Теневая экономика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

В социологической и в экономической науке существует немало неисследованных проблем. Одна из них это проблема «теневой экономики». «Теневая» экономика является очень трудным для исследования предметом. Это определенного рода феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация является конфиденциальной и, как правило, разглашению не подлежит.

Файлы: 1 файл

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.docx

— 33.12 Кб (Скачать файл)

Важными способами сотрудничества с ними являются:

- Координация деятельности органов  местного самоуправления и правоохранительных  органов;

- Использование материалов независимых  расследований в сфере экономической  преступности, проводимых средствами  массовой информации;

- Сотрудничество в рамках системы  социального партнерства с организациями  предпринимателей и профсоюзами  трудящихся по вопросам социальной  политики, формирования предпринимательской  корпоративной этики;

- Сотрудничество с общественными  и религиозными организациями  в сфере духовного воспитания  общества;

- Сотрудничество с общественными  палатами.

8) Сотрудничество с международными  организациями позволяет проводить  согласованную политику по отношению  к теневой экономике в мировом  масштабе. Прежде всего следует перечислить официальные (межгосударственные) организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Интерпол и другие. Существуют и независимые международные организации (например, «Транспэрэнси Интернэшнл»).

К основным элементам международного сотрудничества относятся:

- разработка общих принципов  борьбы с отмыванием денег,  коррупцией, мошенничеством;

- обмен оперативной информацией  по экономической преступности, совместные расследования;

- обмен опытом в рамках международных  конференций, семинаров, учений;

- учет мнения авторитетных международных  организаций о состоянии теневой  экономики.

Государственное воздействие на теневую  экономику должно осуществляться дифференцированно. Вынужденная нелегальная экономика  должна подвергаться в основном косвенному воздействию (через создание благоприятной  рыночной среды), а криминальная - преимущественно  воздействию административными  методами на основе конституционного права (в виде указов, постановлений, программ, распоряжений) при активном участии правоохранительных органов.

Что касается наиболее действенных  методов борьбы с теневой экономикой, то по этому поводу мнения расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономикой считать более важными. Сторонники Э. де Сото убеждены, что главная причина роста теневой экономикой -- это "плохие" законы, которые искусственно тормозят развитие деловой активности и вынуждают нормальных граждан превращаться в "теневиков". В таком случае стратегией борьбы с теневой экономикой должна стать ликвидация бюрократических "препон", а тактикой -- поэтапная либерализация хозяйственной деятельности (облегчение правил регистрации фирм, снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций).

Многие исследователи, однако, полагают, что наиболее важным фактором сдерживания  теневой экономики являются не формальные нормы права, а неформальные культурные традиции (например, протестантская этика  по Максу Веберу). По их мнению, для  минимизации теневой экономикой прежде всего необходимо, чтобы люди рассматривали хозяйственную деятельность как честную "игру по правилам", а не как "пиратство". При таком подходе стратегический путь борьбы с теневой экономикой -- это "выращивание" хозяйственной культуры, благоприятной для легального бизнеса, а тактические приемы -- пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное осуждение нарушающих закон бизнесменов, общая забота о моральном климате общества.

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ в КР. 

Цель: создание условий для  легализации теневой экономики, с сокращением ее размеров до 25 % к ВВП к 2017 году.

Анализ текущей ситуации. Теневая экономика является хронической  проблемой для Кыргызстана, которая  представляет реальную угрозу для безопасности страны и является серьезным барьером для развития малого и среднего бизнеса, создавая неравные условия для конкуренции. Это негативное явление снижает  налогооблагаемую базу, способствуя  дестабилизации бюджетной сферы  страны. Со стороны ключевых государственных  органов должных мер не предпринимается. Роль судебной системы в сокращении теневой экономики сегодня минимальна. Там, где не работают законы, где  бизнес не полагается на силу закона, ему  выгоднее работать в теневом секторе  с его устоявшимися традициями и  механизмами.

По данным последних исследований, в 2006 году уровень теневой экономики в Кыргызской Республике составил 53 %.  В 2012 году были проведены новые исследования, по результатам которых уровень теневой экономики составил 39 %. Было выявлено, что основными причинами, вынуждающими предпринимателей уходить в «тень», являются: наличие коррупционных проявлений; отсутствие политической стабильности; высокая доля оборота наличных денежных средств; несовершенство правовой и институциональной базы противодействия проявлениям «теневой экономики»; административные барьеры при осуществлении легальной деятельности; сложные процедуры налоговой отчетности и регистрации для субъектов предпринимательства.

Был обследован сегмент предпринимателей, которые не платят налоги, скрывают свои доходы, не отчитываются, не покупают лицензий и занижают налоговые отчисления. Результаты этого исследования можно  считать оптимистичными,  и для уточнения масштабов теневой  экономики в 2013-2017 году будет целесообразным провести расширенные и глубокие исследования в разрезе всех секторов экономики.

В общемировом масштабе удельный вес «теневой экономики» оценивается  в 5-10 % от ВВП, предельный пороговый  показатель составляет 40-50 %. Мировой  объем теневой (включая криминальный сектор) экономики оценивается в 9 трлн. долл. США, что превышает 40 % суммарного ВВП всех стран Организации экономического сотрудничества и развития. В Кыргызской Республике данная сумма превышает 100 млрд. сомов.

В целом, попытки легализации  теневой экономики в стране проводятся эпизодически, не сформирована институциональная  база и на сегодня отсутствует  единая государственная политика по инструментам воздействия для выхода субъектов экономики из «тени».

Учитывая это, Правительство  Кыргызской Республики в рамках реализации настоящей Программы намерено принять  безотлагательные меры по устранению условий и причин возникновения  теневой составляющей экономики, а  также по ее легализации.

Проритетными направлениями для достижения поставленной цели будут: (i) создание условий для выхода из теневого сектора субъектов предпринимательства; (ii) повышение привлекательности регуляторной политики государства для бизнеса.

Первое приоритетное направление  по созданию условий для выхода из тени субъектов предпринимательства  ориентировано на решение следующих  задач: (i) внести изменения в законодательство в области фискального администрирования;  (ii) создать упрощенную систему отчетности для малого и среднего бизнеса, прежде всего,  в налоговых органах; (iii) внедрить принцип «единого окна» в сфере внешней торговли.

Для решения первой задачи Правительство Кыргызской Республики намерено: (i) провести анализ существующих НПА и выявить наличие факторов, побуждающих субъектов экономики  уходить « в тень»; (ii) на основе анализа подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в НПА в области фискального администрирования, а также по отмене некоторых из них.

Вторая задача будет решаться через следующие меры: (i) разработка и внедрение упрощенной системы  налогообложения для малого и  среднего бизнеса; (ii) определение и принятие решений по группам, имеющим разные критерии при определении ставок единого налога; (iii) внедрение системы автоматизированного представления налоговой отчетности; (iv) внедрение системы автоматизированного проведения налоговых проверок малого и среднего бизнеса.

Третью задачу планируется  решить через такие меры, как: (i) разработка и принятие НПА по внедрению электронного декларирования; (ii) нормативное установление максимального времени (в 2013 году до 60 часов) для таможенных процедур, с учетом внедрения электронного декларирования, с ежегодным снижением его до  оптимального уровня.

В рамках второго приоритета по повышению привлекательности  регуляторной политики государства  для бизнеса намечается решить следующие  задачи: (i) упростить регистрационные  процедуры субъектов предпринимательства; (ii) исключить проявления коррупционных схем и «покровительствования»  бизнеса чиновниками высокого уровня; (iii) внедрить институты совместного регулирования и саморегулирования; (iv) повысить уровень доверия бизнеса к деятельности государственных органов.

Первую задачу Правительство  Кыргызской Республики планирует решить путем реализации следующих мероприятий; (i) принять НПА, предусматривающие  внедрение «заявительного принципа» (пере) регистрации субъектов предпринимательства; (ii) нормативно установить конкретные сроки закрытия предприятий предпринимательства; (iii) законодательно внедрить административную ответственность государственных органов за затягивание процесса ликвидации субъекта предпринимательства; (iv) принять НПА по внедрению принципа «единого окна» при регистрации; (v) привести административные процедуры в соответствие с принципом «единого окна».

Для  решения второй задачи будут приняты следующие меры: (i) принятие НПА, отменяющего  лицензии на импорт табачной продукции; (ii) уменьшение сроков принятия решений государственным органом и оказания услуг; (iii) объединение информационных баз министерств и ведомств с целью создания специального портала по переводу взаимоотношений предоставления государственных услуг в электронный формат; (iv) принятие НПА, отменяющих исключительное право на сбор, скупку и реализацию лома и отходов черных и цветных металлов.

Третья задача будет решена через реализацию  мер: (i) внести дополнения в НПА в части ужесточения ответственности чиновников за предоставление неформального иммунитета отдельным субъектам бизнеса; (ii) объединить усилия фискальных органов с правоохранительным блоком по выявлению госструктур, оказывающих покровительство субъектам предпринимательства, а также использующих теневые схемы; (iii) выработка рекомендаций и принятие политических решений на основе мониторинга и оценки исполнения Плана Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы.

Четвертую задачу планируется  решить через реализацию следующих  мер: (i) с участием бизнес-сообщества провести анализ и оценку на предмет обоснованности чрезмерного и неэффективного государственного регулирования секторов экономики; на основе анализа разработать и принять НПА, предусматривающие принципы совместного регулирования секторов экономики (бизнес + государство), где имеются необоснованные и неэффективные государственные регуляции; принятие НПА, предусматривающих передачу на саморегулирование тех или иных секторов экономики бизнесу.

Пятую задачу планируется  решить за счет выполнения следующих  мер: (i) проведение информационной кампании о результатах работы Правительства  Кыргызской Республики по сокращению теневой экономики; (ii) создание постоянно действующих «открытых площадок» по выработке  инструментов  легализации «теневой экономики»; (iii) ввести обязательную норму привлечения представителей бизнеса в процесс принятия политических решений по механизмам легализации теневой экономики; (iv) создание в ключевых государственных органах «горячих» телефонных линий и страниц веб-сайтов по противодействию теневой экономики с обратной связью. 

 


Информация о работе Теневая экономика в современной России