Теневая экономика мира и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление сущности «теневой» экономики мира и России в частности, ее специфики и трудностей в преодолении. Для достижения заданной цели требуется решить следующие задачи:
1) выяснить, в чем состоит сущность и механизмы действия теневой экономики;
2) оценить масштабы «теневой» экономики в современной мире;
3) разобрать некоторые формы проявления теневой экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. «ТЕНЕВАЯ» ЭКОНОМИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 4
1.1 Сущность понятия «теневой» экономики 4
1.2 Основные признаки «теневой» экономики и «теневые» операции 6
Глава II. СТРУКТУРА «ТЕНЕВОЙ» ЭКОНОМИКИ 9
2.1 Сферы «теневой» экономики 9
2.2 Структура криминальной экономики 15
Глава III. «ТЕНЕВАЯ» ЭКОНОМИКА МИРА 19
3.1 «ТЕНЕВАЯ» ЭКОНОМИКА ЛАТВИИ 19
3.2 БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ПОЛЬШЕ 20
3.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ЮАР 22
3.4 НАРКОБИЗНЕС В ГОЛЛАНДИИ 23
3.5 ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВО В ГЕРМАНИИ 24
Глава IV ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ «ТЕНЕВОЙ» ЭКОНОМИКИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теневой экономике мира и России Тимофеевой Ю.С..docx

— 67.08 Кб (Скачать файл)

К сфере криминальной экономики  относится совершение деяний, осуществление  экономической деятельности субъектами, обладающими специфическими профессиональными  навыками и опытом. В сфере легального бизнеса к криминальной экономике  следует отнести совершение общественно  опасных деяний в процессе профессиональной деятельности в интересах личных, организации, третьих лиц.

В состав криминальной экономики  включается также профессиональная преступность. Под ней понимается разновидность преступных занятий, которые являются для субъекта источником средств существования, требуют  необходимых знаний и навыков  для достижения конечной цели и обусловливают  определенные контакты с антиобщественной средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. «ТЕНЕВАЯ» ЭКОНОМИКА МИРА

3.1 «ТЕНЕВАЯ» ЭКОНОМИКА ЛАТВИИ

По мнению директора Центрального Управления государственной статистики, в «теневой» сфере экономики в настоящее время сосредоточено 30-32% ВВП страны. Этот уровень определен с учетом доли неуплаченных налогов и путем сравнения показателей импорта Латвии и соответствующих показателей экспорта других стран (зеркальный метод). По данным Министерства финансов Латвии, в настоящее время не уплачивается приблизительно 200% акцизного налога; около 28% – социального налога; около 30% подоходного налога с населения. По данным директора Службы обеспечения доходов Латвии, Латвия ежегодно не получает около 40% возможных поступлений от уплаты налогов. [3,с.140-141]

Одним из направлений формирования «теневой» экономики является распространение контрабанды. По данным бывшего директора Таможенного департамента, объем контрабандных товаров, незаконно ввезенных в Латвию, достигал в 2007 г. около 12 млн. долларов, в 2008 г. – около 150 и в 2009 г. – приблизительно 15 млн. долларов. По данным Службы обеспечения доходов Министерства финансов Латвии, удельный вес контрабандной мясной продукции составляет 25-27%. Эти цифры базируются на информации Таможенного департамента этой службы. [3.с.160]

Значительный вклад в  развитие «теневой» экономики вносит нелегальный ввоз в Латвию и продажа драгоценных металлов. По оценке специалистов, только около 40% драгоценных металлов ввозится в страну легально, остальное является контрабандной продукцией.

Одна из сфер, где наиболее ярко проявляется неофициальная экономика – торговля. 

В сфере торговли крадеными  автомашинами имелось в обороте  свыше 47,6 млн. долларов. Ежегодная прибыль  от торговли крадеными автомашинами и ее вклад в «теневую» экономику составляет 3,4-8,5 млн. долларов. [11,с.115]

Фальшивомонетничество. Его доля в структуре экономической преступности составляет 25-30%. [3,с.175] Удельный вес раскрытых случаев фальшивомонетничества до сих пор низок.

Незаконные операции с наркотическими, сильнодействующими, психотропными и медикаментозными препаратами. Средства, вложенные в незаконные операции с этими препаратами, занимают в настоящее время в незаконном «теневом» («черном») бизнесе значительную долю. По оценке специалистов, глобальный оборот средств, которые находятся в сфере наркобизнеса, составляет около 750 млн. дол. [19] В связи с удачным географическим расположением, интеллектуальным и научным потенциалом, развитыми химической и фармацевтической промышленностью, транспортной системой, Латвия в сфере наркобизнеса может выполнять и выполняет такие функции, как экспериментальные работы и производство наркотиков, их транспортировка, хранение и потребление и т. д.  В сфере незаконных операций с наркотическими средствами, сильнодействующими, психотропными и медикаментозными препаратами находится около 17 – 24 млн. долларов. [19]

 Проституция и незаконные интимные услуги в настоящее время приносят существенные доходы, осуществляясь на нескольких уровнях.

Рэкет. По мнению экспертов, около 80-90% различных предприятий обложены данью – оплачивают услуги криминальных структур безопасности. Криминальные структуры получают в среднем от 5 до 10% от прибыли частных предпринимательских структур (нередко данью облагаются и государственные предприятия и организации). [19]

3.2 БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ПОЛЬШЕ

Польшу в последние  три года захлестнула волна коррупции  и экономической преступности. В 2008 году по сравнению с 2006 годом число экономических преступлений увеличилось на 14% (с 98,3 тыс. до 110,6 тыс.). Уменьшилась доля таких преступлений, как присвоение общественного имущества, спекуляция, нелегальная торговля валютой, возросло количество связанных с бесхозяйственностью (с 87 тыс. до 142 тыс.), фискальных преступлений (с 14,1 тыс. до 24,8 тыс.), в том числе налоговых – с 7,1 тыс. до 10,3тыс. [2,с.153] Коррупции способствует наличие у государственных чиновников налоговых и таможенных льгот, нечеткое определение их полномочий и статуса. Распространены и так называемые преступления в белых перчатках. Они основываются на тесных связях некоторых депутатов парламента, работников аппарата президента, Совета Министров и министерств с предпринимателями и коммерческими структурами, которые благодаря этим связям получают служебную и секретную информацию, предупреждения о том, что они оказались в поле зрения органов

внутренних дел и национальной безопасности.

Можно выделить несколько  видов хозяйственных преступлений в Польше. [2,с.61]

  • В деятельности банков и других финансовых учреждений – предоставление фиктивных банковских гарантий, нарушение банковского права и порядка проведения банковских операций, использование фальшивых авизо и чеков без покрытия, вывоз за границу средств на основе фиктивных контрактов и договоров, открытие за границей без разрешения властей именных счетов, фиктивное страхование сделок и другое.
  • В области приватизации – занижение стоимости предприятий, продажа предприятия полностью или части его имущества по цене меньшей, чем предлагают другие покупатели, поручение оценки предприятий тем консалтинговым фирмам, которые берут за эту оценку большие суммы, чем их конкуренты и так далее.
  • В области налогообложения – сокрытие оборота и доходов, создание фирм для одной или нескольких сделок, фиктивных фирм и др. Характерно, что в Польше, где в последние годы коммунистического режима предприниматели научились ловчить и хитрить, заниматься полулегальным и нелегальным бизнесом, продолжают эту практику и в условиях свободного рынка. Частный сектор, в котором производится 45% ВНП и занято 54% трудоспособного населения, даёт только 20% поступлений в госбюджет. [2,с.99]

Для уменьшения доли «теневой» экономики правительством Польши вносятся изменения в законодательство, запрещающие хозяйственную деятельность физическим лицам, совершившим серьезные налоговые преступления; предотвращающие нарушения авторских прав, в том числе в области компьютерных программ; введена имущественная ответственность юридических лиц за совершение преступления, например, компаний, деятельность которых привела к преступлению  или они получили от него имущественные выгоды. Восстановлена табачная и винная монополия государства. Предусматривается предоставление органам государственного контроля полномочий, разрешающих полный контроль деятельности хозяйственных субъектов независимо от их правового статуса по поручению органов прокуратуры. Выделены средства и организована учеба кадров прокуратуры и полиции по борьбе с коррупцией и экономической преступностью.

3.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В  ЮАР

Характерной особенностью социальной жизни Южной Африки – большое  количество оружия в многолюдных  местах. Похоже, для многих в ЮАР  оружие стало обычным атрибутом  повседневной жизни. Но это всего  лишь оборотная сторона явления, в основе которого лежит очень  высокий уровень насилия и  преступности в стране. И, как признают политики, без решения этой проблемы страна не может успешно развиваться.

По данным статистики, в  последние годы уровень нисколько  не снижается, а по ряду направлений  даже возрастает. И это несмотря на то, что после состоявшихся в  апреле минувшего года всеобщих выборов  так называемое политическое насилие  явно поутихло.

Тяжкие преступления совершаются  в ЮАР каждые 17 секунд, и их число в 2010 году превысило показатели 2006 года на 17%. Ограбление жилья происходит в среднем каждые 1 мин. 55 сек., кражи из автомашин – 2 мин. 57 сек. В ЮАР совершается в 8 раз больше убийств в пересчете на 1000 жителей, чем в США. [13,с.25]

Большое распространение  получили кражи автомобилей и  захват их подчас на многолюдной улице. В 2008 году в ЮАР было угнано более 90 тысяч автомобилей общей стоимостью в 3,3 млрд. рандов (около 1 млрд. долларов). И эта цифра ещё более возросла в минувшем году. В этой связи страховые компании повышают страховые сборы и требуют установления на автомашины систем сигнализации и блокировки.

Доходы преступников оказываются  несоизмеримо выше налагаемых на них  взысканий в случае задержания. И  поэтому, как утверждают криминалисты, многие считают совершение преступлений столь выгодным, что это стало  своеобразным стилем жизни. В 2008 году южноафриканская полиция уничтожала изъятых у преступников наркотиков на сумму в 1 млрд. рандов (около 300 млн. долларов), хотя это составляет лишь 15% от предлагаемого объема подпольной торговли наркотиками на территории ЮАР. За десять первых месяцев минувшего года было изъято более 12 тысяч стволов огнестрельного оружия. [13,с.71]

3.4 НАРКОБИЗНЕС В ГОЛЛАНДИИ

Проблема нелегального оборота  и употребления наркотиков уже вышла  в России на такое место, когда  не замечать ее – все равно, что не обращать внимание на пожар, бушующий в собственном доме. В разноголосице мнений по этой проблеме все чаще приходится слышать об опыте ее решения в Голландии – легализации легких наркотических средств.

Как и в большинстве  цивилизованных стран, в Голландии  существует закон («Опиумвет»), запрещающий  продажу и распространение наркотиков, причем любых, как «тяжелых», так  и «легких». Вплоть до 1975 года вообще не проводились разграничения между  этими двумя типами. Видите ли, все-таки разница в ущербе, наносимом здоровью от употребления «тяжелых» наркотиков (героин, кокаин, ЛСД, экстази и т.п.) и «легких» наркотических средств (марихуана, гашиш), очень существенна. Кроме того, и это очень важно, с «легкими» наркотиками связано  гораздо меньше криминальной активности, нежели с «тяжелыми». Согласно новой  редакции закона, «легкие» наркотики  официально запрещены наравне с  «тяжелыми», при обнаружении героина  или кокаина, это повлечет за собой  серьезную уголовную ответственность, если же вы носите в кармане не более 30 граммов марихуаны или гашиша, уголовная ответственность вам не грозит. При этом распространение и продажа любых наркотиков преследуется в уголовном порядке.

Химические наркотики (экстази, ЛСД) изготавливают в Голландии  подпольно. Последнее время появилось  очень много подделок экстази, и  все чаще молодежь попадает в больницу в тяжелом состоянии в результате приема такой подделки.

Можно соглашаться или не соглашаться  с политикой голландского правительства  по отношению к наркотикам, но результаты ее говорят сами за себя: в стране с населением в 15 миллионов человек  насчитывается около 20 тысяч наркоманов, что составляет 15%. [18]

3.5 ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВО В ГЕРМАНИИ

Германию охватила паника: с каждым годом в стране появляется все  больше и больше немецких марок итальянского, польского и ближневосточного производства.

Однако все это секретное  и высокоточное мастерство государственных  художников оказалось бессильно  против бытовых цветных ксероксов, которых только в Германии в обращении  находится около 8 тысяч. Причем доступ к ним никто не контролирует.

В середине июля 2009 года полиция Кельна нанесла удар по фальшивомонетчикам самый ощутимый за последние четыре года. Полиция конфисковала партию фальшивых банкнотов на сумму 1,9 миллиона марок. Статистика немецкой полиции констатирует геометрическую прогрессию выпуска в обращение подделок. В 2008 году было зарегистрировано 590 случаев с фальшивыми марками, в 2009 году – 18 226, в 2010 году – 37 287, прогноз на 2011 год был тоже неутешительный – более 70 тысяч. [14,с.73]

Развитие и производство бытовой  копировальной техники, ее доступность  для каждого бюргера стали  причинами соблазна быстрого обогащения. Особой популярностью пользуются цветные  ксероксы фирмы «CANON». Их технические возможности позволяют воспроизводить цветовую гамму оригинала с точностью до 25 тысяч точек на одном квадратном сантиметре. Почти 80 процентов изъятых в прошлом году из обращения подделок были выполнены именно на цветных ксероксах.

Фальшивомонетничество наносит тяжелый  урон экономике любой страны, независимо от уровня ее развития. Однако, такое  явление как подделка банковских купюр и облигаций, характерно не только для ФРГ, но и для большинства  других стран мира, где оно распространено в большей или меньшей степени.

 

 

 

Глава IV ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ «ТЕНЕВОЙ» ЭКОНОМИКИ

Для реализации оптимизирования  масштабов «теневой» экономики России возможны следующие меры:

• постоянная корректировка  правово-хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это  относится к налоговому режиму;

• налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать  структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов  производства. В проекте нового Налогового кодекса эти моменты не учитываются. Так, суммарная налоговая база предлагается свыше 30% от ВВП, а допустимый уровень, по мнению большинства специалистов, 26-28%;

Информация о работе Теневая экономика мира и России