Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема “теневой” экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневой сектор экономики представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычны

Файлы: 1 файл

33_kursovaya.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

Согласно исследованию Фридриха Шнайдера из Университета Йоханнеса  Кеплера в городе Линц, объем европейской  теневой экономики, сокращавшийся  в последние 15 лет, в этом году начнет расти. Под теневой экономикой в  данном случае понимается торговля товарами и услугами, не зарегистрированная официально и не облагающаяся налогами. Это может быть неформальная занятость, импровизированная уличная торговля, частные уроки и т.д.

По результатам исследования, в 2009 году в четырнадцати наиболее развитых странах ЕС, являющихся членами ОЭСР, ожидается рост теневого сектора  на 0,3—0,9%. Для сравнения, в экономике  ЕС в целом прогнозируется спад на 1,9%. Наиболее динамичный рост теневой  экономики должен наблюдаться в  Великобритании, Ирландии и Испании (около 0,9%), а наименьший (в районе 0,3%) — в Австрии, Бельгии и Германии. Отчасти, возможно, потому, что в  той же Германии существует практика борьбы с теневой экономикой, когда, к примеру, в ресторан заходят  полицейские патрули и проверяют  нормативную документацию по трудовому  оформлению персонала.

Главными причинами активизации  теневого сектора называются увеличение налогов и рост безработицы. Это  соответствует недавнему докладу  ОЭСР, в котором говорится, что  обусловленный кризисом рост официальной  безработицы в ближайшее время  начнет приводить к увеличению нелегальной  занятости. По мнению экспертов организации, это грозит миру ростом уровня бедности.

Нелегальная занятость самая  высокая: в Африке и Южной Азии — там, где и самое бедное население. Из 1,8 млрд занятых нелегально 700 млн  живут менее чем на 1,25 долл. в день. В пользу позиции г-на Ютинга говорят и данные по теневой экономике. Так, в Скандинавии, одном из самых развитых регионов ЕС, объем теневого сектора составляет 10% ВВП. В менее развитых странах ЕС, таких как Португалия,— 20—25% ВВП. Для «новых европейцев» из бывшего соцлагеря, Эстонии, Латвии, Румынии и Болгарии, этот показатель достигает 36—39%, а, например, для Украины — 57%. 4

Для России проблема ТЭ особенно актуальна, во-первых, потому, что масштабы теневых операций составляют по различным  оценкам 25-40% (а даже более) ВВП5, т.е., возможно, уже превысили тот порог, за которым теневая экономика начинает выступать как самостоятельный фактор, дезинтегрирующий хозяйственную систему и берущий на себя выполнение ее наиболее важных жизненных функций. Более того, в последние годы происходит процесс институционализации теневой экономики, т.е. имеет место замещение официальных экономических институтов теневыми.

По личным оценкам Фридриха Шнейдера, объем теневой экономики  РФ в 2008 году составлял 49% от ВВП. Кстати, точно такие же цифры в прошлом  году давал и Всемирный банк –  ровно 49%.6

В эпоху «перестройки» (1985-1990 гг.) считалось, что теневая экономика является порождением командно-административной системы и что с переходом  к рынку она исчезнет сама собой. Однако все произошло с точностью  до наоборот.

В процессе неуправляемой реструктуризации народного хозяйства и спонтанной приватизации наблюдался значительный рост хищений и воровства. Государственные чиновники «приватизировали» крупнейшие и наиболее прибыльные предприятия, сырье и материалы; директора предприятий — сырье и оборудование; рабочие — детали и инструменты; владельцы инвестиционных компаний — деньги у и т.д. Бюрократия наглядно демонстрировала феномен рентоориентиро-ванного поведения.

На тесную связь теневой экономики и коррупции указывают И. Клямкин и Л. Тимофеев. По их мнению, «главная и самая очевидная особенность теневых экономических отношений в России состоит в том, что они принципиально неотделимы от коррупции».7

Главная отличительная черта  экономики коррупции, как сектора  теневой экономики, в отличие  от нерегистрируемой экономической  деятельности по производству обычных  товаров и услуг, заключается  в том, что ее функционирование не ведет к созданию никаких дополнительных благ. Деятельность пораженной коррупцией части государственного аппарата направлена на незаконное изъятие (перераспределение) созданного другими хозяйствующими субъектами общественного дохода в  целях личного обогащения чиновничества. В этом нельзя не видеть особый вред для жизни общества и экономики, который она несет. Эксперты международной  неправительственной организации  по противодействию коррупции Transparency International зафиксировали резкое ухудшение  положения дел в России с коррупцией. 23 октября организация обнародовала очередной ежегодный отчет, согласно которому Россия показала самый худший за последние восемь лет результат  по этому показателю, опустившись  с 143 на 147-е из 180 мест в мире. Теперь Россия по уровню коррупции занимает одну строчку с Кенией, Сирией и Бангладеш8  
При этом следует особо подчеркнуть, что коррупция – это бедствие не одной только России. В последние годы она все заметнее выдвигается в качестве главной экономической проблемы всего современного мира. 
Можно привести еще одну цифру, которая свидетельствует о первостепенной значимости борьбы с коррупцией в современной России. Речь идет об оценках масштаба «рынка коррупционных сделок». Различными исследовательскими центрами приводятся разные оценки масштаба коррупции. Его диапазон таков: от 37 млрд долл. (Фонд «Информатика для демократии») до 11 млрд долл. (Движение «Против коррупции») и даже до 316 млрд долл. (Фонд «ИНДЕМ»). Приведенные примеры подтверждают чрезвычайную важность активизации борьбы с коррупцией в РФ. Не случайно одним из заметных событий последнего времени стала подготовка Общественной палатой доклада «Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты», который в 2007 г. был направлен в органы государственной власти. В этом докладе выявлены основные зоны поражения коррупцией, раскрыты причины и последствия ее масштабного разрастания, предложен комплекс антикоррупционных мер.  
«Подпольная экономика» в ее современном отечественном варианте не только не противостоит экономике «формальной», но и тесно интегрирована в нее. Иначе говоря, в основе нелегальных экономических отношений в России лежит возможность приватизировать любое общественное благо (в частности, любой закон) и пустить его в теневой оборот. Теневая экономика в России, таким образом, выступает как приватизированное государство, или, по выражению И. Клямкина и Л. Тимофеева, теневое «парагосударство». В этом «парагосударстве» функции, которые, в принципе, должны быть исключены из рыночного оборота (например, суд, армия, законотворчество и др.), утрачивают характер общественного блага и становятся предметом купли-продажи.

С началом рыночных реформ, если за точку отсчета принять  либерализацию цен в январе 1992 г., появились новые стимулы для  развития теневой и неформальной экономики:

  • неспособность государства выполнять свои функции;
  • нарушение «status quo» в обществе (проблема «безбилетника»);
  • ослабление системы наказания;
  • развал системы правовых институтов;
  • рост коррупции;
  • распространение неформальных отношений и т.д.

Одной из важнейших  черт переходной экономики явилась институционализация теневого сектора, которая стала устойчивым элементом экономической системы, своеобразным дополнением к легальной экономике.

Ликвидировать теневую экономику  как экономическое явление невозможно, можно только сократить ее масштабы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы борьбы  с теневой экономической деятельностью

В настоящее время трудно отрицать необходимость срочной  разработки концепции и программы  государственной политики в отношении  теневой экономики.

На сегодняшний день можно  говорить о следующих вариантах  решения этой проблемы:

  1. Радикально-либеральном, связанном с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала;
  2. Репрессивном, возникшем как своеобразная реакция на радикально-либеральный , предполагающий расширение  усиление деятельности соответствующих подразделений силовых структур и т.д.;
  3. Комплексно-правовом, связанном с совершенствованием законодательства по обеспечению необходимых условий развития предпринимательства.

Реализация последней  модели в отношении «теневой» экономики предполагает проведение следующей политики:

  • Четкое разграничение капиталов криминальных элементов и «теневиков»-хозяйственников и фиксирование данного разделения в законодательно-правовых актах;
  • Создание и поддержание благоприятной правовой и хозяйственной среды для бизнеса и, в первую очередь, налогового режима;
  • Разработка и реализация мер защиты населения со стороны государства от  финансовых  мошенничеств, со стороны гарантии защищенности сбережений и капиталов;
  • Задействование  механизма юридических институтов, подтверждающих легализацию денежных средств, направляемых на инвестиции в реальной сектор экономики.

В Концепции национальной безопасности РФ констатируется, что «...в целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную систему финансового контроля, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам. Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности».9

Российским законодательством  предусмотрен ряд мер по борьбе с  налоговыми, валютными, банковскими  и другими экономическими правонарушениями. Рассмотрим основные положения уголовного законодательства.

Незаконное предпринимательство  предполагает осуществление предпринимательской  деятельности в нарушение установленного порядка регистрации (лицензирования) или нарушение условий лицензирования.10 Поощряя свободное предпринимательство, государство сохраняет над ним определенный контроль в целях обеспечения безопасности, защиты здоровья людей и окружающей среды. Предприятие или предприниматель, зарегистрированные в установленном порядке, могут осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Однако отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законодательством, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).

Лжепредпринимательство  определяется как создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.11 Образование такой несуществующей организации может преследовать цель получения банковских ссуд и кредитов, освобождение от налогов, «отмывание» денежных средств или имущества, полученного незаконным путем. Кроме того, лжеорганизация может быть создана для прикрытия подлинного предприятия, занимающегося запрещенной законом деятельностью, которую невозможно легализовать.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, предполагает введение в экономический оборот денежных средств, имущества, имеющих незаконный, возможно, преступный характер.12 Опасность такого вида деятельности заключается в том, что подрываются основы честного бизнеса, нарушаются финансовые интересы государства, юридических и физических лиц путем стимулирования инфляции, дестабилизации денежного обращения в стране.

Контрабанда — перемещение  в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.13 В части второй настоящей статьи дается перечень тех товаров, перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации подпадает под особый контроль. А именно: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы и др.

Незаконные экспорт или  передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники— незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.14

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации  или физического лица, устанавливает  ответственность за неуплату в крупных  размерах обязательных платежей (таможенная пошлина, налоги, сборы, платы), взимаемых таможенными органами РФ.15 Непосредственным бъектом преступления выступают отношения, регулирующие таможенную деятельность.

Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем  или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов.16

Коммерческий подкуп  — это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание услуг имущественного характера за действия или бездействие в интересах дающего и в связи с занимаемым положением.17 Иначе говоря, это незаконное собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа, угроз в целях разглашения или использования этих сведений.

Информация о работе Теневая экономика