Swot-анализ Калининградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:47, доклад

Описание работы

Работа состоит из описания сильных и слабых сторон Калининградской области, swot-анализа области, включает стратегию развития до 2020г.

Файлы: 1 файл

Swot-анализ.docx

— 31.87 Кб (Скачать файл)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ  СТОРОНЫ

ГЕОГРАФИЯ

Принадлежность к «Балтийскому поясу роста» - наиболее динамично  развивающемуся макрорегиону современной  Европы.

    Близость к промышленно развитым  странам Европы (и, значит, к потенциальным  рынкам сбыта и источникам  инвестиций).

    Транзитные возможности территории  в непосредственной близости  от центра Европы.

    Наличие разветвленной речной  системы (связывает область по  внутренним водным коммуникациям  со многими странами Европы).

    Благоприятные климатические условия  (средняя урожайность выше, чем  в среднем по СЗФО).

Анклавность территории (единственный субъект РФ, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет связи Калининградской области с другими российскими регионами).

 

Относительная ограниченность природных ресурсов.

НАСЕЛЕНИЕ

Положительное сальдо миграции: число  прибывших в область до недавнего  времени составляло около 5% населения  области ежегодно, а число убывших  не превышало 3%. В общей сложности  на территорию области за последние 10 лет прибыло около 100 тыс. переселенцев, что составляет порядка 10% от общей  численности населения региона.

     Принятие областной программы  по поддержке миграции.

     Плотность населения превышает  среднероссийский показатель более  чем в 7 раз: на один км2 приходится 63 человека, что приблизительно соответствует плотности населения соседних стран.

    Устойчивая структура занятости  по отраслям экономки. Например, доля населения, занятого в сельском хозяйстве, за последние 15 лет существенно не изменилась.   Увеличилась доля занятых в «экономике услуг», что свидетельствует об устойчивости экономического роста.

     Достаточно высокий  уровень грамотности и квалификации  населения области (остающийся  конкурентным преимуществом при  сохранении относительно невысокой  стоимости рабочей силы).

Отрицательные показатели естественного  прироста.

      Невысокая (в т.ч. по сравнению со российскими показателями) продолжительность жизни. Это один из интегральных показателей, демонстрирующих качество жизни на территории, что является одним из решающих факторов принятия решений о долгосрочных инвестициях на территории.

    Высокая доля населения с доходами  ниже прожиточного минимума, что  представляет угрозу для социальной  стабильности и может являться  косвенным признаком высокой  доли теневой экономики.

     Постепенное ослабевание миграционного  потока. С учетом фактора старения, численность трудоспособного населения  сократится к 2015 году, как минимум,  на 15%; при этом необходимая численность  трудоспособного населения для  обеспечения экономического роста  превысит к этому времени сегодняшнюю  на 30%.

    Дисбаланс в отношениях рынков  труда и образования. Высшее  профессиональное образование ориентировано,  прежде всего, на обучение специалистов, занятых в сфере управления  и финансов; в то время как  данные анализа трудового рынка  в периоде 1999-2005 гг. показывают  ориентацию последнего на специалистов  иного профиля – инженеров,  рабочих высокой квалификации, энергетиков,  транспортников, специалистов в  сфере услуг и т.д.

    Низкое качество городской среды,  что в современных условиях  резко снижает конкурентоспособность  территории на рынке капиталов  и блокирует приток инвестиций.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА

Перспективные эксперименты в сфере  социального обслуживания: в частности, введение системы «одного окна», подготовка соглашений по концессиям на социальное обслуживание и т.д.

    Введение системы обязательного  медицинского страхования.

    Целевые областные программы  по поддержке детства и материнства.

   Проведение эксперимента (в Правдинском  и Неманском районе) по подушевому финансированию системы социального обслуживания.

    Введение инновационных технологических  форм и методов работы: телемедицина.

    Подготовка проекта по строительству  кардиологического центра (Гурьевский район).

    Достаточно высокий уровень системы  санаторного лечения.

    Разветвленная система вузов  и СУЗов, включая филиальную сеть.

    Перспективные эксперименты в  сфере образования, в том числе,  по международным стандартам  – МВА, новые форматы экономического  образования и т.д. 

     Достаточно плотный график культурных  событий на территории области  – особенно в весенне-летний  сезон.

    Высокая концентрация памятников  истории и культуры.

Крайне высокая (по сравнению с  российскими данными) степень изношенности зданий жилого и нежилого фондов.   

    Низкий уровень инженерных инфраструктур  и коммуникаций.

    Неравномерность пространственного  развития области: до 90% экономической  активности сосредоточено в г.  Калининграде и прилегающих к  нему районах. 

    Сравнительно невысокий уровень  ипотечного кредитования и иных  финансовых и правовых инструментов  жилищного строительства. Объективные  сложности в создании строительного  кластера на территории области,  что затрудняет реализацию национального  проекта «Доступное жилье».

    Высокий (по сравнению с российскими  показателями) уровень безработицы.

    Значительное число населения,  проживающего (по официальным данным) ниже черты бедности.

    Высокий уровень распространения  «социальных заболеваний» (в т.ч. туберкулез, ВИЧ и т.д.).

    Структурная несбалансированность  рынка образования и рынка  труда: перепроизводство ряда  групп специалистов при дефиците  на специальности другого типа.

   «Руинированность» памятников истории и культуры.

ЭКОНОМИКА

Устойчивость экономической системы (достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса).

     Устойчивая динамика роста ВРП,  составившая, начиная с 1999 года, в среднем более 9% в год.

    Наличие закона об ОЭЗ: налоговые  льготы для крупных и средних  инвестиционных проектов.

    Высокий уровень локализации  отдельных отраслей экономики,  появившийся как результат действия  ОЭЗ на территории области  (электронная сборка, пищевая переработка,  производство мебели и т.д.).

    Наличие устойчивых связей с  зарубежными партнерами на уровне  малого и среднего бизнеса. 

    Относительно дешевая рабочая  сила по сравнению с соседними  странами.

    Высокая доля рентабельных предприятий  (особенно в области АПК).

    Использование схемы льготного  кредитования для некоторых отраслей (животноводство).

    Относительно высокие иностранные  инвестиции в машиностроение  и металлообработку.

 

 

Низкий (ниже российского) показатель ВРП на душу населения, что косвенным  образом свидетельствует о низкой производительности труда и низкой инновационной составляющей в экономике  области.

     «Импортная ориентация» экономики  области приводит к снижению  налогового потенциала; ориентации  основных секторов на льготный  таможенный тариф и общей неконкурентоспособности  в Балтийском регионе.

    Крайне низкий процент производств  (менее 1%), ориентированных на  инновационную экономику и современные  управленческие и технологические  решения.

    Ставка на низкотехнологичные производства провоцирует эксплуатацию ограниченного ресурса таможенных льгот и дешевой рабочей силы. Это снижает конкурентоспособность территории и препятствует развитию инновационных секторов, где высокая стоимость труда компенсируется опережающим ростом производительности.

    Преобладание производств с низкой  энергоэффективностью.

     Отсутствие конкурентоспособных  кластеров, представляющих интерес  в масштабе Балтийского региона  и, тем более, Европы. У области  в настоящее время нет значимых  товарных и сервисных групп,  способных стать конкурентоспособными  на европейских рынках.

    Относительно невысокий уровень  прямых иностранных инвестиций (общего  объема и на душу населения), что резко контрастирует с  ситуацией соседних стран и  территорий.

    Высокий уровень транзакционных  издержек – следствие тарифных  и нетарифных ограничений в  отношениях с соседними странами  и территориями.

    Наличие административных барьеров (таможенных, правовых).

     Невыраженная политика  продвижения товаров на российский  и зарубежный рынки.

     Низкий уровень развития  финансово-кредитной инфраструктуры.

     Растущая ограниченность в трудовых  ресурсах.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Близость к европейским рынкам.

    Большой опыт внешнеэкономической  деятельности.

    Частичная включенность в международные  производственные цепочки.

    Меры поддержки, предусмотренные  режимом Особой экономической  зоны.

Маленький внутренний рынок.

     Слабое развитие промышленной  инфраструктуры (устаревшее оборудование  и плохо простроенные связи  между разными отраслями).

     Слабое развитие системы профессионально-технического  образования.

    Низкий показатель физического  объема производства (по сравнению  с ближайшими конкурентами на  внешнем рынке).

     Отсутствие законодательной базы (необходим федеральный закон  о развитии агросектора России).

ТРАНСПОРТ

Прохождение через территорию важных европейских транспортных коридоров (в частности, Виа Ганзеатика и ответвлений Виа Балтика).

     Разветвленная дорожная сеть, по  своей плотности сопоставимая  со стандартами европейских стран.

     Наличие незамерзающих морских  портов.

     Морской транспорт – ключевой  элемент специализации области  на российском Северо-Западе и в макрорегионе Балтики. Ориентация портового транспорта на регион Балтики, связывающий Западную Европу, Тихоокеанский регион и Юго-Восточную Азию.

    Потенциал для дальнейшего развития  паромного сообщения (в том  числе, по маршруту С.Петербург – Балтийск – европейские порты).

    Наличие условий для развития  железнодорожной сети, в том числе, узлов состыковки российской и европейской колеи.

    Транзитные возможности области  по транспортировке экспортной  нефти.

    Устойчивый рост грузооборота  по всем видам транспорта в  течение последних пяти лет.

Рост тарифов, прежде всего, на железнодорожном  транспорте, является фактором, существенно  ограничивающим возможности развития всего транспортного (в т.ч., портового) комплекса.

     Значительная часть железнодорожных  путей и разгрузочных станций  нуждается в серьезной модернизации  и реконструкции.

     Возможности железнодорожного  транспорта ограничены отсутствием  объездных путей вокруг Калининграда  и других городских центров. 

     Малая глубина дна в Вислинском заливе существенно ограничивает возможности развития порта: прохождение по морскому каналу занимает значительное время, а глубина диктует разрешенную судопроходимость.

    Предпочтительное положение портов-конкурентов  в силу отсутствия тарифных  и нетарифных ограничений и поддержки со стороны ЕС (Клайпеда, Вентспилс, Рига, Таллинн и т.д.). 

    Слабая синхронизация развития  комплекса с развитием транспорта  Санкт-Петербурга и других российских  субъектов, заинтересованных в  транспортных потоках на территории  макрорегиона Балтики.

    Состояние и покрытие значительной  части дорожной сети области  не соответствует потребностям  современного автотранспорта.

    Состояние большинства пограничных  переходов не соответствует потребностям  международной торговли и международного  транзита.

    Визовый режим ограничивает возможности  использования транспортных коридоров,  проходящих по территории области  для транзита грузов и людских  потоков.

Общее несовершенство транспортной логистики.

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Частичное разрешение проблемы энергетической безопасности за счет пуска ТЭЦ-2. До 2006 г. объем электроэнергии, поставляемой в область извне, составлял порядка 93%, но после ввода в действие первого энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 он снизился до 25%; после вывода второго блока электростанции на полную мощность в 2010 г. область существенно сократит дефицит энергомощности.

   Наличие транзитных возможностей  для экспорта нефти и газа  через территорию области.

   Относительно низкая стоимость  энергоносителей по сравнению  с Европой (хотя, по сравнению  с РФ, высоки цены на теплоэнергию и электроэнергию для конечных потребителей).

   Высокое качество добываемой  в области нефти (она характеризуется  большим объемом легких фракций  и малым содержанием серы).

   Иностранные инвестиции в нефтедобычу.

   Наличие запасов бурого угля  и торфа (общие объемы запасов  бурого угля оцениваются в  70-80 млн. тонн). Не исключены перспективы  развития малой энергетики.

Высокие темпы роста производства и потребления  электроэнергии (область является одним  из лидеров в СЗФО), которые связаны  с устойчивой динамикой роста  ВРП области.

Продолжающаяся зависимость от поставок с территории России. В  особой мере это относится к транспортировке  газа, потребности в котором продолжают расти (в т.ч., для производства электроэнергии). Предполагается, что дефицит в среднесрочной перспективе может составить до 1 млрд. куб. м.

    Несмотря на частичное решение  проблем обеспечения электрической  энергией, ее дефицит, начиная  с 2010 г., начнет расти и достигнет порядка 0,5 млрд. кВт к 2015-20 г.

    Низкое качество существующих  электрических и тепловых сетей.

    Сравнительно низкий потенциал  местных топливно-энергетических  ресурсов (с учетом альтернативных  источников составляет не более  20% потребностей области).

     Падение уровня запасов добываемой  в области нефти (в последние  годы объем добычи несколько  возрос, а общая динамика указывает  на сохранение этого темпа  в краткосрочной перспективе;  однако запасы нефти на суше  истощаются, общий объем добычи  к 2007-2008 г.г. составит не более 1 млн. т. в год; без открытия новых морских месторождений годовая добыча нефти, по оценкам экспертов, упадет к 2020 г. до 350 – 400 тыс. т).

Специфический состав нефти делает экономически невыгодным ее использование для нужд коммунальной энергетики.

     Ориентация на транспортировку  сырой нефти на экспорт. Вся  нефть, добываемая в регионе,  идет на экспорт; основным ее  потребителем является Гданьский нефтеперерабатывающий завод. Отсутствие своих центров переработки.

ТУРИЗМ

Высокий потенциал области для  развития туристко-рекреационного комплекса (благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие федеральных морских курортов и значительного числа объектов историко-культурного наследия при активной государственной поддержке могут обеспечить быстрое развитие туристской сферы и стать существенным фактором конкурентоспособности территории в макрорегионе Балтики).

Устойчивая  динамика увеличения количества туристов (более 10% в год).

Богатое историко-культурное наследие.

Низкая степень транспортной и  погранично-правовой доступности (проблема виз).

Неразвитая  туристская инфраструктура (острая нехватка объектов индустрии отдыха и развлечений).

Неудовлетворительное  состояние историко-культурных памятников (из 1000 памятников истории и культуры для экскурсионного показа используются около 50, т.е. 5% существующего потенциала).

Наличие проблем, связанных с охраной  окружающей среды и благоустройством туристско-рекреационных территорий.

Сравнительно  высокий уровень цен, который  слабо коррелирует с уровнем  качества предоставляемых услуг.


 

 

УГРОЗЫ

ВОЗМОЖНОСТИ

Ухудшение политического и экономического климата взаимоотношений России и ЕС.

Появление совместных инфраструктурных проектов в сфере сотрудничества России и ЕС.

Вступление РФ в ВТО, что повлечет за собой отмену ряда льгот и преференций, которыми КО обладает при наличии статуса ОЭЗ, что, в свою очередь, снизит конкурентоспособность калининградских предприятий.

 

Использование преимуществ новой  редакции Закона об ОЭЗ.

     Формирование в настоящее время  социально-экономическое законодательства  РФ (налогового, трудового, социального), которое  является, по ряду  параметров, гораздо более привлекательным  для бизнеса в сравнении с  другими европейскими странами.

Дальнейшая либерализация налогового режима сопредельных стран, прежде всего, новых членов ЕА (Эстония, Литва, Латвия), что снижает конкурентные преимущества КО по сравнению с ними. При этом ситуация может усугубиться после прекращения действия статуса ОЭЗ, когда налогообложение предприятий на территории КО будет соответствовать общероссийской схеме налогообложения.

Переход на общепринятые в ЕС и  США системы технических регламентов  и контроля качества, что ускорит  интеграцию КО в экономическую (производственно-технологическую), транспортную, культурную и расселенческую систему Балтики. Что откроет, тем самым, рынки для товаров калининградских производителей, обеспечит местные предприятия подрядными контрактами от европейских заказчиков.

           В сфере АПК:

Растущий  на европейских и мировых рынках спрос и цены на мясную продукцию, прежде всего свинину, которая является быстроокупаемым капиталовложением, может вывести агропромышленный комплекс КО в лидеры по производству и переработке мясной продукции в макрорегионе Балтики.

     Растущий в европейских странах  спрос на технические сельскохозяйственные  культуры (рапс), который является  основным источником для производства  биотоплива в рамках европейских программ энергосбережения и повышения экологической безопасности.  

Устойчивый рост тарифов на транспортные перевозки прежде всего на железнодорожном транспорте, что ограничивает возможности развития портового и всего транспортного комплекса КО.

 

Масштабная  опережающая модернизация транспортной инфраструктуры стран Прибалтики, финансируемая, в том числе, и из структурных  фондов ЕС, ставит КО в положение догоняющей территории.

Область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал  для России, с учетом того обстоятельства, что «Балтийский пояс роста» является наиболее динамичным пространством  современной Европы, а Северо-западный федеральный округ - ключевым для  развития всей российской экономики.

     В долгосрочной перспективе балтийское  направление становится главным  направлением экспорта из России  углеводородов и иного сырья  в Европу и США, а также  импорта в РФ. Прибалтика претендует  на функцию основного логистического  узла, ориентированного на обслуживание  импорта в Россию. В этом общем  процессе КО область имеет возможности занять свою нишу, если в настоящий момент будут сделаны соответствующие вложения в строительство глубоководного порта, модернизацию международного аэропорта, модернизацию и расширение возможностей железнодорожных магистралей (в том числе припортовых станций), модернизацию автодорожного комплекса.

Более динамичное развитие и наличие  объективных преимуществ портов-конкурентов (большая глубоководность портов балтийских государств, транспортная связанность и отсутствие тарифных ограничений у порта Санкт-Петербурга и т.д.)

Рост объемов рынка  контейнерных перевозок.

Ежегодный рост контейнерооборота в портах Балтийского региона, как и в целом в мире, составляет около 10%. К 2010 году через балтийские порты может проходить 3-4 миллиона контейнеров, что создает стимулы для развития портового хозяйства, железнодорожного комплекса и разворачивания деятельности стивидорных компаний.

Автотранспорт:

Ужесточение визового  таможенного режимов  в странах - новых членах ЕС

Рост объемов морских перевозок (взамен автомобильных по перегруженным  дорогам Европы).

Облегчение  визового режима и реконструкция  пограничных переходов на территории Калининградской области.

 

В силу роста душевого энергопотребления  и запланированных темпов прироста населения за счет миграции (до 1.200.000 к 2010 и до 2.000.000 к 2020 г.) область, начиная с 2012 г., снова начнет испытывать существенный дефицит электроэнергии

Поддержание уровня цен на энергоносители (газ, электроэнергия) на уровне среднероссийских будет способствовать поддержанию  текущей конкурентоспособности  КО (как и в ситуации стоимости  рабочей силы, стоимость энергоресурсов в структуре цены товаров произведенных  в КО минимальна по сравнению с европейскими аналогичным производствами).

Учитывая  стремление естественных российских монополий  к выравниванию внутренних и экспортных цен, прежде всего, на газ, данное преимущество носит довольно неустойчивый характер, но на текущий момент обеспечивает относительное преимущество КО в отдельных секторах производства (сельское хозяйство и т.д.).

Разрыв между стоимостью природного газа для внутренних потребителей и  для европейских потребителей.

Анклавное положение Калининградской области обуславливает экономическую нерентабельность поставок природного газа в область по внутренним российским ценам. Поставка газа осуществляется из транзитных газопроводов, ориентированных на западных потребителей. 

 

Развитие  новых энергосберегающих технологий и технологий производства энергии  из альтернативных источников.

Рассмотрение  возможности запуска и реализации инвестиционных проектов по производству электроэнергии на территории области.

Формирование открытого рынка  труда способно ускорить процесс  оттока наиболее мобильных кадров на более развитые рынки труда Европы, что пока сдерживается относительной  закрытостью рынков ряда крупных  членов ЕС.

Принятие на федеральном и региональном  уровне программы привлечения и  поддержки соотечественников, что  позволит увеличить население КО, прежде всего, трудоспособного возраста, что является необходимым условием для реализации активного сценария развития КО.

Структурная перестройка экономики  стран Балтии в пользу увеличения сервисных секторов и инновационных  производств (Эстония лидирует в сфере процессинга новых коммуникационных технологий; доля сложных деловых услуг во внешнем обороте стран Балтии в настоящее время превышает 20%). Вследствие этого экономика КО, которая в значительной степени сохраняет традиционную структуру производства, становится неконкурентоспособной в Балтийском макрорегионе.

Процесс смещения отдельных видов  деятельности из Центральной и Восточной  Европы к  восточным границам Европейского союза. У Калининградской области есть возможность выступить в качестве площадки технологического аутсорсинга, в т.ч. стать полноправным участником технологических разработок.

 

Быстро растущая конкуренция в  сфере туризма со стороны соседей (которые похожи по своим природным  характеристикам курортно-туристических  зон в Балтийском макрорегионе).

Увеличение российского рынка  туристических услуг, в том числе  и на Северо-западе РФ, включая круизный туризм на Балтике. Калининградской  области необходимо «вложиться»  в разработку новых туристских предложений, помимо распространенных в настоящее  время маршрутов.

      Пересмотр Министерством обороны  РФ статуса КО как приграничной  территории и зоны с особым  паспортным режимом (в пользу  упрощения порядка пребывания  на территории КО), что позволит начать использовать ранее ограничиваемые возможности: увеличение числа и упрощение пребывания иностранных граждан на территории КО, использование земель ранее отведенных для целей МО РФ, упрощение порядка доступа во внутренние воды и передвижение по внутренним водным путям и т.д.

     Постепенное включение Калининградской  области в Европейский календарь  культурных событий, способствующий  маркетингу территории  в макрорегионе  Балтики и странах ЕС



Информация о работе Swot-анализ Калининградской области