зон и соответственно требует адекватного реагирования на эти изменения.
Социально-экономические
выгоды от создания зон (внешнеторговых
в США, "Шеннон" в Ирландии и
др.) достаточно весомы. Эти зоны создали
значительное число рабочих мест,
оживили международный торговый
обмен, повысили, внешнеторговую результативность,
научно-производственный потенциал
этих стран и др. Важным аспектом
деятельности СЭЗ в промышленно
развитых странах является то, что
они работают не только на мировой,
но и на внутренний рынок.
Свободные экономические
зоны, функционирующие в
Во-вторых, особый режим хозяйствования
в СЭ3 развивающихся стран становится
более либеральным и льготным
для иностранных
c усилением международной
конкуренции между зонами и
Соответственно попытками
В-третьих, в процессе функционирования
свободных экономических зон
происходит торгово-промышленная диверсификация
их деятельности, комплексное развитие.
Современная научно-
Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили свободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенных специальными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом свободных экономических зон — "Шэнь-чжень", "Чжухай", "Сямэнь", "Щаньтоу", имеющих многолетнюю историю, а также зоны "Хайнань", существующей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологий — технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития "Пудун". Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона "Пудун" должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая, но, и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.
Создание специальных
экономических зон (СЭЗ) стало важной
составной частью проведения открытой
внешнеэкономической политики, провозглашенной
китайским руководством в конце 70-х годов.
При выборе модели развития СЭЗ китайское
руководство исходило из текущих потребностей
страны и опыта функционирования таких
зон в других странах. Наиболее детально
изучался опыт Сингапура, Тайваня, США.
В ходе подготовки организации специальных
экономических зон было предложено несколько
вариантов режима их функционирования
и в результате был избран путь создания
в их рамках структуры хозяйства, ориентированного
на экспорт, всемерное привлечение иностранного
капитала, а также существенное улучшение
технологии производства. Специальные
экономичен кие зоны стали играть связующую
(буферную) роль с другими районами страны,
реализуя политику "открытых дверей".
С начала 90-х годов в
портовых городах, специальных экономических
зонах КНР начинают возникать свободные
таможенные территории — зоны свободной
(беспошлинной) торговли (ЗСТ). Зоны свободной
торговли, как утверждают китайские специалисты,
будут развиваться по моделям, сходным
с теми, которые существуют в других странах.
По свидетельству китайского руководства
развитие зон свободной торговли явится
одним из магистральных направлений реализации
открытой внешнеэкономической политики
вплоть до 2000 года.
Практика функционирования
китайских свободных
Свободные экономические зоны в КНР (помимо общих с другими странами целей специальных зон) в целом являются экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности. Переход "все разом" к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Специфика китайского опыта регулирования свободных экономических зон заключается в том, что они для современного Китая — нечто большее, чем специальные районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В свободных экономических зонах Китая происходит становление и обкатка, как указывают китайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI веке будет жить практически весь Китай.
Информация о работе Свободные экономичные зоны(оффшорные зоны)