Тенденции развития мировых экспортных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 09:02, реферат

Описание работы

Одним из наиболее доминирующих факторов современной мировой экономики является процесс глобализации, которую характеризуют трансграничное движение капиталов, международная торговля товарами и услугами, миграция рабочей силы. В свою очередь, фундаментом процесса глобализации мира является геоэкономика как новая парадигма мироустройства. Она основывается, по мнению специалистов, на воспроизводственных системах, вырвавшихся из национальных границ и сформировавшихся в гигантские мировые интернационализированные воспроизводственные циклы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……2

Глава 1. Мировой рынок

1.1. Понятие мирового рынка и его основные черты………..……...........4

1.2. Классификация рынка………………………………..……………….6

Глава 2. Структура и тенденции развития международной торговли

2.1. Международная торговля ……..…………………………………..….7

2.2. Структура и основные товаропотоки мировой торговли……………9

2.3. Ценообразование в международной торговле…………………..….10

Глава 3. Мировой рынок товаров…………….……………………….…….…13

Заключение...………………………………………..……………...….…………15

Список использованной литературы…………………………………………...…………………………..17

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 37.74 Кб (Скачать файл)

 

Для географического распределения  мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Так, в  середине 90-х гг. на них приходилось  около 70% мирового экспорта. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована  в основном на рынки промышленно  развитых стран, и их доля в мировой  торговле составляет около 25% мирового товарооборота. Значение в мировой  торговле стран  экспортеров нефти  в последние годы значительно  снижается; все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских.

 

 

 

 

 

2.3. Ценообразование в международной торговле

Характерной чертой мировой  торговли является наличие особой системы  цен - мировых цен. В их основе лежат  интернациональные издержки производства, которые тяготеют к среднемировым  затратам основных факторов производства (капитала, труда, различных видов  природных и материальных ресурсов) на создание данного вида товаров. Интернациональные  издержки производства формируются  под преимущественным влиянием стран, являющихся  главными поставщиками данных видов товаров на мировой  рынок. Кроме того, значительное влияние  на уровень мировых цен оказывает  соотношение спроса и предложения  на данный вид товара на мировом  рынке. На практике в качестве мировых  цен принимаются цены крупных  систематических и устойчивых  экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах  мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих  видов товаров.

 

    В условиях  рыночной экономики ценообразование  во внешней торговле, также как  и на внутреннем рынке, осуществляется  под воздействием конкретной  рыночной ситуации. В принципиальном  плане само понятие цены сходно  и для характеристики внутреннего  рынка, и для характеристики  внешнего. Цена, в том числе в  международной торговле, - это денежная  сумма, которую намерен получить  продавец, предлагая товар или  услугу, и которую готов заплатить  за данный товар или услугу  покупатель. Совпадение указанных  двух требований зависит от  многих условий, получивших название  «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

 

1)  Общеэкономические,  т.е. действующие независимо от  вида продукции и конкретных  условий ее производства и  реализации. К ним относятся:

 

·    экономический  цикл;

 

·    состояние совокупного  спроса и предложения;

 

·    инфляция.

 

2)  Конкретно экономические,  т.е. определяемые особенностями  данной продукции, условиями ее  производства и реализации. К  ним относятся:

 

·    издержки;

 

·    прибыль;

 

·    налоги и сборы;

 

·    предложение  и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;

 

·    потребительские  свойства: качество, надежность, внешний  вид, престижность.

 

3)  Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

 

·    сезонность;

 

·    эксплуатационные расходы;

 

·    комплектность;

 

·    гарантии и условия  сервиса.

 

4) Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:

 

·    государственное  регулирование;

 

·    валютный курс.

 

5) Внеэкономические, политические; военные.

 

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных  сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой  торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже  данных товаров и услуг, имеющих  организационные международные  формы (биржи, аукционы и т.д.), или  выражающиеся в систематических  экспортно-импортных сделках крупных  фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

 

Также ценообразование зависит  от типа конкуренции на мировом рынке:

 

·    рынок совершенной (чистой) конкуренции;

 

·    рынок чистой монополии;

 

·    рынок монополистической  конкуренции;

 

·    рынок конкуренции  немногих поставщиков олигополия.

 

При обосновании, определении  и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление  о характере сделки, диктующей  особенность «отбора» цены:

 

·    использование  цен раздельных экспортных и импортных  операций;

 

·    цены в условиях оплаты наличными;

 

·    цены, формирующиеся  в рамках обычных коммерческих сделок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Мировой  рынок товаров

 

Углубляющееся международное  разделение труда ведет к повышению  роли внешней среды в современной  экономике, ключевую роль в которой  играет мировой рынок товаров  и услуг.

 

Мировой товарный рынок подразделяют на три основные группы:

 

   1) рынок базовых  товаров (сельскохозяйственная продукция  и продукция добывающей промышленности);

 

   2) рынок средне- и низкотехнологичных, в основном трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов;

 

   3) рынок высокотехнологичной  продукции. 

 

Первая группа (базовые  товары), доля которой непрерывно уменьшается, является рынком сбыта продукции  развивающихся стран и части  стран с переходной экономикой. Поскольку  качество базовых товаров более  или менее одинаково, здесь основной формой соперничества выступает  ценовая конкуренция, а формой противодействия  ей - картельные соглашения (типа ОПЕК), субсидии сельскому хозяйству.

 

Доля двух последних групп  в международном обмене имеет  стабильный рост.

 

В группе среднетехнологичных готовых изделий конкурируют преимущественно развивающиеся страны, точнее группа так называемых “догоняющих стран”. Конкуренция здесь приобретает все более жесткий характер из-за активного выхода на эти рынки стран с переходной экономикой.

 

Рынок высокотехнологичной  продукции представляет собой сферу  ожесточенной конкуренции между  развитыми странами, вовлеченными в  гонку научно-технических инноваций  и не заинтересованных в появлении  на мировом рынке новых конкурентов.

 

Существующее разделение государств мирового сообщества на государства-поставщики сырья и государства-собственники финансовых и интеллектуальных ресурсов ведет к увеличению разрыва в  душевых показателях ВВП между  развитыми и развивающимися странами.

 

В целом, основные тенденции  на мировом рынке можно охарактеризовать, как обострение конкуренции, рост монополизации  торговли, повышение требований к технико-экономическим показателям товаров. Все это побуждает фирмы еще более активизировать работу по совершенствованию производства, форм и методов сбыта, организовывать за рубежом сборочные предприятия, создавать собственные или смешанные торговые фирмы за границей. Наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологичной продукцией, что, в свою очередь, стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера.

 

Наряду с обычными экспортно-импортными операциями, т.е. торговыми контрактами  между продавцами и покупателями, за последние 2 десятилетия на мировом  рынке большое распространение  получила практика сбыта и покупки  товаров на аукционах, биржах и торгах.

 

Международный аукцион - способ продажи отдельных партий товаров, которые по очереди выставляются для осмотра и продаются тому из присутствующих покупателей, который  предложил наивысшую цену. На международных  аукционах продаются пушнина, немытая  шерсть, табак, чай, некоторые пряности, предметы антиквариата,  скаковые лошади и т.д.

 

Товарная биржа - важная разновидность  международного товарного рынка  оптовой купли-продажи массовых, преимущественно сырьевых и сельскохозяйственных товаров. Реализация продукции осуществляется без  предварительного осмотра по образцам и стандартам при заранее  установленных размерах минимальных  партий. Товарная биржа не предполагает фактического наличия товара в момент сделки, заключаемой, как правило, на строк 8-14 месяцев с учетом особенности товара, в том числе сезонности его производства.

 

Что касается торгов, то они  представляют собой такую форму  торговли, когда покупатель машин, транспорта или оборудования объявляет о  своем намерении закупить продукцию  или выдать заказ на строительство  и приглашает фирмы, желающие предложить свои товары или услуги, представить  к объявленному сроку свои предложения, из которых покупатель выбирает наиболее выгодное. Из всех торгов, организуемых на мировом рынке, 80 % проводятся для  развивающихся стран. Эти государства  предпочитают торги, т.к. эта форма  закупки позволяет им выбрать  продукцию по приемлемой цене.

 

 

 

Заключение

 

Внешняя торговля является основной формой мировых хозяйственных  связей. По динамике и стоимостным  показателям она опережает рост мирового производства, движение капитала и другие виды внешнеэкономических  связей, что является одной из важнейших  характеристик современной мировой  экономики. Темпы прироста международных  экспортно-импортных операций превышают  темпы роста основных сегментов  мирового производства, в том числе  промышленных товаров, минерального сырья  и сельскохозяйственной продукции.

 

Повышение значения торговли в мировой экономике, а также  ее интенсивное развитие обусловлены  объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости  большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал  значительный прогресс в развитии международного разделения труда.

 

В сфере торгового обмена международные режимы и многосторонние соглашения вырабатывались в рамках ВТО — международной организации, действовавшей на базе многостороннего  договора, устанавливающей принципы и правила мировой торговли. Деятельность ВТО направлена на либерализацию  экспортно-импортных операций и, в  частности, на снижение и ликвидацию тарифных и нетарифных барьеров.

 

Дальнейшему увеличению международного товарообмена  способствовали значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран, расширение масштабов  торговли между ними и, кроме того, сохранение благоприятной конъюнктуры  рынках промышленной продукции во многих развивающихся и развитых индустриальных странах. Существенное значение имела для этого процесса имела также революция в области информационных технологий и средств коммуникаций.

 

В последние годы произошли  существенные изменения в структуре  мировой торговли. В частности, значительно  возросла доля услуг средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.

 

Определенные изменения  происходят и в географическом распределении  мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран, но особенно быстрыми темпами увеличиваются  объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.

 

Среди стран с переходной экономикой более динамично развивается  внешняя торговля Китая, что позволило  стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира. Вместе с тем  по-прежнему значительная часть мирового товарооборота - около трети мировых  экспортно-импортных операций приходится на ведущие промышленно развитые страны (США, Германию и Японию). В  число крупнейших торговых стран  мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия.

 

Сегодня с все большей  очевидностью встает вопрос о месте, которое мы хотим занять в складывающемся миропорядке. Вопрос о месте России требует ответа на два других вопроса: каковы контуры складывающегося мирового порядка и какова «стартовая позиция» страны для участия в мировых процессах. Возможен как сценарий конструктивного включения в новую кооперацию постиндустриального мира, так и превращение в страну-аутсайдера, одного из лидеров сопротивления глобализации. Во многом выбор зависит от вступления России во всемирную торговую организацию (ВТО).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.     А. В. Стрыгин «Мировая экономика» 2001 г.

 

2. Миклашевская Н. А., Холопов А. В.  «Международная экономика» 2011г.

 

3.  Прогноз социально-экономического  развития Российской Федерации  на 2004 год и основные параметры  прогноза до 2006 года, Москва, июль, 2009 г.

 

4.  Галицкая С.В. «Деньги.  Кредит. Финансы» - М.: «Экзамен», 2004 г.  – 224 с.

 

5. Лизогуб А.Н., Симоненко В.И. «Экономическая теория» - М.: «Приор-издат», 2004 г. – 128 с.

Информация о работе Тенденции развития мировых экспортных рынков