Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:47, доклад
Работа состоит из описания сильных и слабых сторон Калининградской области, swot-анализа области, включает стратегию развития до 2020г.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
ГЕОГРАФИЯ | |
Принадлежность к «Балтийскому поясу роста» - наиболее динамично развивающемуся макрорегиону современной Европы.
Близость к промышленно
Транзитные возможности
Наличие разветвленной речной
системы (связывает область по
внутренним водным
Благоприятные климатические |
Анклавность территории (единственный субъект РФ, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет связи Калининградской области с другими российскими регионами).
Относительная ограниченность природных ресурсов. |
НАСЕЛЕНИЕ | |
Положительное сальдо миграции: число прибывших в область до недавнего времени составляло около 5% населения области ежегодно, а число убывших не превышало 3%. В общей сложности на территорию области за последние 10 лет прибыло около 100 тыс. переселенцев, что составляет порядка 10% от общей численности населения региона. Принятие областной программы по поддержке миграции.
Плотность населения превышает
среднероссийский показатель
Устойчивая структура Достаточно высокий
уровень грамотности и |
Отрицательные показатели естественного прироста. Невысокая (в т.ч. по сравнению со российскими показателями) продолжительность жизни. Это один из интегральных показателей, демонстрирующих качество жизни на территории, что является одним из решающих факторов принятия решений о долгосрочных инвестициях на территории.
Высокая доля населения с
Постепенное ослабевание
Дисбаланс в отношениях рынков
труда и образования. Высшее
профессиональное образование
Низкое качество городской |
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА | |
Перспективные эксперименты в сфере социального обслуживания: в частности, введение системы «одного окна», подготовка соглашений по концессиям на социальное обслуживание и т.д.
Введение системы
Целевые областные программы
по поддержке детства и Проведение эксперимента (в Правдинском и Неманском районе) по подушевому финансированию системы социального обслуживания.
Введение инновационных
Подготовка проекта по
Достаточно высокий уровень Разветвленная система вузов и СУЗов, включая филиальную сеть.
Перспективные эксперименты в
сфере образования, в том
Достаточно плотный график
Высокая концентрация |
Крайне высокая (по сравнению с российскими данными) степень изношенности зданий жилого и нежилого фондов.
Низкий уровень инженерных
Неравномерность
Сравнительно невысокий
Высокий (по сравнению с Значительное число населения, проживающего (по официальным данным) ниже черты бедности.
Высокий уровень
Структурная «Руинированность» памятников истории и культуры. |
ЭКОНОМИКА | |
Устойчивость экономической
Устойчивая динамика роста ВРП,
Наличие закона об ОЭЗ:
Высокий уровень локализации
отдельных отраслей экономики,
появившийся как результат
Наличие устойчивых связей с
зарубежными партнерами на Относительно дешевая рабочая сила по сравнению с соседними странами.
Высокая доля рентабельных
Использование схемы льготного
кредитования для некоторых
Относительно высокие
|
Низкий (ниже российского) показатель
ВРП на душу населения, что косвенным
образом свидетельствует о
«Импортная ориентация»
Крайне низкий процент Ставка на низкотехнологичные производства провоцирует эксплуатацию ограниченного ресурса таможенных льгот и дешевой рабочей силы. Это снижает конкурентоспособность территории и препятствует развитию инновационных секторов, где высокая стоимость труда компенсируется опережающим ростом производительности.
Преобладание производств с
Отсутствие
Относительно невысокий
Высокий уровень
Наличие административных Невыраженная политика
продвижения товаров на Низкий уровень развития
финансово-кредитной
Растущая ограниченность в |
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ | |
Близость к европейским рынкам.
Большой опыт
Частичная включенность в
Меры поддержки, |
Маленький внутренний рынок. Слабое развитие промышленной инфраструктуры (устаревшее оборудование и плохо простроенные связи между разными отраслями).
Слабое развитие системы Низкий показатель физического объема производства (по сравнению с ближайшими конкурентами на внешнем рынке).
Отсутствие законодательной |
ТРАНСПОРТ | |
Прохождение через территорию важных европейских транспортных коридоров (в частности, Виа Ганзеатика и ответвлений Виа Балтика).
Разветвленная дорожная сеть, по
своей плотности сопоставимая
со стандартами европейских Наличие незамерзающих морских портов. Морской транспорт – ключевой элемент специализации области на российском Северо-Западе и в макрорегионе Балтики. Ориентация портового транспорта на регион Балтики, связывающий Западную Европу, Тихоокеанский регион и Юго-Восточную Азию.
Потенциал для дальнейшего Наличие условий для развития железнодорожной сети, в том числе, узлов состыковки российской и европейской колеи.
Транзитные возможности Устойчивый рост грузооборота по всем видам транспорта в течение последних пяти лет. |
Рост тарифов, прежде всего, на железнодорожном транспорте, является фактором, существенно ограничивающим возможности развития всего транспортного (в т.ч., портового) комплекса.
Значительная часть Возможности железнодорожного
транспорта ограничены Малая глубина дна в Вислинском заливе существенно ограничивает возможности развития порта: прохождение по морскому каналу занимает значительное время, а глубина диктует разрешенную судопроходимость.
Предпочтительное положение
Слабая синхронизация развития
комплекса с развитием
Состояние и покрытие
Состояние большинства
Визовый режим ограничивает Общее несовершенство транспортной логистики. |
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | |
Частичное разрешение проблемы энергетической безопасности за счет пуска ТЭЦ-2. До 2006 г. объем электроэнергии, поставляемой в область извне, составлял порядка 93%, но после ввода в действие первого энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 он снизился до 25%; после вывода второго блока электростанции на полную мощность в 2010 г. область существенно сократит дефицит энергомощности.
Наличие транзитных Относительно низкая стоимость энергоносителей по сравнению с Европой (хотя, по сравнению с РФ, высоки цены на теплоэнергию и электроэнергию для конечных потребителей).
Высокое качество добываемой
в области нефти (она
Иностранные инвестиции в Наличие запасов бурого угля и торфа (общие объемы запасов бурого угля оцениваются в 70-80 млн. тонн). Не исключены перспективы развития малой энергетики. Высокие темпы роста производства и потребления электроэнергии (область является одним из лидеров в СЗФО), которые связаны с устойчивой динамикой роста ВРП области. |
Продолжающаяся зависимость от
поставок с территории России. В
особой мере это относится к
Несмотря на частичное решение
проблем обеспечения
Низкое качество существующих
электрических и тепловых
Сравнительно низкий потенциал
местных топливно-
Падение уровня запасов Специфический состав нефти делает экономически невыгодным ее использование для нужд коммунальной энергетики.
Ориентация на транспортировку
сырой нефти на экспорт. Вся
нефть, добываемая в регионе,
идет на экспорт; основным ее
потребителем является |
ТУРИЗМ | |
Высокий потенциал области для развития туристко-рекреационного комплекса (благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие федеральных морских курортов и значительного числа объектов историко-культурного наследия при активной государственной поддержке могут обеспечить быстрое развитие туристской сферы и стать существенным фактором конкурентоспособности территории в макрорегионе Балтики). Устойчивая динамика увеличения количества туристов (более 10% в год). Богатое историко-культурное наследие. |
Низкая степень транспортной и погранично-правовой доступности (проблема виз). Неразвитая туристская инфраструктура (острая нехватка объектов индустрии отдыха и развлечений). Неудовлетворительное состояние историко-культурных памятников (из 1000 памятников истории и культуры для экскурсионного показа используются около 50, т.е. 5% существующего потенциала). Наличие
проблем, связанных с охраной
окружающей среды и благоустройством
туристско-рекреационных Сравнительно высокий уровень цен, который слабо коррелирует с уровнем качества предоставляемых услуг. |
УГРОЗЫ |
ВОЗМОЖНОСТИ |
Ухудшение политического и экономического климата взаимоотношений России и ЕС. |
Появление совместных инфраструктурных проектов в сфере сотрудничества России и ЕС. |
Вступление РФ в ВТО, что повлечет за собой отмену ряда льгот и преференций, которыми КО обладает при наличии статуса ОЭЗ, что, в свою очередь, снизит конкурентоспособность калининградских предприятий.
|
Использование преимуществ новой редакции Закона об ОЭЗ.
Формирование в настоящее |
Дальнейшая либерализация |
Переход на общепринятые в ЕС и
США системы технических В сфере АПК: Растущий на европейских и мировых рынках спрос и цены на мясную продукцию, прежде всего свинину, которая является быстроокупаемым капиталовложением, может вывести агропромышленный комплекс КО в лидеры по производству и переработке мясной продукции в макрорегионе Балтики.
Растущий в европейских |
Устойчивый рост тарифов на транспортные перевозки прежде всего на железнодорожном транспорте, что ограничивает возможности развития портового и всего транспортного комплекса КО.
Масштабная опережающая модернизация транспортной инфраструктуры стран Прибалтики, финансируемая, в том числе, и из структурных фондов ЕС, ставит КО в положение догоняющей территории. |
Область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России, с учетом того обстоятельства, что «Балтийский пояс роста» является наиболее динамичным пространством современной Европы, а Северо-западный федеральный округ - ключевым для развития всей российской экономики.
В долгосрочной перспективе |
Более динамичное развитие и наличие
объективных преимуществ |
Рост объемов рынка контейнерных перевозок. Ежегодный рост контейнерооборота в портах Балтийского региона, как и в целом в мире, составляет около 10%. К 2010 году через балтийские порты может проходить 3-4 миллиона контейнеров, что создает стимулы для развития портового хозяйства, железнодорожного комплекса и разворачивания деятельности стивидорных компаний. |
Автотранспорт: Ужесточение визового таможенного режимов в странах - новых членах ЕС |
Рост объемов морских перевозок (взамен автомобильных по перегруженным дорогам Европы). Облегчение визового режима и реконструкция пограничных переходов на территории Калининградской области. |
В силу роста душевого энергопотребления и запланированных темпов прироста населения за счет миграции (до 1.200.000 к 2010 и до 2.000.000 к 2020 г.) область, начиная с 2012 г., снова начнет испытывать существенный дефицит электроэнергии |
Поддержание уровня цен на энергоносители (газ, электроэнергия) на уровне среднероссийских будет способствовать поддержанию текущей конкурентоспособности КО (как и в ситуации стоимости рабочей силы, стоимость энергоресурсов в структуре цены товаров произведенных в КО минимальна по сравнению с европейскими аналогичным производствами). Учитывая стремление естественных российских монополий к выравниванию внутренних и экспортных цен, прежде всего, на газ, данное преимущество носит довольно неустойчивый характер, но на текущий момент обеспечивает относительное преимущество КО в отдельных секторах производства (сельское хозяйство и т.д.). |
Разрыв между стоимостью природного газа для внутренних потребителей и для европейских потребителей. Анклавное положение Калининградской области обуславливает экономическую нерентабельность поставок природного газа в область по внутренним российским ценам. Поставка газа осуществляется из транзитных газопроводов, ориентированных на западных потребителей. |
Развитие
новых энергосберегающих Рассмотрение
возможности запуска и |
Формирование открытого рынка труда способно ускорить процесс оттока наиболее мобильных кадров на более развитые рынки труда Европы, что пока сдерживается относительной закрытостью рынков ряда крупных членов ЕС. |
Принятие на федеральном и региональном уровне программы привлечения и поддержки соотечественников, что позволит увеличить население КО, прежде всего, трудоспособного возраста, что является необходимым условием для реализации активного сценария развития КО. |
Структурная перестройка экономики стран Балтии в пользу увеличения сервисных секторов и инновационных производств (Эстония лидирует в сфере процессинга новых коммуникационных технологий; доля сложных деловых услуг во внешнем обороте стран Балтии в настоящее время превышает 20%). Вследствие этого экономика КО, которая в значительной степени сохраняет традиционную структуру производства, становится неконкурентоспособной в Балтийском макрорегионе. |
Процесс смещения отдельных видов деятельности из Центральной и Восточной Европы к восточным границам Европейского союза. У Калининградской области есть возможность выступить в качестве площадки технологического аутсорсинга, в т.ч. стать полноправным участником технологических разработок.
|
Быстро растущая конкуренция в
сфере туризма со стороны соседей
(которые похожи по своим природным
характеристикам курортно- |
Увеличение российского рынка туристических услуг, в том числе и на Северо-западе РФ, включая круизный туризм на Балтике. Калининградской области необходимо «вложиться» в разработку новых туристских предложений, помимо распространенных в настоящее время маршрутов.
Пересмотр Министерством
Постепенное включение |