Неформальный сектор служит
также своего рода инкубатором предпринимательства,
обеспечивая вход в него и первичное
обучение. В условиях, когда вход
в малый бизнес обставлен массой
административных и прочих барьеров,
именно неформальный сектор позволяет
их обойти или минимизировать издержки.
В более широком смысле, открывая
доступ к новым профессиям и позволяя
относительно "дешево" приобретать
новые навыки, он является важным механизмом
социальной, трудовой и профессиональной
мобильности. Укрепившись, такое предпринимательство
и самозанятость могут впоследствии
формализоваться и выйти на свет.
Наиболее быстрый рост
масштабов теневого сектора в 80-90-е
годы наблюдался в Греции, Италии, Швеции,
Норвегии и Германии. По статистике,
объем теневой экономики Германии с 1975-го
по 1997 год вырос в пять раз - с 60 до 300 млрд
долларов. Причем неофициальный сектор
рос в Германии со скоростью 8% в год - значительно
быстрее, чем официальный ВВП. Наибольших
масштабов достиг теневой сектор экономики
в развивающихся странах.
Так, теневая экономика
в Нигерии достигает 76% от официального
ВВП. Значительный масштаб теневого
сектора отмечается также в Таиланде
(71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме
(62%). Фактически в большинстве развивающихся
стран Азии, Африки и Латинской
Америки можно говорить скорее о
существовании «параллельной», или
«второй» экономики, ненамного уступающей
по масштабу экономике официальной.
Если в 1973 году теневой
сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП,
в 1990-1991 годах - 10-11%, то в 1993 году он составлял
27% ВВП, а еще через три года,
согласно данным Московского института
социоэкономических проблем, - уже 46%.
Особенность и уникальность
российской теневой экономики связана
с такими чертами, как уход от налогов,
бегство капитала за рубеж, двойная
бухгалтерия, челночная и бартерная
торговля, скрытая безработица, коррупция.
Теневая экономика в России
неравномерно представлена в различных
отраслях. Еще одной чертой новой
теневой экономики в России стало
широкое распространение скрытой
занятости.
- Современный неолиберализм и монетаризм
Возникновение либерализма
как течения западной экономической
мысли относится к ХVIII веку. В
его основе лежит политическая философия
либерализма, кредо которого - знаменитый
принцип «laisser faire» («не мешайте действовать»)
- можно раскрыть, как разрешить людям
делать, что они хотят, предоставить им
право быть самими собой в экономической
деятельности и в вероисповедании, культуре,
повседневной жизни и мысли.
Неолиберализм - направление в экономической
науке и практике хозяйственной деятельности,
имеющее в основе принцип саморегулирования
экономики, свободной от излишней регламентации.
Современные представители экономического
либерализма следуют двум, в известной
мере традиционным, положениям: во-первых,
они исходят из того, что рынок (как наиболее
эффективная форма хозяйствования) создает
наилучшие условия для экономического
роста, и, во-вторых, они отстаивают приоритетное
значение свободы участников экономической
деятельности. Государство должно обеспечить
условия для конкуренции и осуществить
контроль там, где отсутствуют эти условия.
Практически (и это в большинстве случаев
вынуждены признавать неолибералы) государство
теперь вмешивается в экономическую жизнь
в широких масштабах и в различных формах.
По сути, под названием неолибералов выступает
не одна, а несколько школ. К неолиберализму
принято относить чикагскую (М. Фридман),
лондонскую (Ф.Хайек), фрайбургскую (В.
Ойкен, Л. Эрхард) школы. Современных либералов
объединяет общность методологии, а не
концептуальные положения. Одни из них
придерживаются правых (противники государства,
проповедники абсолютной свободы), другие
- левых (более гибкий и трезвый подход
к участию государства в экономической
деятельности) взглядов. Сторонники неолиберализма
обычно выступают с критикой кейнсианских
методов регулирования экономики. В США
и в некоторых других западных странах
современная неолиберальная политика
опирается на ряд экономических подходов,
получивших наибольшее признание. Это
- монетаризм, который предполагает, что
капиталистическая экономика имеет внутренние
регуляторы и управление должно опираться
преимущественно на денежно-кредитные
инструменты; экономическая теория предложения,
придающая важное значение экономическим
стимулам; теория рациональных ожиданий:
наличие информации позволяет предвидеть
последствия экономических решений. В
целом укреплению идей либерализма в значительной
степени способствовал успех экономической
политики, основанной на принципах экономической
свободы, которую в разные периоды проводили
правительства ведущих стран Запада. Наиболее
показательным в этом отношении может
служить опыт Германии, Великобритании
и США. Международный валютный фонд также
во многом строит свою деятельность, исходя
из идей либерализма, в частности, монетаризма.
Монетаризм представляет
собой одно из наиболее влиятельных
течений в современной экономической
науке, относящееся к неоклассическому
направлению. Он рассматривает явления
хозяйственной жизни преимущественно
под углом зрения процессов, протекающих
в сфере денежного обращения.
Термин «монетаризм» был введен в
современную литературу Карлом Бруннером
в 1968 году. Обычно он применяется для характеристики
экономической школы (преимущественно
Чикагской), утверждающей, что совокупный
денежный доход оказывает первоочередное
влияние на изменение денежной массы.
Первоначально Монетаризм отождествлялся
с антикейнсианством, что подтверждается
названием некоторых работ видных представителей
монетаристкой теории (книга Г. Джонсана
«Кейнсианская революция и монетаристская
контрреволюция»). Одновременно с критикой
кейнсианской макроэкономической теории
и экономической политики лидер монетаристов
Милтон Фридмен и его сторонники разработали
монетарную теорию определения уровня
национального дохода и теорию цикла.
Последовавший за этим рост влияния и
популярности монетаризма, особенно в
США и Великобритании, где он был принят
в качестве основной теории при разработке
экономической политики, связан с обострением
инфляционных процессов и их воздействием
на состояние экономики. За более чем три
десятилетия существования монетаризм
расширил свое влияние, претерпел определенные
изменения. Он стал претендовать на роль
универсальной общеэкономической доктрины,
способной решить такие экономические
проблемы, как эффективность экономического
регулирования, роль государства в экономической
жизни и т.п. Монетаризм широко пропагандируется
его представителями как кредитно-денежная
политика, специально направленная на
контроль роста денежной массы. Значительное
влияние на формирование монетаристской
теории оказали американские экономисты
20-40-х годов Г. Саймонс, И.Фишер, Ф. Найт
и др. Они придавали большое значение сфере
денежного обращения, которую впоследствии
недооценивали кейнсианцы. Именно поэтому
одной из заслуг монетаристов ряд западных
исследователей считает «реабилитацию»
денег в системе экономических категорий.
Определенную респектабельность монетаризму
придают ссылки на А.Смита и основоположников
количественной теории денег Д. Рикардо,
Д. Юма, Р.Кантилона, Г. Тортона. В основе
монетаризма лежит ряд теоретических
и методологических предпосылок: количественная
теория денег, теория относительной цены
А. Маршала, теория рыночного равновесия
Л. Вальраса, краткосрочный вариант концепции
кривых Филипса, кейнсианские модели ИСТД
(инвестиции сбереженья труд - деньги),
неопозитивизм как основа методологии
исследования экономических процессов.
В конце 60-х годов М. Фридмен
реформировал количественную теорию денег,
основываясь на существующих разработках
(трансакционном варианте и. Фишера, кембриджской
версии наличных остатков, доходном варианте
И. Фишере и К. Снайдера). Ее основная идея
состоит в признании непосредственного
влияния изменений денежной массы на уровень
цен. По мнению Фридмена, «деньги имеют
значение для динамики цен», и, что важно,
«именно количество денег, а не процентные
ставки, влияют на состояние денежного
рынка или условия выдачи кредитов». Монетаристский
вариант количественной теории можно
свести к следующим положениям:
1. количественная теория
есть прежде всего теория спроса на деньги,
она не является теорией производства,
денежного дохода или уровня цен;
2. для экономических агентов
и владельцев собственности деньги
являются одним из видов активов,
формой владения богатством;
3. анализ спроса на
деньги со стороны экономических
агентов формально идентичен
анализу спроса на потребительские
услуги.
Такая трактовка свидетельствует
о том, что монетаристы не проводят
различий между деньгами как капиталом
и деньгами как таковыми. Капитал рассматривается
как совокупность денежных активов. В
монетаристском варианте количественной
теории денег важное место отводится ожидаемым
изменениям уровня цен как фактора, действующего
на размеры кассовых денежных резервов
и других финансовых активов, находящихся
в распоряжении экономических агентов.
Основываясь на собственном варианте
количественной теории, монетаристы связывают
ее с производством. Поскольку динамика
денежной массы имеет у них первостепенное
значение для объяснения колебаний процесса
производства, то делается вывод о том,
что кредитно-денежная политика это наиболее
эффективный инструмент регулирования
экономики. Одно из ключевых положений
монетаризма, на основе которого его представители
строят свой вариант объяснения экономического
цикла, состоит в том, что деньги играют
исключительно важную роль в изменении
реального дохода, занятости и общего
уровня цен. Они утверждают, что существует
взаимосвязь между темпом роста количества
денег, темпом роста номинального дохода,
а при быстром росте денежной массы также
быстро растет номинальный доход, и наоборот.
Изменение денежной массы оказывает влияние
как на уровень цен, так на объем производства
(в рамках ограниченного периода). Отсюда
следует, что монетаристкий вариант количественно
теории денег выполняет функцию управления
денежным спросом, а через него хозяйственными
процессами. Основываясь на положении
об экстраординарной роли денег и утверждая,
что капиталистическое хозяйство представляет
собой стабильную систему, способную за
счет саморегулирования достигать состояния
равновесия, монетаристы выстраивают
свою модель экономического цикла, в которой
определяющую роль играют изменения денежной
массы. Основными элементами монетаристской
теории экономического цикла являются
следующие: модернизированный вариант
количественной теории денег, концепция
номинального дохода, передаточный механизм,
разработанный с целью иллюстрации воздействия
денег на хозяйственные процессы.
Монетаристская система
функционирует следующим образом.
Величина спроса на деньги является результатом
оптимизации различных альтернативных
вложений в капитал и зависит
от существующих или ожидаемых относительных
цен различных активов. Когда
величина предельных доходов на все
из возможных объектов вложений капитала
становятся равными, тогда достигается
оптимум. В том случае, когда величины
предельных доходов не равны, экономические
агенты меняют структуру своих активов
путем увеличения доли активов, способных
принести большой доход, либо за счет
сокращения менее доходных объектов
вложения. Следовательно, колебания
экономической конъюнктуры приводят
к изменению относительных цен,
т.е. цен на товары, рассматриваемые
по отношению к ценам на другие
товары, и выгодности вложений капитала
в различные активы. Важнейшим
детерминантом спроса на деньги в
этой схеме считается величина номинального
дохода, зависящего в свою очередь
от спроса и предложения денег. Для
того чтобы схема на этом не замкнулась,
предлагается, что величина предложения
денег определяется за рамками модели
(экзогенно). Основываясь на одном из важнейших
положений монетарной теории номинального
дохода о «полном и мгновенном приспособлении
предполагаемого количества денег к требуемому»,
а также используя неоклассическую модель
равновесия Л. Вальса, монетаристы делают
вывод о том, величина номинального дохода
зависит от скорости обращения денег;
обусловленной изменениями спроса на
деньги от определяемого экзогенного
предложения денег. На основании этого
делается еще один вывод о том, что по средствам
изменения денежной массы можно добиться
желаемого изменения номинального дохода.
Изменения номинального количества денег,
устанавливаемого Федеральной резервной
системы, считает М. Фридмен, оказывает
значительный эффект на объем производства
и занятость в краткосрочном периоде,
а на цены в долгосрочном. В книге «Монетарная
система Соединенных штатов. 1867-1960» М.
Фридмен и А. Шварц отмечают высокую стабильность
отношения между изменениями денежной
массы и циклическими колебаниями экономической
активности. Монетаристскую схему действия
«передаточного механизма», элементами
которой являются день и цены, достаточно
точно описал английский экономист П.
Браунин. Исходя из предположения, что
заработная плата определяется соотношением
спроса и предложения на рабочую силу
на рынке, экономические агенты с целью
повлиять на объем производства, приспосабливают
свой спрос на деньги к их предложению.
Величина дохода также ставится в зависимость
от спроса и предложения денег. Занятость
определяется уровнем реальной заработной
платы, а абсолютный уровень цен не зависит
от денежной массы. Полная занятость в
этой схеме, отмечает П. Браунин, может
быть достигнута только за счет снижения
заработной платы. Следовательно, все
экономические процессы у монетаристов
связаны с колебаниями денежной массы.
Любое отклонение объема производства
от равновесия в данной схеме устраняется
корректировкой спроса на деньги и их
предложения, поэтому очевидной является
приверженность монетаристов к денежному
регулированию. Исследователи монетаристской
теории выделяют в ней четыре основные
группировки: ортодоксальную, сторонников
концепции рациональных ожиданий, градулистов
и прагматистов. Основное, что позволяет
производить различия между ними, состоит
из трех пунктов: степень эластичности
цен; сущность функционирования передаточного
механизма; природа рациональных ожиданий.
К ортодоксальным монетаристам следует
отнести М. Фридмена и Р. Селдена к сторонникам
рациональных отношений (правым монетаристам),
являющимися противниками макроэкономического
регулирования, сваливающим на ошибки
в экономической политики все проблемы
функционирования. Капиталистической
экономики, - Т. Саржента, Р. Бекона, У. Элтиса
и др. Прагматисты, или левые монетаристы,
во главе с Д. Лейдером, занимают промежуточное
положение между ортодоксальными экономистами
монетаристского течения и кейнсианцами.
Исходя из требований «денежной конституции»,
они допускают использование государственных
займов для дефицитного финансирования
бюджета. Монетаристский свод правил государственного
регулирования похож на систему законодательных
актов, разрешающих или запрещающих те
или иные формы экономической политики;
отсюда и его название «денежная конституция».
В соответствии с монетаристской денежной
конституцией сумма ежемесячных изменений
денежной массы должна быть равна заранее
определенному годовому темпу роста предложения
денег, около 5% ежегодно. По мнению монетаристов,
изменения, обусловленные другими целями
государства или выходящие за условленные
границы, совершенно недопустимы, поскольку
неизбежно ведут к росту инфляции и безработицы.
Для обоснования своих выводов монетаристы
широко применяют экономико-математические
модели, которые существенно не отличаются
от кейнсианских. В основу монетаристкий
принципов регулирования экономике наряду
с концепцией экономического цикла положены
разработанные ими теории инфляции и безработицы.
Трактуя инфляцию как исключительно денежное
явление, монетаристы считают, что в основе
ее развития лежат изменения в соответствии
между находящейся в обращении денежной
массой и реальной потребностью населения
в денежных средствах, т.е. соотношение
между предложением денег и спросом на
них. Монетаристская теория инфляции и
безработицы и связанные с ними рекомендации
по регулированию экономики формировались
как ответная реакция на кейнсианские
аналоги. Монетаристы повергли критическому
анализу концепцию кривых Филипса, в которой
обосновывается взаимосвязь краткосрочных
и долгосрочных изменений уровня безработицы
и темпа инфляции, необходимость краткосрочного
регулирования. Они выступают против этой
концепции, признавая только краткосрочную
связь уровня безработицы и темпа «непредвиденной»
инфляции, являющейся результатом ошибочной
экономической политики. Необходимость
краткосрочного регулирования категорически
отрицается. Кривые Филипса, считают монетаристы,
не отражают стабильное соотношение и
количественную зависимость между изменением
безработицы и цен в длительном периоде
или в условиях высокого уровня инфляции.
Следовательно, данная концепция не может
быть использована государством в качестве
эффективного инструмента прогнозирования
и регулирования темпов инфляционного
роста цен. Монетаристы в своей концепции
инфляции проводят различие между ожидаемой
и непредвиденной инфляцией. Первая предполагает
долгосрочный темп роста цен, соответствующий
рациональным ожиданиям агентов хозяйственной
системы применительно к изменению цен.
Под рациональным ожиданием понимаются
индивидуальные долгосрочные прогнозы
динамики цен, которые используются для
принятия рыночных решений о величине
факторов производства. В данном случае
рационализм инфляционных ожиданий состоит
в их адекватности установкам рационального
поведения хозяйствующего индивида на
рынке. В результате действия фактора
ожидаемой инфляции, по мнению монетаристов,
инфляционный процесс всегда будет значительно
превышать темпы, которые должны были
бы следовать из концепции Филипса. Таким
образом, всякий раз, как только правительство
попытается повысить уровень занятости,
и уровень безработицы окажется ниже «естественной»
нормы, произойдет наложение ожидаемой
инфляции на реальные темпы роста цен,
в результате чего инфляция резко усилится.
Монетаристы исходят из того, что занятость
связана лишь с краткосрочной непредвиденной
инфляцией, поскольку она отклоняет уровень
безработицы от естественного. Непредвиденную
инфляцию она считает следствием ошибочной
деятельности правительственных органов.
Содержание монетаристской концепции
естественного уровня безработицы заключается
в том, что условиях равновесия сохраняется
стабильный и оптимальный для экономики
естественный уровень безработицы. По
мнению широко известных монетаристов
М. Фридмена, Т. Саржента, и Р. Люкса-младшего,
естественная безработица не зависит
от макроэкономических факторов и определяется
только микроэкономическими. Они считают,
что снизить естественный уровень безработицы
с помощью государственного регулирования
можно только сокращением расходов на
социальные программы и жесткий финансово-бюджетной
политикой. Другие государственные меры
по регулированию занятости установление
минимальных ставок заработной платы
неизбежно содействует росту инфляции.
Монетаристская теория безработицы, отрицающая
регулирующее воздействие на занятость
макроэкономических факторов, ими же и
опровергается. Являясь продуктом капиталистического
накопления, условием развития рыночной
экономики. Монетаристское объяснение
причин инфляции исключительно денежными
факторами и государственным регулированием
занятости слабо согласуется с действительностью.
Инфляция порождается государственно-монополистической
структурой, элементами механизма которой
являются скрытая форма перелива капитала,
рост правительственных расходов и образование
в связи с этим хронических дефицитов
государственных бюджетов, рост государственного
долга и инфляционные по сути методы его
покрытия, чрезмерная кредитная экспансия
коммерческих банков, внешнеэкономическая
политика. Весь этот достаточно сложный
механизм современного капитализма своим
функционированием порождает и углубляет
инфляцию. На основе теории инфляции и
безработицы монетаристы рекомендуют
государству целый комплекс регулятивных
мероприятий: снижение государственных
расходов за счет сокращения социальных
программ, расходов на выплаты различного
рода пособий; поддержание минимальных
ставок заработной платы; ослабление влияния
профсоюзов; проведение кредитно-денежной
политики на основе денежной конституции;
приспособление налоговой системы к антиинфляционной
политики (снижение налогов); обеспечение
Федеральной резервной системы стабильного
роста денежной массы; сокращение роста
дефицита федерального бюджета, в том
числе и за счет расходов на оборону. Монетаристская
программа государственного регулирования
нашла широкий отклик среди правительств
капиталистических стран, в частности
в США, Великобритании, а в последнее время
в ФРГ. Применение на практике рекомендаций
монетаристов не дало ощутимых результатов
и вызвало серьезную критику со стороны
экономистов. Так Дж.К. Гелбрейт в результате
анализа экономической политики администрации
США высказал серьезное сомнения по поводу
ее конечного эффекта, поскольку, как он
выразился, «и монетаристы, и теоретики
концепции «предложения» предлагают классический
рынок, которого сейчас не существует».
Монетаристы сделали определенный шаг
в исследовании хозяйственного механизма
современного капитализма, в изучении
функциональной связей капиталистической
экономики, факторов, влияющих на динамику
инфляции и безработицы. В известной мере
их концепция оказала положительное воздействие
на разработку антиинфляционных мероприятий
в США и Англии в 80-е годы. Заслуживает
внимания монетаристская оценка негативных
проявлений кейнсианской теории государственного
регулирования в части дефицитного финансирования,
чрезмерного выпуска денег в обращение.
Вместе с тем монетаристы типичные представители
меновой концепции. Первопричину экономических
процессов они видят не в производстве,
а в обращении. Монетаристы не в состоянии
объяснить внутреннее содержание, истоки
рассматриваемых тенденций классической
экономики. Полагаясь на эмпиризм, они
рекомендуют определять размеры денежной
массы приближенно к темпам роста выпуска
продукции. Вопрос о том, каким образом
фактор воздействует на динамику и результаты
производства, по существу, обходиться
молчанием, поскольку авторы концепции
не могут на него ответить. Ссылки на многолетний
опыт, статистические данные из истории
денежного обращения многими воспринимаются
скептически.