Теневая экономика в России и борьба с её проявлениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:52, доклад

Описание работы

Международные стандарты требуют от статистических органов делать поправки ко всем макроэкономическим показателям на ненаблюдаемую экономическую деятельность. Национальные статистические службы, в том числе и российская, пытаются следовать этой рекомендации. Хотя, конечно, никто не знает на 100 %, каким образом следует делать эти поправки. Это не только проблема России, это общая проблема. Другое дело, что ее масштабы несоизмеримы у нас и, скажем, в Японии.

Файлы: 1 файл

в россии.docx

— 20.01 Кб (Скачать файл)

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ И БОРЬБА С  ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯМИ

 

 

 

Теневая экономика  — предмет большого числа научных  работ и публикаций. Однако единого, универсального общепринятого понятия  теневой экономики не найдено. Для  полноценного учета объемов производства ВВП используется статистический подход на основе принятой Госкомстатом России методологии Системы национальных счетов ООН. При этом теневая экономика  определяется как неучтенная официальной  статистикой экономическая деятельность.

Международные стандарты  требуют от статистических органов  делать поправки ко всем макроэкономическим показателям на ненаблюдаемую экономическую  деятельность. Национальные статистические службы, в том числе и российская, пытаются следовать этой рекомендации. Хотя, конечно, никто не знает на 100 %, каким образом следует делать эти поправки. Это не только проблема России, это общая проблема. Другое дело, что ее масштабы несоизмеримы у нас и, скажем, в Японии.

По оценкам Федеральной  службы государственной статистики, в 2011 году теневая экономика в России составляет 16 % от ВВП, и занято в ней около 13 млн. человек, доход от незадекларированной деятельности составляет 7 трлн. рублей. Эта доля теневой экономики показывает неплохой показатель по сравнению с развитыми странами мира. Средний объем теневых экономик на основе анализа данных из 37 развитых стран мира в 2011 году составил 20 % ВВП. Если считать оценки Росстата реалистичными, то Россия по объему теневой экономики выглядит лучше Италии (22 % ВВП), Греции (25 % ВВП), и значительно лучше прибалтийских стран, таких как Эстония (40 % ВВП) и Латвия (42 % ВВП).

В 2010 были названы  другие цифры — по расчетам Росстата объем теневой экономики в  России изменялся в пределах 20—25 %, то есть каждый пятый экономически активный россиян трудился на производствах, которые называются «территорией нуля».

Ненаблюдаемая экономика  — более широкое понятие. Она  включает в себя составные части: скрытую экономику; незаконное производство; неформальное производство; производство для собственного потребления Неформальное производство в нашей стране даже масштабнее, чем скрытое или незаконное. Мы до сих пор больше чем наполовину обеспечиваем себя нелегальными продуктами, очень велики объемы неформальной торговли.

Незаконное производство (наркотики и  пр.) при расчете ВВП и даже при оценке теневой экономики вообще не учитывается.

Что бы учитывать  теневую экономику, существует несколько  методов. Один из методов — это  измерять явление с разных сторон, сопоставлять результаты и выбирать из них тот, который кажется заслуживающим  наибольшего доверия. Существует несколько  способов расчета: по доходам, по производству, по добавленной стоимости.

Когда теневую экономику  считают по производству, в основном речь идет о неформальном производстве, неформальные объемы наблюдаются косвенным путем (например, по посевным площадям и средней урожайности) или с помощью специальных обследований (больше всего — в торговле).

При оценке теневой  экономики по расходам домашних хозяйствэти расходы корректируются на объем неформальных продаж на рынках.

В Европе наиболее продвинутым считается метод, основанный на учете трудозатрат. То есть на основе специальных обследований считаются  трудозатраты в человеко-часах по каждой из отраслей, а потом они  умножаются на нормальную выработку  по отрасли.

Объемы ВВП пытаются порой оценивать исходя из динамики индикативных показателей, таких как  потребление электроэнергии или  объемы перевозок. Эти методы в определенных кругах считаются наиболее продвинутыми.

Всемирный банк, оценил долю теневой экономики России гораздо  выше, чем Росстат. Но в распоряжении всемирного банка нет иной первичной  информации, кроме той, которая предоставляется  ему статистической службой, центральным  банком, таможней и т. д. Всемирный банк может профинансировать дополнительное исследование, но при масштабах нашей страны говорить о чем-то существенном не приходится. Всемирный банк может лишь сотрудничать с экспертами, которые по-иному интерпретируют имеющиеся данные статистики. И это может быть очень субъективно.

Есть и другие структуры, которые оценивают теневую  экономику в России. Это так  называемые силовые структуры. Как  правило, они делают такие расчеты  регулярно, в самый разгар бюджетного процесса.

В середине 1990-х  официальная статистика России оценивала  долю ненаблюдаемой экономики примерно как треть ВВП, потом эта оценка сократилась до одной четверти. Сейчас склоняются к одной пятой.

Все же едва ли стоит  верить утверждениям, что ненаблюдаемая  экономика в России составляет половину ВВП или выше. Неформальное производство сокращается, а размер коррупции растет. Вот она действительно имеет колоссальные размеры — но дело в том, что это никак не влияет на объем ВВП. Коррупция пока по всем действующим официальным рекомендациям в состав ВВП не включается. Коррупция — это перераспределение доходов, не изменяющее их общей суммы.

Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует  систему разделения труда, увеличивает  издержки производства и осуществления  рыночных сделок, отрицательно отражается на качестве товаров и услуг. В  нелегальном секторе опасность  разоблачения играет решающую роль. В  большинстве случаев, работающие нелегально выбирают работать одному, несмотря на то, что могли бы получить больше выгоды при организации совместного  труда. Опасность разоблачения также  мешает росту организаций и использованию  преимуществ современной технологии и крупного производства. Нелегальный  сектор не может пользоваться легальными каналами маркетинга и рекламой в  газетах.

Крупные нелегальные  суммы, проникая в мировую экономику, деформируют структуру платежного баланса государств, дестабилизируют  финансово-кредитную систему, деформируют  цены и отрицательно влияют на доходы частных фирм.

Важной тенденцией в деформации структуры потребления  является возрастание объема товаров  и услуг, направленных на удовлетворение и эксплуатацию деструктивных потребностей и влечений. К таковым относятся: наркорынок, эксплуатация проституции, нелегальный игорный бизнес и другие.

Результаты влияния  на режим конкуренции нелегальной  экономики зависят от взаимосвязей нелегальных и легальных организаций, и от того, являются ли они конкурирующими.

Практически все  считают необходимость борьбы с  развитием теневой экономики, однако есть разногласия в определении  целей и инструментов этой борьбы. Прежде всего, обыденное представление  о желательности достижения цели полной ликвидации теневой экономики  является ошибочным. Так как, последствия  теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Что  касается методов борьбы с теневой  экономикой, то по этому поводу мнения специалистов расходятся в зависимости  от того, какие именно причины развития теневой экономики считать более  важными. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) можно  объяснить недостатками государственного регулирования — бюрократизацией  управления, слишком высокими налогами и т. д. Даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее.

В настоящее время  общепризнано, что победить теневую  экономику в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление  бюрократии оказывается слишком  сильным. Интернациональные организации, такие как Организация Объединенных наций, Всемирный банк и др., активно стимулируют борьбу с теневой экономикой. Например, Конвенция ООН «Против Коррупции», Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ» и т. д.

К сожалению, теневая  экономика в России «развивается»  на почве государственного контроля, бюрократической системы, сложности  налогового и связанного с ним  законодательства. Увеличение её объемов  нельзя связывать с неэффективностью деятельности правоохранительных органов. Источник явления следует искать в причинах и условиях его возникновения, а именно в социально-экономической  политике государства. Только рациональная и адекватная политика способна противостоять  теневой экономике, а именно её возникновению  и дальнейшему росту. 

 

Список  литературы:

  1. Бунич Л.И., Гуров Т.И. Коряги Л.Л. Крылов О.В. Осипенко К.Л. Улыбин; Сост. Б.Л. Дружинин. Теневая экономика/ — М.: Экономика,2009. — 543 с.
  2. Бунич Л.И. Преступления в сфере экономики / — М.: Экономика, 2010. — 230 с.
  3. Глава Росстата: «Серая «экономика в РФ составляет 16 % от ВВП // — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: httpwww.rosbalt.ru//.
  4. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. / — М.: Норма, 2009. — 257 с.
  5. Мухин А.А. «Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений» / — Москва 2010. — 385 с.
  6. Николаенко С., Лиссоволик Я., Мак Фаркар Р. Теневая экономика в российских регионах / — М.: Дело, 2009. — 199 с.

Информация о работе Теневая экономика в России и борьба с её проявлениями