Таблица учений и научных школ по истории экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:40, шпаргалка

Описание работы

Таблица учений и научных школ (Годы жизни, Школа, Чем известен и основные труды, Краткая биография)
Представители
Томас Ман,
А. де Монкретьен
Ф. Кенэ
А. Тюрго
Адам Смит
Давид Рикардо
Жан Батист Сэй
Томас Мальтус
Джон Стюарт Милль
Антуан Курно
Жюль Дюпюи
Герман Генрих Госсен
Карл Менгер
Эйген фон Бём-Баверк
Фридрих фон Визер
Стенли Джевонс
Фрэнсис Эджуорт
Леон Вальрас
Вильфредо Парето
Джон Бейтс Кларк
Фридрих Лист
Бруно Гильдебранд
Вильгельм Рошер
Карл Книс
Густав Шмоллер
Карл Бюхер
Макс Вебер
Вернер Зомбарт
Карл Маркс

Файлы: 1 файл

tablica-uchenyh-i-nauchnyh-shkol-po-istorii-ekonomicheskih-ucheniy_aeb43e0.docx

— 31.85 Кб (Скачать файл)

Представители

Годы жизни

Школа

Чем известен и основные труды

Краткая биография

Томас Ман

(1571-1641)

Меркантилистская школа

«Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства»

Идея торгового баланса. Против ограничения вывоза драг. металлов.

Увеличение экспорта, развитие импортозаменяющих производств, привлечение иностранных специалистов для развития промышленности, политика протекционизма.

А. де Монкретьен

(1576-1621)

Меркантилистская школа

«Трактат о политической экономии»

Ввел термин «политическая экономия»  для обозначения экономической науки - науки о законах, управляющих общественным хозяйством.

Ф. Кенэ

(1694-1774)

Физиократия

«Экономическая таблица»

Первым стал различать основной (первоначальные авансы) и оборотный капитал (ежегодные авансы). Классы: 1. Производительный класс – фермеры. 2. Класс собственников – землевладельцы. 3. Бесплодный класс – ремесленники и промышленники.

А. Тюрго

(1727-1781)

Физиократия

Дополняет схему Кенэ

делит производительный класс на предпринимателей (капиталистов, дающих авансы) и простых  рабочих; делит «бесплодный класс» на хозяев-фабрикантов и простых ремесленников. Свобода торговли и неограниченная конкуренция.

Адам Смит

(1723-1790)

Классическая полит. экономия

Концепция «экономического человека», Концепция «невидимой руки»

Существуют три основных класса и соответствующие им три вида доходов: 1. владельцы земли — рента; 2. собственники денег и капитала, необходимого для обработки этой земли — прибыль;  3. рабочие, обрабатывающие эту землю — заработная плата.

Давид Рикардо

(1772-1823)

Классическая полит. экономия

Теория сравнительных преимуществ

специализация в производстве выгодна  даже стране, у которой нет абсолютных преимуществ, при условии, что у  нее имеются сравнительные преимущества при производстве какого-либо товара

Жан Батист Сэй

(1767-1832)

Классическая полит. экономия

Закон Сэя

Сэй формирует четыре основных закона рынка: чем больше рынок, тем более экстенсивным является производство и тем более прибыльным он есть для производителя, поскольку цена возрастает с ростом предложения; каждый производитель заинтересован в успехе другого, так как успех одной отрасли способствует успеху остальных, стимулируя всеобщее развитие; импорт способствует развитию обмена, так как иностранные товары можно приобрести лишь после реализации своих; те слои общества, которые ничего не производят, не приумножают богатство экономики, но разоряют его.

Томас Мальтус

(1766-1834)

Классическая полит. экономия

Теория народонаселения

Не был противником гос. вмешательства в экономику. Систематизатор.

Джон Стюарт Милль

(1806-1873)

Классическая полит. экономия

Классическая макроэкономическая модель

3 главных рынка – труда, благ  и капитала, 2 сектора экономики  – первичный (с/х и добывающая промышленность) и вторичный (обрабатывающая промышленность). Все переменные в модели выражаются в реальных величинах.

Антуан Курно

(1801-1877)

Маржинализм

"Исследования математических принципов теории богатства"

Математик, применил математические методы в своих исследованиях. Ввел функцию спроса (аргумент – цена, функция непрерывна). Предложил понятие эластичности. Ввел маржиналистское  условие максимизации прибыли – равенство предельных издержек и выручки.

Жюль Дюпюи

(1804-1866)

Маржинализм

Ввел понятие «излишек потребителя»

Впервые проанализировал излишек потребителя — ключевое понятие экономики благосостояния. Дюпюи опровергал представление о полезности гражданских сооружений (мостов, дорог) как сумме денежных поступлений от их эксплуатации.

Герман Генрих Госсен

(1810-1858)

Маржинализм

"Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли"

Г. математически обосновал основные принципы теории предельной полезности . Важнейшие экономические процессы пытался объяснить с позиции идеи максимума полезности.

Карл Менгер

(1840-1921)

Австрийская школа

Концепция экономического блага. Концепция субъективной ценности. Концепция ценности производственных благ

Условия: 1) существование человеческой потребности 2) наличие у вещи свойств, удовлетворяющих эту потребность 3) знание человеком этих свойств 4) обладание вещью. Блага бывают редкие и свободные. Идея о взаимозаменяемости и взаимодополняемости производственных благ

Эйген фон Бём-Баверк

(1851-1914)

Австрийская школа

«Основы теории ценности хозяйственных бла» «Капитал и процент»

Наряду с Карлом Менгером и Фридрихом фон Визером один из основоположников австрийской школы экономики. Развивал концепцию (теорию) предельной полезности, исследовал периоды обращения капитала, процент.

Фридрих фон Визер

(1851-1926)

Австрийская школа

Теория общественного хозяйства

Фридрих фон Визер ввел сам термин предельной полезности и понятие альтернативных издержек. На основе альтернативных издержек сформулирован закон Визера: действительная ценность (стоимость) какой-либо вещи есть недополученные стоимости других вещей, которые могли быть изготовлены из этих ресурсов. В итоге: благодаря наличию ценностных (потребительских) благ и процессу вменения образуются цены факторов производства (производственных ресурсов), которые формируют издержки и тем самым цену произведенной вещи

Стенли Джевонс

(1835-1882)

Английская школа

«Теория политической экономии» «Деньги и механизм обмена»

Основатель математической школы в политической экономии, один из основоположников предельной полезности теории. Из экономических работ Д. наиболее известно сочинение "Теория политической экономии" (1871). Главную проблему экономической науки Д. видел в изучении потребления, основным законом которого считал закон убывающей полезности.

Фрэнсис Эджуорт

(1845-1926)

Английская школа

Предложил кривые безразличия

Экономику уподобили механическим системам, чтобы ее можно было представить в виде равновесной системы.

Леон Вальрас

(1834-1910)

Швейцарская школа

«Элементы чистой политической экономии» «Этюды социальной экономии»

1. Впервые ввел наиболее общие  критерии рыночного равновесия: спрос равен предложению2. Предложил концепцию общего экономического равновесия, первая математическая интерпретация3. Ввел 4 рынка: труда, капитала, финансовый, потребительских благ и услуг4. Ввел высшую математику как обязательный элемент экономической науки.

Вильфредо Парето

(1848-1923)

Швейцарская школа

Оптимальное размещение ресурсов

размещение ресурсов является оптимальным, если посредством производства и  обмена товаров и услуг нельзя увеличить благосостояние хотя бы одного хозяйствующего субъекта без уменьшения благосостояния другого.

Джон Бейтс Кларк

(1847-1938)

Американская школа

Теория убывающей производительности труда и капитала

Подразделял экономическую науку на 3 раздела: 1) раздел анализа универсальных законов 2) статики (условия экономического равновесия) 3) динамики (переход от одного равновесия к другому).

Фридрих Лист

(1789-1846)

Немецкая историческая школа

"Национальная система политической экономии"

Теория протекционизма, благодаря которой Лист и приобрёл известность, отличается несомненной оригинальностью, хотя некоторые учёные и видят в ней влияние американского экономиста Гамильтона.

Каждая страна, по мнению Листа, проходит в своём развитии пять периодов:

  1. дикий
  2. пастушеский
  3. земледельческий
  4. земледельческо-промышленный
  5. земледельческо-промышленно-торговый

Бруно Гильдебранд

(1812-1878)

Старая историческая школа

«Политическая экономия настоящего и будущего»

Немецкий экономист и статистик, один из основателей исторической школы в политической экономии. Выдвинул т. н. исторический метод исследования экономического явлений, противопоставлявший научному анализу экономических законов развития общества метод эмпирического сбора статистических и исторических сведений.

Вильгельм Рошер

(1817-1894)

Старая историческая школа

«Система народного хозяйства» «Основания национальной экономии»

В экономической науке. Р. выделяет 3 этапа в истории развития экономики, связанных с господством факторов производства: в начале земли (природы), затем труда и наконец капитала. При этом к капиталу Р. относит и квалификацию рабочих. Прибыль определяется им как зарплата предпринимателя за управление трудом.

Карл Книс

(1821-1898)

Старая историческая школа

«Политическая экономия с точки зрения исторического метода»

К. стремился обосновать необходимость перестройки политической экономии с позиций вульгарно-исторического метода. Отрицая объективный характер экономических законов, К. утверждал, что политическая экономия может лишь описать возникновение и развитие экономических явлений и не в состоянии дать их теоретические обобщения.

Густав Шмоллер

(1838-1917)

Новая историческая школа

«Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и её методы»

Полагал, что любая экономическая теория должна быть основана на конкретно-историческом исследовании намерений хозяйственных индивидов, уровня развития техники, характера социальных институтов, природных и других условий, определяющих поведение экономических субъектов.

Карл Бюхер

(1847-1930)

Новая историческая школа

"Возникновение народного хозяйства"

Предложил трёхступенчатую схему развития хозяйства ("домашнее хозяйство", "городское хозяйство", "народное хозяйство"). Эта схема, в основу которой Б. положил "длину пути" продукта от производителя к потребителю, представляет собой приложение буржуазной меновой концепции к истории хозяйства. Исследуя экономику докапиталистических обществ. Б. правильно подчёркивал (в отличие от ряда буржуазных модернизаторов экономической истории) её натурально-хозяйственную основу, но при этом он приуменьшил роль обмена, торговли в древности и в средние века;

Макс Вебер

(1864-1920

Юная историческая школа

«Биржа и ее значение», «История хозяйства»

В методологии социальных наук В. выдвинул теорию идеальных типов как средство объяснения и обобщающего изучения индивидуальных исторических явлений. Идеальные типы являются абстрактными конструкциями, мысленными построениями возможного протекания процесса, создаваемыми учёным в качестве исследовательского средства. В теории идеальных типов В. ставит важные вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, пытается дать анализ процесса образования научных абстракций

Вернер Зомбарт

(1863-1941)

Юная историческая школа

 

Работы З. посвящены прежде всего экономической истории Западной Европы, в особенности возникновению капитализма (З. собрал при этом огромный фактический материал), проблемам социализма и социальных движений. Пытаясь соединить эмпирическое изучение экономики и теоретическое объяснение общественной жизни, З. разработал понятие "экономической системы" как некоей целостности, вызывающей к жизни специфической для неё экономические институты и представляющей собой выражение "духа" общества

Карл  Маркс

(1818-1883)

Марксизм

«Капитал. Критика политической экономии»

Общественно-экономические формации (критерий – способ производства): 1) Докапиталистический (первобытно-общинный строй, рабовладельческое общество и феодализм) 2) Капиталистический (буржуазный) 3) Коммунистический. Принцип методологического коллективизма (классовый подход – отдельные хозяйствующие субъекты не имеют собственных целей и их действия определяются классовой принадлежностью).


 


Информация о работе Таблица учений и научных школ по истории экономики