Таможенные органы: принципы деятельности, функции, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:33, доклад

Описание работы

Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.
Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого.

Содержание работы

Таможенные органы: принципы деятельности, функции, задачи.
Организационная структура системы таможенных органов Российской Федерации.
Внутриотраслевая дифференциация в таможенном деле.
Таможенная инфраструктура.
Деятельность коммерческих организаций в сфере таможенного дела.

Файлы: 1 файл

ЭТД РАСПЕЧАТАТЬ.docx

— 63.45 Кб (Скачать файл)

Функциональная специализация  аппарата управления, а именно ей в  последнее время начинают уделять  все большее внимание в таможенных органах, повышает эффективность его  деятельности. Вместо универсальных  руководителей, которые должны разбираться  в особенностях всех функций управления, появляется штат специалистов, имеющих  высокую компетентность в своей области и отвечающих за определенное направление деятельности- Так появляются функциональные службы, к которым в таможенных органах можно отнести кадровую службу (Управление кадров и учебных заведений ГТК РФ, отделы кадров и отделы подготовки кадров таможенных органов), финансовые службы, службы по борьбе с таможенными правонарушениями, службы материально-технического снабжения и др. В этих условиях приобретает важное значение функция управления деятельностью руководителей служб, т. е. организация межфункциональной координации управленческой деятельности.

К преимуществам функциональной организационной структуры управления можно отнести то, что она освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.

К общим недостаткам такой  структуры управления относятся: усложнение взаимосвязей; ухудшение координации; проявление тенденции к чрезмерной централизации и двойному подчинению сотрудников.

Программно-целевая организационная  структура управления позволяет руководителю, ответственному за достижение поставленной цели, подчинить всех исполнителей, независимо от того, в каком подразделении они выполняют основную работу. По окончании работы все исполнители возвращаются в состав своих подразделений.

Создание программно-целевой  структуры в таможенных органах считается целесообразным в случаях, когда в сжатые сроки необходимо создать оперативные группы для освоения новых технологий служебной деятельности, внедрения различных усовершенствований быстрого реагирования на изменения внешних и внутренних условий.

Преимущества программно-целевой  структуры управления: лучшая ориентация на цели конкретной служебной деятельности; более эффективное текущее управление; более гибкое использование специальных знаний и компетентности отдельных исполнителей; развитие у работников навыков принятия решения, профессиональной и управленческой деятельности (в виду относительной автономности оперативных групп); улучшение контроля за выполнением отдельных задач служебной деятельности; возможность применения эффективных методов планирования и управления.

Недостатками программно-целевой  системы управления являются: необходимость  постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям и функциональным предназначениям подразделений; затруднения с установлением четкой ответственности за работу по заданию подразделения и выполнение функций по решению целевой задачи (наличие негативных явлений, связанных с двойным подчинением); возможные нарушения установленных правил работы, принятых в линейных и функциональных подразделениях, из-за длительного отрыва от них сотрудников, участвующих в работе целевых рабочих групп; необходимость адаптации сотрудников к новым условиям и приобретения ими навыков, необходимых для эффективной работы в составе оперативных групп; возможность возникновения конфликтов между руководителями линейных и функциональных подразделений и руководителями оперативных групп. Смешанные организационные структуры управления не лишены положительных сторон и недостатков всех названных выше структур.

Анализ сложившихся в  системе таможенных органов организационных структур управления позволяет сформировать следующие требования к ним.

1. Простота и экономичность. Очевидно, что чрезмерно сложная организационная структура усложняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структурные подразделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо служебной функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции сотрудниками, работающими в других подразделениях. Так, создание в таможнях отделов по борьбе с контрабандой наркотиков призвано повысить эффективность деятельности таможен в этом плане по сравнению с тем периодом, когда она осуществлялась сотрудниками различных служб и подразделений.

Осуществляемые контроль и стимулирование работы сотрудников должны требовать минимальных усилий и экономических затрат.

Организационная структура  управления должна способствовать самоконтролю и наличию у работников внутренней мотивации, т. е. минимальное количество сотрудников должно тратить время на организационно-управленческие вопросы.

Если в любой организации  часть усилий управленцев и рядовых работников так или иначе приходится направлять "вовнутрь", то эти затраты должны быть как можно меньше. Организация, которая работает только на саму себя, так же невозможна, как невозможен вечный двигатель.

Что же способствует формированию экономичности организации? Прежде всего необходимо, чтобы оргструктура развивалась и оформлялась не сама по себе, а в процессе развития деятельности. Оргструктуру можно уподобить приводному ремню, превращающему деятельность в результат (а не в псевдорезультат).

2. Ясность. Каждое подразделение таможенного органа, каждый сотрудник должен четко знать, где он находится, куда ему обращаться за информацией, а также кто принимает управленческие решения. Ясность структуры нельзя путать с простотой. Наоборот, сложные структуры могут быть ясными.

Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, вынуждает сотрудников  впустую расходовать время, раздражает их, задерживает принятие решений.

3. Определенность. Оргструктура должна помогать каждому сотруднику понимать свою собственную задачу. Для этого она должна обеспечивать минимальную потерю информации на пути от вышестоящих уровней управления до нижестоящих.

4. Управляемость. Оргструктура должна облегчать процесс принятия решения. В плохой оргструктуре решения принимаются "сверху-вниз" в хорошей — "снизу-вверх".

5. Устойчивость. Оргструктура одновременно должна быть стабильной. То есть она должна "работать", какие бы бури ни бушевали вокруг. Каждый работник нуждается в наличии определенного круга общения, где он занимает определенное место. Человек не может работать, постоянно чувствуя себя как на вокзале. Организация должна обладать устойчивостью во времени и способностью к самообновлению и саморазвитию. Этого можно достичь прежде всего за счет профессионального и личностного развития специалистов, новых лидеров.

6. Гибкость. Понятие гибкости появилось лишь в последнее время и характерно для открытых социальных систем.

Организационная структура  управления, даже самая большая и сложная, не должна быть "застывшей", раз и навсегда определенной. Гибкость структуры дает возможность организации (предприятию) быстрее реагировать на изменения внешних условий и приспосабливаться к ним. Разумеется, это не означает, что любое незначительное изменение должно приводить к пересмотру всей структуры. В этом далеко не всегда есть необходимость, например в промышленной фирме, выпускающей хлебобулочные изделия. Отметим, что ряд фирм вообще могут не иметь четко определенной неизменной структуры. Такие фирмы работают по принципу ВТК (временных творческих коллективов).

7. Производным от устойчивости  и гибкости является такой  показатель организационных структур  управления, как гомеостатичность, т. е. способность системы вырабатывать автоматические реакции по поддержанию внутреннего равновесия. Чем меньше в структуре возникает отклонений из-за различного рода "разовых" возмущений, тем эта структура устойчивее. В то же время структура должна учитывать динамические условия своего развития и совершенствоваться "по большому счету", т. е. видоизменяться при существенных, неслучайных, больших, многократных и однотипных разовых возмущениях.

8. Чем сложнее структура,  чем больше ветвей в ней,  тем большую роль в управлении  начинают играть следующие факторы:

  • Передача полномочий. Начальник таможни, например, отвечает за деятельность всего таможенного органа. Однако он вынужден передавать часть функций заместителям начальника таможни, начальникам отделов таможни и начальникам таможенных постов. Те, в свою очередь, перепоручают решение частных задач группам подчиненных или конкретным специалистам таможенного дела, которые отвечают перед ними за выполнение этих задач;
  • Координация. Чем большее число специалистов участвует в выполнении поставленной задачи, тем более согласованными должны быть их усилия. Здесь и передача информации с одного уровня на другой, и обмен информацией по горизонтали;
  • Компетентность. Круг ответственности каждого сотрудника таможенного органа должен быть строго определен. Компетентность руководителя проявляется в том, как он может организовывать работу своего подразделения или таможенного органа в целом. Руководитель должен быть уверен в компетентности своих сотрудников;
  • Централизация. Чем больше функций и непосредственно подчиненных специалистов находятся "в руках" начальника таможенного органа (подразделения), тем больше степень централизации его управленческой деятельности. Каждый руководитель совместно с нижестоящими звеньями структуры управления должен определить для себя, какой объем полномочий остается за ним, а какой передается нижестоящим звеньям.

Необходимо при этом отметить, что наряду с рассмотренными формальными (официальными) существуют неформальные (неофициальные) структуры. Они больше характерны для низовых звеньев структур управления, где официальная структура — это только "часть айсберга", которая видна; 9/10 этого "айсберга" составляют личные взаимоотношения сотрудников. Они невидимы, "находятся под водой" и являются неофициальной структурой организации.

Поэтому руководители любого уровня должны уметь "строить" двойную структуру своей организации: материальную (организационные структуры управления) и психологическую (превращение различных звеньев организационной структуры в коллективы, обеспечение высокой мотивации сотрудников, предупреждение и регулирование конфликтных состояний и т.п.).

Иными словами, задача руководителя сводится не только к тому, чтобы "усадить  в одну лодку" сотрудников, но и  создать необходимые условия для того, чтобы они могли чувствовать себя членами данного коллектива. Естественно, что решение этой задачи во многом зависит от взглядов руководителя на управленческий процесс, от развития у него так называемого управленческого мышления, умения строить отношения с подчиненными, а также решения других управленческих вопросов.

 

4ВОПРОС

Для того чтобы таможенная служба могла эффективно осуществлять свои функции в системе внешнеэкономической  деятельности, ей необходим определенный фундамент в виде материальной базы, оборудования, складских и офисных  помещений, специализированных перевозчиков, персонала и бизнес-структур, обслуживающих  экспортно-импортные операции.

Вся совокупность материальных объектов, государственных и рыночных структур, система обеспечения деятельности таможенных органов, называется таможенной инфраструктурой, – то есть всем тем, что лежит под структурой существующих таможенных отношений (см. рис.1).

Рис.1. Условная схема  таможенной структуры и инфраструктуры.

От того, насколько  адекватно отстроена таможенная инфраструктура под текущие условия  функционирования внешнеэкономической  деятельности, есть ли в ней достаточный  потенциал и резервные мощности, зависят такие важнейшие показатели, как пропускная способность таможенных пунктов, эффективность экспортно-импортных  операций, уровень правонарушений и  коррупции на таможне, финансовые поступления  в бюджет от таможенных сборов и  пошлин.

Для исследования роли и значения таможенной инфраструктуры будем вычленять отдельные ее элементы и анализировать последствия  возникающих диспропорций.

Анализ откроем  таким важнейшим показателем  таможенной инфраструктуры как техническая оснащенность пунктов пропуска людских, товарных и финансовых потоков.

Примитивные средства досмотра, контроля и пропуска грузов, личных вещей пассажиров и туристов серьезно осложняют быстрое перемещение  через таможенную границу. Время  на выяснение соответствия груза  и багажа таможенной декларации, обнаружение  наркотических средств, взрывчатых веществ, контрафактной продукции, незадекларированных денежных сумм в значительной мере возрастает, если в распоряжении таможенных служб  не имеется соответствующего кинологического  обеспечения, сканеров, анализаторов радиоактивности  и взрывчатых веществ, весового оборудования.

Недостаточная техническая  оснащенность таможенных служб приводит к затягиванию времени для  выполнения обязательных процедур досмотра и пропуска грузов, туристов, делегаций  иностранных государств, прибывших  с научными, культурными, спортивными  и деловыми целями. Естественно, этот момент вызывает недовольство грузоотправителей, грузополучателей, туристов и иностранных  граждан. И это вполне понятно, так  как грузы, прибывшие по экспортно-импортным  операциям, могут быть испорчены, в  их скорейшем прибытии нуждается  производство и торговля, а простой  означает омертвление капитала.

Туристы и иностранные  граждане также испытывают неудобства от вынужденного ожидания. Известно, что  с определенного уровня простоя  и заорганизованности таможенных процедур иностранные туристы начинают отказываться от поездок в данную страну, что  наносит ущерб бюджету государства  и туристической отрасли в  целом.

Возникает дилемма: или увеличить инвестиции в таможенную инфраструктуру для снижения трансакционных издержек и времени прохождения  через границу людей и грузов, либо отказаться от таможенного досмотра и визового режима полностью или  частично. В зависимости от складывающейся ситуации каждый из вариантов может  иметь свои далеко идущие последствия, как в позитивном, так и в  негативном плане.

Второй момент, имеющий  повышенное значение – это кадровый потенциалтаможенной службы, так как от профессионализма, знаний и умений сотрудников таможни во многом зависит скорость и удобство пересечения таможенной границы.

Обеспечить квалифицированными сотрудниками таможенные службы призваны такие инфраструктурные институты  как система подготовки и переподготовки кадров, включающая в себя средние  специальные и высшие образовательные  учреждения, отраслевую систему аттестации и повышения квалификации сотрудников  всех уровней.

Большую роль играют также институты обмена опытом с  иностранными специалистами, стажировки в таможенных службах других стран, изучение международной практики создания таможенных союзов и зон свободной  торговли.

Информация о работе Таможенные органы: принципы деятельности, функции, задачи