Теорема Коуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Во-первых, она раскрывает экономический смысл прав собственности. Согласно Коузу, экстерналии (т. е. расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко, размыты. Когда права определены четко, тогда все экстерналии «интернализируются» (внешние издержки становятся внутренними). Не случайно главным полем конфликтов в связи с внешними эффектами оказываются ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые до этого прав собственности в принципе не существовало.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

1.Теорема Коуза утверждает, что: в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны.

Из «теоремы Коуза» следует  несколько важных теоретических  и практических выводов.

Во-первых, она раскрывает экономический смысл прав собственности. Согласно Коузу, экстерналии (т. е. расхождения  между частными и социальными  издержками и выгодами) появляются лишь тогда, когда права собственности  определены нечетко, размыты. Когда  права определены четко, тогда все  экстерналии «интернализируются» (внешние  издержки становятся внутренними). Не случайно главным полем конфликтов в связи с внешними эффектами  оказываются ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые до этого прав собственности  в принципе не существовало.

Во-вторых, теорема Коуза  отводит обвинения рынка в  «провалах». Путь к преодолению экстерналий  лежит через создание новых прав собственности в тех областях, где они были нечетко определены. Поэтому внешние эффекты и  их отрицательные последствия порождаются  дефектным законодательством; если кто здесь и «проваливается», так это государство. Теорема  Коуза по существу снимает стандартные  обвинения в разрушении окружающей среды, выдвигаемые против рынка  и частной собственности. Из нее  следует обратное заключение: к деградации внешней среды ведет не избыточное, а недостаточное развитие частной  собственности.

В-третьих, теорема Коуза  выявляет ключевое значение трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав собственности  перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность  и структуру производства.

В-четвертых, теорема Коуза  показывает, что ссылки на внешние  эффекты — недостаточное основание  для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек оно излишне, в случае высоких — далеко не всегда экономически оправданно. Ведь действия государства сами сопряжены с положительными трансакционными издержками, так что лечение вполне может быть хуже самой болезни.

2. Теория общественного  выбора утверждает, что: решение, принимаемые политиками, политическими и государственными органами проистекают из их собственных интересов.

Объектом анализа теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами  ее анализа считаются избирательный  процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования  и конституционная экономика. По аналогии с рынком совершенной конкуренции  она начинает свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему  фактору. Теорию общественного выбора называют иногда новой политической экономией, так как она изучает  политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители  этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства  в экономику. Последовательно развивая принципы классического либерализма  и используя методы микроэкономического  анализа, они активно вторглись  в область, традиционно считавшуюся  полем деятельности политологов, юристов  и социологов. Такое вмешательство  получило название «экономического  империализма». Критикуя государственное  регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а  сам процесс принятия правительственных  решений.

Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного  для ограниченной группы избирателей  политического решения называют лоббизмом. Практика взаимной поддержки депутатов путём «торговли голосами» называется логроллингом. Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» — закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение (принятие), к нему добавляют всё новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Это таит в себе опасность для демократии, так как принципиально важные решения могут быть «куплены» предоставлением частичных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.

3.Зависимость между размерами  дохода бюджета и налоговой  ставкой представлена кривой Лаффера.

На рис. по оси ординат отложены налоговые ставки R, а по оси абсцисс - поступления в бюджет Y. При увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок R* обеспечивает максимальное поступление бюджет Y*.

При дальнейшем повышении  налогов стимулы к труду и  предпринимательству падают, и при  стопроцентном налогообложении  доход государства будет равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно.

Другими словами, в длительной перспективе снижение чрезмерно  высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости  и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма  налоговых поступлений, вырастет объем  государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера проявляется  лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.

Таким образом, преодолевается противоречие между необходимостью максимального увеличения доходов  государства и ограниченными  возможностями хозяйствующих субъектов  и населения и обеспечивается увеличение доходов на основе стимулирования роста производства через налоговые  ставки, льготы и налоговую базу.

4.Доминирование кейнсианских  взглядов в экономической политике с 30 по 70-е годы связано с тем, что они объяснили причины Великой Депрессии и предложили способы оздоровление экономики.

Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому —  склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство  должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

Кейнс предлагал следующий  выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос  в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.

Основные методологические положения подхода Дж. М. Кейнса:

Важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения  ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

Рыночная экономика не может саморегулироваться и поэтому  вмешательство государства неизбежно.

Кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции «эффективного  спроса», который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.

Введение термина «эффективный спрос» стимулировало анализ макроэкономических показателей, что позволило выяснить, как функционирует экономическая  система в целом, движется поток  производимой, распределяемой и потребляемой стоимости.

Основным инструментом регулирования  экономики признавались бюджетная  политика, на которую возлагались  задачи обеспечения занятости рабочей  силы и производственного оборудования.

5. Предположим, что ВВП  увеличился с 500 млрд. долл. до 600 млрд. долл., а дефлятор ВВП с 125 до 150. Как изменится величина реального  ВВП?

Не изменится.

 

 

 

 

6. Как изменится величина  денежной массы при увеличении  скорости обращения денег на 20%, падении объема производства  на 10%,и индексе цен, равном 0,95?

Денежная масса сократится на 28% .

 

7. Если в экономике  протекает инфляция издержек, а  государство проводит политику  сужение спроса то результат: замедление роста цен при еще большем сужении производства.







 

8.В данном году естественный  уровень безработицы составлял  5%, а фактический уровень- 9%, номинальный  ВВП в том же году составил 500 млрд. долл. Каков объем потенциального  ВВП, какой объем был потерян  из-за безработицы ( дефицит ВВП)

Закон Оукена (закон естественного  уровня безработицы) — если фактический  уровень безработицы превышает  естественный уровень на 1%, отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2-2,5%.

 

 

 

 

Б)

А) ВНП= 555 млрд. долл. Б) ВНП  деф=0,1

9.В таблице приведены  данные о величине спроса на  инвестиции при различных ставках  процента. МРС=0,6

Ставка процента

Плановые чистые инвестиции

8

115

7

140

6

165

5

190

4

215


 

А) Как изменится равновесный  реальный ВВП, если объем государственных  закупок увеличится на 20 долл.?

Б) Как изменится равновесный  объем реального ВВП, если правительство  получило эту сумму путем увеличения налогов на 20 долл.?

В) Как изменится равновесный реальный ВВП, если правительство получило 20 долл. на денежном рынке, что привело увеличение ставки процента с 6% до 7%?

А)

 

 

Б)

 

 

В)

 

10) Чему равен мультипликатор инвестиций: а) 20; б) 5; в) 10; г) 3; если исходный уровень инвестиций равен 200 д.е., а ВНП=1000 д.е., затем уровень инвестиций составил 300 д.е., ВНП 2000 д.е.

 

Ответ: в


Информация о работе Теорема Коуза