Любые экономические системы
как развитых, так и развивающихся
стран, демократических или тоталитарных,
в большей или меньшей степени
содержат в себе некоторую часть,
функционирующую вне рамок законодательства
. Сегодня в теневом секторе в мире создается
как минимум 8 трлн долларов добавленной
стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские
отчеты предприятий и в официальную статистику
как отдельных государств, так и международных
организаций. Таким образом, по своим размерам
глобальная теневая экономика сопоставима
с экономикой США - страны, имеющей самый
крупный ВВП в мире. Теневая экономика
является одной из укоренившихся проблем
для российского общества, государства,
экономики. Если доля нелегального сектора
в ВВП западных стран официально оценивается
в 5-10%, то в России — в 23% и более. Эта величина
сопоставима с уровнем «теневой экономики»
в странах Латинской Америки - 60-65% ВВП
и показателем 40%, признанным критическим,
при котором влияние теневых факторов
на хозяйственную жизнь становится настолько
ощутимым, что ставит под угрозу национальную
безопасность страны. В условиях экономического
кризиса внимание общества к теневой экономике
несколько снижается. Между тем, ее воздействие
на российскую действительность возрастает,
имеет крупные масштабы и приводит к разнообразным
негативным последствиям. По данным МВД
России в сфере «теневой экономики» сегодня
находятся более 40 тыс. хозяйствующих
субъектов различных форм собственности,
в том числе 1,5 тысяч крупных предприятий,
550 банков. Влияние теневой экономики затрагивает
все стадии процессов производства и перераспределения
ресурсов, нарушает целостность экономических
систем, сокращает доходы бюджетов всех
уровней. Теневая экономическая деятельность
сопровождается не только масштабным
выводом ресурсов из официального оборота,
но и искажением статистической, финансовой,
налоговой отчетности, снижением транспарентности
экономики. В теневом обороте сконцентрированы
огромные ресурсы, которые в случае их
легализации могут стать резервом для
выхода из кризиса и обеспечения экономического
роста. Значимость противодействия теневой
экономике признается на государственном
уровне, отмечена в посланиях Президента
РФ Федеральному Собранию, постановлениях
Правительства РФ. Отечественные и зарубежные
исследователи часто обращают внимание
на компенсационную функцию теневой экономики.
Она частично сглаживает негативные последствия
непродуманных решений властей, в частности,
поглощает излишки предложения рабочей
силы, позволяет функционировать предприятиям,
которым грозит закрытие, снабжает дешевой
продукцией потребителей с низкими доходами.
В период усиления кризисных экономических
явлений начинает превалировать деструктивная
функция теневой экономики, а компенсационное
влияние снижается. Это еще раз подтверждает,
что разработка научно обоснованных мер
по противодействию теневой экономике
является актуальной и практически значимой
задачей в современных условиях.
На сегодняшний день отсутствует
комплексный подход к противодействию
теневой экономике, ведется борьба
только с отдельными ее проявлениями.
Научное изучение теневой
экономики начато в 30-е годы XX века.
Отечественные исследования в этой области,
в большей степени, развивают западные
концепции и теории (в рамках институциональной
парадигмы «теорию неформальной экономики»
К. Харта, «экономическую теорию преступлений
и наказаний» Г. Беккера, концепцию «преступности
среди людей в белых воротничках» Э. Сатерленда,
в русле неоинституционального подхода
концепций С. Дэварэйджена, К. Джонса, М.
Ромера, М. Морриса, М. Ньюмена и др.).
Современная теория теневой
экономики во многом базируется на
исследованиях Э. де Сото. Значимы исследования
теневой экономики, проведённые А. Портесом,
С. Сассен-Куб, С. Бруско, Й. Убаррой в контексте
теории экономических систем. Специально
проблему теневой экономики в советском
обществе исследовали Г. Гроссман, А. Каценелинбойген,
М. Лос, Л. Шелли.
В наши дни, в отечественной
науке проблемы выявления и оценки
масштабов теневой деятельности,
её влияния на экономическую безопасность
страны активно разрабатывают Г.
Агарков, С. Барсукова, Н. Бокун, В. Головачёв,
М. Завельский, В. Исправников, Л. Косалс,
Л. Красавина, Ю. Латов, Д. Липницкий, Ж.
Лукашина, Д. Макаров, Л. Никифоров, А. Пономаренко,
В. Попков, Ю. Попов, В. Радаев, Г. Синилов,
М. Тарасов, А. Татаркин, Л. Тимофеев, А.
Шеншин, Н. Эриашвили, А. Яковлев
Основными направлениями
правового обеспечения ликвидации
теневой экономики являются, с
одной стороны, создание условий
для ведения честного бизнеса, экономической
заинтересованности в законопослушании,
прежде всего посредством совершенствования
налогового законодательства в направлении
снижения издержек налогоплательщика
и налоговых ставок без нанесения
ущерба бюджетам всех уровней на основе
принципа Лаффера и упрощения законодательства,
регулирующего хозяйственную деятельность
и налогообложение, доступа к нормативной
документации и комментариям к ней, с другой
- создание условий высокого риска ведения
теневого бизнеса.
Одним из инструментов
государственного воздействия на
теневой сектор экономики является
индикативное планирование, позволяющее
повысить качество межведомственного
сотрудничества. Основным моментом
в индикативном планировании
является механизм по приданию
действенности решениям правительства,
принятым на макроэкономическом
уровне. Это в дальнейшем будет
способствовать консолидации экономических
ресурсов всех субъектов хозяйственной
деятельности для реализации
расставленных приоритетов в
сфере сдерживания теневой активности.
1. Конвенция Организации Объединенных
Наций против коррупции от 31 октября
2003 года.// Собрание законодательства
Российской Федерации. 26 июня 2006 г.
№ 26. Ст. 2780.
2. Конвенция Совета Европы об
уголовной ответственности за
коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.).//
Совет Европы и Россия. 2002. №
2.
3. Конвенция Совета Европы о
гражданско-правовой ответственности
за коррупцию (Страсбург, 9 сентября
1999 г.) .// Совет Европы и Россия. 2002. № 2.
4 Федеральный закон «О противодействии
коррупции» от 28 декабря 2008 г. №534-Ф3.
5 Федеральный закон «О валютном
регулировании и валютном контроле» от
10 декабря 2003 г. № 173-Ф3// Российская газета.
2003. 17 декабря. С. 12, 14.
6 Ясин Е. Государство и экономика
на этапе модернизации// Вопросы экономики.
2006. № 4. С. 4- 16.
7 Левчук В.В. Макроэкономические
аспекты государственного воздействия
на теневой сектор экономики. Автореф.
дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Ростов-на-Дону,
2006.