Теневая экономика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Теневая экономика — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Содержание работы

Понятие теневой экономики2
Структура теневой экономики2
Причины и особенности существования3
Теневая экономика в России3
Международные сравнения 4
Последствия теневой экономической деятельности 4
Способы борьбы…………………………………………………………..6
Выводы…………………………………………………………………….7

Файлы: 1 файл

эссе по финансам.docx

— 35.08 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 КАФЕДРА ФИНАНСОВ

 

 

 

ЭССЕ

По дисциплине:

ФИНАНСЫ

На тему:

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ

 

 

 

 

 

Выполнила:

Михайлова Кристина Руслановна

Студентка 3 курса, очно-заочного отделения

Группы ЭВ№301

 

 

Проверил:

Макаров Николай Дмитриевич

Доцент кафедры финансов

к.э.н.

 

 

Санкт-Петербург, 2013 год.

 

 

Оглавление

  1. Понятие теневой экономики2
  2. Структура теневой экономики2
  3. Причины и особенности существования3
  4. Теневая экономика в России3
  5. Международные сравнения 4
  6. Последствия теневой экономической деятельности 4
  7. Способы борьбы…………………………………………………………..6
  8. Выводы…………………………………………………………………….7

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие теневой  экономики.

Приступая к анализу теневой  экономики в России, определимся  с самим ее понятием.

Теневая экономика — экономическая  деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне  государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут  быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Теневая экономика — это  экономические взаимоотношения  граждан общества, развивающиеся  стихийно, в обход существующих государственных  законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются, и не являются налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.

“Теневую” экономику также  можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений  и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической  деятельности. Но, прежде всего, “теневая”  экономика — это неконтролируемые государством и скрываемые от него производство, распределение, обмен  и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным  экономическим явлением, которое  в той или иной степени присуще  социальным системам любого типа.

Структура теневой  экономики.

Масштабы и характер деятельности в сфере ненаблюдаемой экономики  варьируются в очень широких  пределах - от огромных доходов, извлекаемых  из преступных предприятий (вроде наркобизнеса), до бутылки водки, которой “награждают” водопроводчика за починенный кран. Если попытаться типологизировать теневую  деятельность, приняв за основной критерий ее отношение к “белой” (официальной) экономике, то вырисовываются три сектора  ТЭ:

вторая (“беловоротничковая”, фиктивная) теневая экономика,

серая (неформальная) теневая  экономика и

черная (нелегальная, подпольная) теневая экономика.

Причины и  особенности существования.

Образуется из-за существования  условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую  деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным — от сокрытия самого существования  фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок.

При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем  больше теневой сектор экономики, так  как находящиеся в нём предприятия  из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами  и вытесняют их с рынка. Чем  сложнее бюрократические процедуры  в развивающихся странах, тем  больше данный сектор экономики. Вопросами  целесообразности такого поведения, в  частности, занимается экономика преступления и наказания.

Предприятия теневой экономики  обычно не соблюдают стандарты (например, ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок.

В среднем, чем больше сотрудников  в фирме, тем меньше вероятность  того, что они получают неоформляемую  зарплату «в конверте», с которой  не платятся налоги.

Чем больше замешано предприятие  в теневой деятельности, например «обналичке», тем меньше срок её вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм — ещё один способ скрыть следы своей деятельности.

Теневая экономика  в России.

Теневая экономика является одним из самых противоречивых аспектов экономической истории России. В 2011 году, согласно официальным оценкам  Росстата, рассчитанным по методу корректировки  ВВП, степень «тенизации» экономики  России составляла порядка 16 % ВВП, при  обороте порядка 7 триллионов рублей в год. В теневых секторах экономики  было задействовано порядка 13 миллионов  человек; по оценкам независимых  экспертов в неформальном секторе  трудоустроены 22 миллиона россиян.

Для расчета доли теневой  экономики в ВВП страны Госкомстат России обычно исходит из соотношения  к ВВП доходов от скрытых и  неформальных экономических видов  деятельности, разрешенной законом. Данная методика соответствует рекомендациям  международных организаций. Следует  учитывать, что понятие скрытого и неформального производства в  статистике отличается от показателей теневой экономики, применяемых с целью расчёта налогооблагаемой базы.

Динамика объёмов теневого сектора в экономике России характеризуется  сложными процессами. Теневая экономика  существовала в Российской империи  и в СССР, затем получила ещё  более широкое распространение  в постперестроечное время. Так, в начале 1990-х годов, неформальные и нелегальные виды экономической  деятельности получили широкое распространение. Однако учитывая то, что ВВП страны сокращалось, рыночные запросы были скромными, а доступные технологии крайне примитивным, доля неформальной экономики легче поддавалась  оценке. По данным на 1997—1998 доля неформальной экономики составляла порядка 20 % от годового объёма ВВП. Размер нелегальных  и криминальных видов деятельности достигал дополнительные 24 % ВВП. Таким  образом, доля теневого сектора доходила до 44 % ВВП.

С начала 2000-х годов начался  массовый выход крупных капиталов  из тени, что было связано с быстрым  ростом экономики и её увеличивающейся  открытостью. Доля неформального сектора  снизилась до 16 % в 2012 году. Вместе с  тем, технологические структуры  экономики усложнилась по мере усложнения потребительского спроса, появления  оффшорных зон и др. факторов, а значит снизилась и эффективность  расчёта неформального и нелегального секторов.

Международные сравнения.

По оценкам Министерства экономического развития и торговли Украины, размер теневой экономики  страны составил 34 % от ВВП за 2011 год. При этом данные немецких учёных, которые  традиционно использует Международный  валютный фонд в своих публикациях, как правило приводят более высокие  цифры, считая, что по доле теневой  экономики (44,1 %) Украина является лидером  Европы[5]. По состоянию на 2013 год, размер теневой экономики в Греции достигает 24 %, в Испании — 19 % ВВП, в Италии — 21 %, в Румынии — 16 %, в Швейцарии  — 9 %, в Норвегии — 7 %, Финляндии — 8 % и Швеции — 9 % (результаты исследования компании Visa Europe)

Последствия теневой экономической деятельности.

Общественные, финансовые и  экономические последствия теневой  экономики можно разделить на позитивные, каким бы странным это  не казалось, и, что менее неожиданно, негативные. Начнем с позитивных функций теневой экономики.

1. Теневая экономика подпитывает  своими ресурсами легальную, выполняя  тем самым функцию «встроенного  стабилизатора». Большая часть теневых  операций осуществляется для  решения критических проблем  предприятия, предотвращения остановок  производства, удержания людей на  том или ином участке, внедрения  нововведений, которые не были  санкционированы сверху.

2. «Социальный амортизатор». Эта функция заключается в  формировании негосударственной  финансовой базы для решения  социальных задач, а также в  смягчении нежелательных социальных  противоречий (например, неформальная  занятость облегчает материальное  положение малоимущих).

3. Теневая экономика снижает  уровень безработицы, выполняет роль оптимизатора хозяйственной деятельности в условиях незрелой рыночной инфраструктуры.

4. Обеспечивает потенциально  возможный экономический рост. Около  двух третей средств, заработанных  в теневом секторе, обычно тратится  в рамках официального сектора  экономики. В результате официальная  экономика получает хороший стимул  для активного развития и потенциально  возможен экономический рост.

5. Реализаторская функция, благодаря которой существование внеле-гального сектора позволяет реализовать предпринимательский потенциал, который остается невостребованным из-за высоких издержек доступа на легальный рынок.

Однако в целом влияние  теневой экономики на общество является скорее негативным, чем позитивным. С этой точки зрения можно выделить следующие дестабилизирующие направления  данного феномена.

1. Перераспределение доходов  общества в пользу относительно  малочисленных привилегированных  групп (бюрократов, мафии), уменьшающее  благосостояние общества в целом. 

2.  Деформация налоговой  системы, являющаяся одним из  главных последствий «теневизации» экономики. Она проявляется в неравномерности отраслевой налоговой нагрузки и сокращении расходов бюджета. Уклонение от уплаты налогов приводит к увеличению налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков. В результате часть их уходит в тень, а далее круг замыкается: рост налогового давления на оставшихся снова уводит их в тень. Общий объем производства товаров и услуг не изменяется, однако его официальная часть сокращается.

3. Дестабилизирующая функция.  Происходит снижение конкурентоспособности  экономики в связи с изъятием  из легального производства значительной  доли средств и снижением   объема инвестиций и оборотных  средств. В совокупности с уменьшением  фонда рабочего времени это  ведет к резкому снижению объема  ВВП по сравнению с его потенциальной  величиной.

4.  Расширение неконтролируемой  торговли низкокачественными товарами.

5. Социальная незащищенность. Теневая экономика стала одной  из причин сокращения доходов  бюджета и соответственно финансирования  государственных программ и институтов, а значит, невыполнения государством  социальных программ, обязательств  перед населением. Это происходит  в тот период, когда уровень  социальной дифференциации населения  достиг критической величины  и значительная его часть живет  ниже уровня бедности. Таким образом,  высокая социальная цена реформ  усугубляется неэффективной социальной  политикой.

6. Влияние на кредитно-денежную  сферу проявляется в деформации  структуры платежного оборота,  стимулировании инфляции, деформации  кредитных отношений и увеличении  инвестиционных рисков, нанесении  ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в  целом.

Тень способна значительно  деформировать структуру экономики. Она вызывает рост инвестиционных рисков, снижение инвестиционной активности, уменьшение спроса на инвестиционные ресурсы. Это в свою очередь подрывает  устои государства, отвлекает огромные ресурсы капиталов из производственной сферы в другие, не позволяет создать  условия для стабилизации экономики  и дальнейшего подъема  производственного  потенциала России.

Способы борьбы.

В связи с этим, особую значимость приобретают меры, предпринимаемые  государством для предотвращения налогового законодательства. Существует несколько  способов борьбы с уклонением от уплаты налогов:

-        совершенствование  нормативно-правовой базы, дающее  возможность закрыть вполне законные  пути, используемые для уклонения  от уплаты налогов;

-        ужесточение  санкций против нарушителей налогового  законодательства;

-        формирование  современного комплекса организационных  и правовых мер по предупреждению, контролю и пресечению ухода  от налогообложения.

Исходя из мировой практики, в число указанных мер можно  также отнести ужесточение требований к установлению личности клиента, регистрации  клиентуры и операций с денежными  средствами или иным имуществом, ограничение  режима коммерческой и банковской тайны, установление ответственности за сокрытие информации об операциях, имеющих незаконный или подозрительный характер. Большую  роль для реализации данных мер могут  сыграть интерактивные возможности, предоставляемые ФНС.

Информация о работе Теневая экономика в России