Теоретические основы государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы будет обзор и анализ финансовой системы общества, в частности РФ, а так же ее главного звена – государственного бюджета.
В соответствии с намеченной целью поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы государственного бюджета;
раскрыть структуру расходов и доходов государственного бюджета;
проанализировать современное состояние государственного бюджета.

Файлы: 1 файл

Экономика России.docx

— 54.27 Кб (Скачать файл)

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ  развития.

 

2.1. Бюджетный  дефицит РФ: причины и последствия

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется "балансом дохода".

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется "бюджетным дефицитом". Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени». Отсюда и название – «теневая экономика».

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30%). Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр» субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов4.

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколении, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операции этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.5

Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита.

Таким образом, постоянный бюджетный дефицит, вызывая рост государственного долга может иметь самые серьезные последствия для развития экономики. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится "разгрузить" бюджет, т. е. уменьшить его дефицит. Практика принятия бюджетов показывает что "разгрузка" бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно "урезаются" социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.

Итак, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов.

Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы бюджетного дефицита:

1. Сокращение  бюджетных расходов. Этот путь  преодоления бюджетного дефицита  самый простой и самый болезненный, т.к. государство обычно финансирует  те нужды общества, которые не  могут быть охвачены рынком  в силу их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества.

2. Изыскание  источников дополнительных доходов. С ростом инфляции быстро растут  абсолютные суммы доходов фирм  и граждан, а значит и налоги  с этих доходов. Но вследствие  инфляции растут и расходы  бюджета. Как показывает мировой  опыт, расходы бюджета возрастают  быстрее, чем суммы налоговых  поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня  и по нынешним ценам, а налоги  всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне  цен.

3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых  для финансирования государственных  расходов. Самый легкий и самый  опасный способ затыкания дыр  в бюджете - эмиссия наличных и  безналичных денег сверх реальных  потребностей экономики. Такая эмиссия  подобна финансовому наркотику - она на время снимает боль  и тревогу, но затем порождает  еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напечатать  дополнительные деньги нетрудно  и выплатить ими повышенную  зарплату. Но общенациональный рынок  сразу определит истинную цену  этим деньгам, отреагировав на  их появление скачком цен или  исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег - мотор инфляции, а бюджет всегда  проигрывает "гонку" с инфляцией.

4. Одалживание  денег у граждан, банков, хозяйственных  организаций, других государств  и иностранных финансовых организаций. Подобно гражданину или хозяйственной  организации государство при  нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного  государственного банка (этот путь сегодня и использует Россия), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны6.

Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мною были произведены исследования, что помогло мне выяснить следующее - государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы. - 2008. -№11. – 12 с.
  2. Брайчева Т.В. Государственные финансы России. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
  3. Бурцева С.А. Статистика финансов. – М., 2010. – 288 с.
  4. Дементьев Д.В. Бюджетная система России.- Новосибирск, 20. – 126 с.
  5. Живалов В.Н., Финансовая система России. - М.: «Экономика», 2009 – 11 с.
  6. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы. - 2007. -№1. – 35 с.
  7. Лушин С. Актуальные проблемы бюджета. // Экономист. - 2010. - 7. -  63 с.
  8. Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики. // Экономист – 57 с
  9. Немировский И.Б., Старожукова И.А. Бюджетирование. От стратегии до бюджета — пошаговое руководство. — М.: «Диалектика», 2006. — 596 с.
  10. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М.: Юнити, 2011.
  11. Романовский В.М., Врублевский О.В. Бюджетный процесс РФ. - Учебник. - М.: Юрайт, 2009. – 615 с.
  12. Ткачук М.И. Государственный бюджет. Учебное пособие – М.: Высшая школа, 2011. – 45 с.
  13. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник./Под ред. В.К.Сенчагова и А.И.Аронова.- М.:Проспект,2010, 496 с.
  14. Финансы: учебник./Под ред. М.В. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2010.
  15. Живалов В.Н., Финансовая система России. - М.: «Экономика», 2009 – 11 с.

Нормативно-правовые акты

      11.«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

      12.Федеральный закон от 15.08.96 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (ред. от 18.12.2006 N 233-ФЗ)

 

 

1 Ткачук М.И. Государственный бюджет. Учебное пособие – М.: Высшая школа – 45 с.

 

2Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы. - 2008. -№11. – 12 с.

 

3 Живалов В.Н., Финансовая система России. - М.: «Экономика», 2009 – 11 с.

4 Лушин С. Актуальные проблемы бюджета. // Экономист. - 2010. - 7. -  63 с.

 

5 Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) 
 

 

6Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики. // Экономист – 57 с.

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы государственного бюджета