Теоретические основы денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования определяется необходимостью разъяснения и описания ряда еще не решенных до конца проблем.
Основная цель: Описать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
описать теоретические аспекты денежно-кредитной политики
определить специфику Банка России
рассмотреть типы денежно-кредитной политики
определить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….2
Сущность и функции денежно-кредитной политики…………….4
Принципы и цели денежно-кредитной политики………………..16
Основные типы денежно-кредитной политики……………….…23
Заключение…………………………………………………………26
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по ден.регулированию.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования РФ

Финансовый  университет при правительстве  Российской Федерации

Заочный финансово-экономический  институт

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Денежно-кредитное регулирование экономики»

на тему:

«Теоретические основы денежно-кредитной политики»


 

 

 

Выполнила: студент 2 курса

магистратуры

Факультет ФиК

Побегайло Юлия

Специальность: банковское дело

Группа М-ЭФ 204

Проверила: Мартыненко Н. Н.

к.э.н., доцент

 

Москва 2013

 

Содержание

 

 

    1. Введение…………………………………………………………….2
    2. Сущность и функции денежно-кредитной политики…………….4
    3. Принципы и цели денежно-кредитной политики………………..16
    4. Основные типы денежно-кредитной политики……………….…23
    5. Заключение…………………………………………………………26
    6. Список литературы………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Россия - страна со сложной экономической и политической судьбой. Периодически экономика нашей страны, а вместе с ней, и ее денежно-кредитная политика оказываются в критических ситуациях.

В связи с  чем, исследование денежно-кредитной  политики Российской Федерации представляет сегодня для нас определенный интерес.

Государственная денежно-кредитная политика традиционно  рассматривается как важнейшее  направление экономической политики государства.

Высшая цель государственной денежно-кредитной  политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, на определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью разъяснения и описания ряда еще не решенных до конца проблем.

Основная цель: Описать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым  решить следующие задачи:

  • описать теоретические аспекты денежно-кредитной политики
  • определить специфику Банка России
  • рассмотреть типы денежно-кредитной политики
  • определить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики России.

Данная курсовая работа состоит из трех глав. Во введении дается обоснование темы, говорится  о цели, задачах, ее актуальности, о  материале исследования, о структуре  работы. В первой главе мы рассмотрим структуру денежно-кредитной системы, выясним, в чем состоит ее сущность, и рассмотрим функции Банка России. Во второй главе мы уделим внимание принципам и целям денежно-кредитной политики. В третьей главе мы рассмотрим типы денежно-кредитной политики. В заключении подводятся итоги проделанной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и функции денежно-кредитной политики

 

В основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, которая  включает исследования процессов воздействия  денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.1

Длительное  время среди экономистов ведутся  дискуссии по проблемам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено  двумя различными подходами к  теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом - с другой.

И современные  кейнсианцы и монетаристы признают, что состояние денежной сферы  и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам его механизм.

С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен  определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - спрос и предложение денег.

Кейнсианский  подход

Теория активного  государственного вмешательства в  виде налогово-бюджетной (фискальной) и кредитно-денежной политики благодаря  активному стимулированию эффективного спроса создана английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом, нашедшая отражение в главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» ( 1936 г.) Распространено понятие «кейнсианская революция»2, отражающее новые подходы в экономической теории: необходимость государственного вмешательства в экономику на макро уровне для стабилизации внутренне неустойчивой экономики.

Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций - к изменению в уровне национального производства.

Кейнсианцы  отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег  и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.

Кейнсианцы  считают денежно-кредитное регулирование  не столь эффективным средством  стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

Кредитно-денежная политика государства направлена на изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) с целью воздействия  на уровень инвестиций при помощи банковской ставки процента. Кейнс рассматривал модель стимулирующей политики (снижение учетной ставки ради роста инвестиций).

Государство должно увеличивать свои расходы. Дефицит  государственного бюджета, возникающий  при такой политики, может покрываться  кредитно-денежной эмиссией. Небольшие темпы инфляции, сопровождающие дефицитную политику, являются стимулирующими.

Монетаристский  подход

Формирование  теории монетаризма в 60-70-х годах XX столетия происходило в рамках возрождения традиций неоклассического направления в экономической  и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: деньги - главная движущая сила рыночной экономики. Наиболее известный теоретик монетаризма М.Фридмен - лауреат Премии Альфреда Нобеля по экономике, которая ему присуждена «За достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за показ им сложности стабилизационной политики». Основные работы: «Капитализм и свобода» (1962), «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960» (1963), «Доллар и дефицит» (1968), «Деньги и экономическое равновесие» (1973).

-   монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, так как ни одно правительство не может быть мудрее рынка; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно - нашими»; «чем меньше доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей»3;

-   Методология Монетаризма заключается в том, что рынки в достаточной мере конкурентные, рыночная система без особого вмешательства государства способна обеспечить значительную макроэкономическую стабильность.

-   Инструментами саморегулирования экономики являются гибкие цены, заработная плата и ставки процента.

-   В макроэкономической политике М. отводит главное место монетарной политике и второстепенной бюджетно-налоговой ( фискальной ) политике.

-   для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует»4. Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы;

Теория денег Монетаризма была первоначально представлена в работе М. Фридмена «Количественная теория денег» в 1956 г. От традиционной количественной теории это исследование отличалось следующими моментами:

-   проблема скорости обращения денег рассматривалась как проблема теории спроса; место утверждения о том, что скорость обращения представляет постоянную величину, заняло утверждение о том, что функция скорости обращения денег носит постоянный характер.

-   М. Фридмен и его последователи разрабатывали вопросы о конкретных свойствах функции спроса на деньги. Фридмен создал особую теорию портфельного подхода к спросу на деньги .В отличии от кейнсианского противопоставления денег и ценных бумаг при формировании портфеля ( набора активов ) хозяйствующего субъекта , в модели Фридмена наличность выступает как одна из составляющих в процессе потребительского выбора среди других видов активов.

-   Единственный фактор, который объясняет колебание спроса на деньги - это реальный, скорректированный на динамику цен, доход. В расчетах Фридмен предлагал использовать не обычный показатель текущего дохода, а так называемый постоянный (permanent) доход, определяемый как средняя взвешенная из текущего и всех прошлых уровней дохода. Предъявляя спрос на деньги, хозяйственный субъекты ориентируются не на сиюминутный, а на прошлый доход, что соответствует адаптивной модели формирования ожиданий.

-   Монетаристы разделяют теорию нейтральности денег, в соответствии с которой, изменение количества денег, находящихся в обращении, в долгосрочном периоде не влияет на реальный объем производства, но на коротких промежутках времени такое воздействие возможно.

-   При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, в конечном счете, это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого, М.Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

«Денежное правило» М.Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Именно такой  прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста валового национального продукта будет падать.

Интерес к рекомендациям  монетаристов о применении «денежного правила» на практике «вспыхнул» в  начале 70-х годов XX столетия, когда  кейнсианская концепция «формирования  эффективного совокупного спроса»  посредством мер государственного (фискального и бюджетного) регулирования на фоне возникшей стагфляции, непрекращающегося роста процентных ставок и нестабильности валютных курсов показала свою неэффективность. Монетаристские рецепты с конца 70 - начала 80-х годов реализовались в известные программы «неоконсерваторов» - «рейганомика в США, «тетчеризм»в Великобритании.

Политика монетаризма  в тот период оказалась успешной в экономической практике многих стран, однако сам М. Фридмен отмечает, что пользоваться монетарными рычагами следует очень осторожно. Развивая мысль Джона Стюарта Милля, М.Фридмен сравнивает деньги с механизмом, очень эффективным, но и очень капризным, поломка которого повергает в конвульсии все другие механизмы. Поэтому М.Фридмен советует экономистам и политикам избегать резких скачков, давая обществу возможность приспособиться к некоторому постоянному темпу роста определенного денежного агрегата, не переоценивать хорошую политику и не повторять ошибок.

Итак, под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.6

Информация о работе Теоретические основы денежно-кредитной политики